Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе технико-экономических показжателей эффективности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – рассмотрение себестоимости, прибыли и рентабельности в теоретическом аспекте на примере ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» и разработка путей повышения этих показателей.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– определить значение понятий себестоимости, прибыли и рентабельности организации;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Себестоимость, прибыль и рентабельность - основные качественные показатели деятельности предприятия. 6
§ 1. Экономическая сущность себестоимости продукции. 6
§ 2.Структура себестоимости и классификация затрат. 7
§ 3. Экономическая сущность прибыли, её источники и функции. 12
§ 4. Рентабельность предприятия, её значение и сущность. 17
Глава 2. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности на ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» г. Иркутска. 21
§ 1. Общая характеристика предприятия ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» г. Иркутска. 21
§ 2. Анализ затрат на производство продукции. 23
§ 3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 25
§ 4. Анализ затрат на один рубль товарной продукции 26
§ 5. Факторный анализ прибыли 28
§ 6. Анализ рентабельности предприятия. 30
Глава 3. Мероприятия и рекомендации качественного использования показателей эффективности деятельности предприятия. 33
§ 1. Резервы снижения себестоимости. 33
§ 2. Пути увеличения прибыли и рентабельности продукции. 35
§ 3. Пути и мероприятия, направленные на повышение исследуемых показателей на предприятии ОАО «ИЗНМ» г. Иркутска 36
§ 4. Проведённые мероприятия по снижению себестоимости продукции на ОАО «ИЗНМ» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованной литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономике предприятия.docx

— 194.62 Кб (Скачать документ)

В заключение анализа прибыли на предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении  качества обслуживания населения.

§ 6. Анализ рентабельности предприятия.

 

На уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно  – хозяйственных факторов: уровень  организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура  продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль  по видам деятельности и направления  ее использования.

Методология факторного анализа показателей  рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной  деятельности.

Факторы, влияющие на рентабельность:

  • Выручка от реализации продукции;
  • Себестоимость продукции;
  • Внереализационные доходы;
  • Величина налогов, выплачиваемая из прибыли.

В ходе анализа рентабельности (Р) продукции нужно рассчитать влияние  каждого фактора на изменение  рентабельности продукции по системе  методом цепных подстановок:

Р = (ВРП - Налог - С)/С*100%

В ходе анализа прибыльности и рентабельности важно выявить основные резервы  предприятия повышения прибыли  и рентабельности, и наметить иероприятия по использованию резервов.

 

Таблица 5 - Данные для факторного анализа рентабельности на ОАО «Иркутский завод нерудных материалов».

Показатели

Обозначения

Ед. изм.

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения

Выручка от реализации продукции

ВРП

тыс.руб

46800

53900

+7100

Налоги

Н

тыс.руб

7800

8983

+1183

Прибыль от реализации продукции (за вычетом налогов)

П

тыс.руб

5700

6417

+717

Полная себестоимость

С

тыс.руб

33300

38500

+5200

Рентабельность продукции

Р

%

17,12

16,67

-0,45


 

Решение:

Р = (ВРП - Налог - С)/С*100%

1.П = ВРП - С - Н

Ппр.пер. = 46800 - 33300 - 7800 = 5700 тыс.руб.

Потч.пер. = 53900 - 38500 - 8983 = 6417 тыс.руб.

2. Рпр.пер. = 5700/33300*100% = 17,12%

Ротч.пер. = 6417/38500*100% = 16,67%

3. 1) Фактор выручки от реализации продукции:

Р = (53900 - 33300 - 7800)/33300*100% = 38,44%

ΔР = 38,44 - 17,12 = 21,32 %

2) Фактор - налоги:

Р = (53900 - 33300 - 8993)/33300*100% = 34,89%

ΔР = 34,89 - 38,44 = -3,55%

3) Фактор - затраты на производство  и реализацию продукции:

Р = 16,67%

ΔР = 16,67 - 34,89 = -18,22%

4) Влияние всех факторов:

∑ ΔР = 21,32 - 3,55 - 18,22 = -0,45%

В целом по предприятию ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» рентабельность уменьшилась на 0,45% - это негативный фактор. На это повлияло: увеличение объема выручки от реализации продукции, увеличение размера налога, повышение себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Мероприятия  и рекомендации качественного использования показателей эффективности деятельности предприятия.

§ 1. Резервы снижения себестоимости.

Выявление резервов снижения себестоимости  должно опираться на комплексный  технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и  организационного уровня производства, использование производственных мощностей  и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Определение резервов снижения себестоимости - это конечная цель анализа. При  этом резервы делятся на две группы:

  • Непроизводительные расходы - потери от брака, потери от простоев, недостача и порча материалов, увеличение расходов запасных частей, деталей;
  • Неоправданные перерасходы по статьям затрат: по оплате труда; по материальным затратам, по комплексным статьям.

Проведение мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции, товаров, работ, услуг целесообразно  только после всестороннего анализа  себестоимости, выявление сложных связей между себестоимостью, определяемой для целей бухгалтерского учета, и расходами, учитываемыми для целей налогообложения в соответствии с тем режимом налогообложения, в котором работает хозяйствующий субъект.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так, значительную долю в структуре  издержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13—14%, развитых стран — 20—25%). Поэтому  актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда  можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них —  механизация и автоматизация  производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию  применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения  организации производства и труда. Нередко предприятия приобретают  или берут в аренду дорогостоящее  оборудование, не подготовившись к  его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные  на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального  их использования. На первый план здесь  выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно  и повышение требовательности и  повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращения расходов по амортизации  основных производственных фондов можно  достичь путем лучшего использования  этих фондов, максимальной их загрузки.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем  больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных  со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией, и др.). Вместе с тем приобретение сырья  и материалов крупными партиями имеет  свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.

В сочетании с традиционными  путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы  позволят в комплексе довести  величину издержек производства до оптимального уровня.

§ 2. Пути увеличения прибыли и рентабельности продукции.

В ходе анализа прибыльности и рентабельности важно выявить основные резервы  предприятия, повышение прибыли  и рентабельности, и наметить мероприятия  по использованию резервов.

На каждом предприятии должны предусматриваться  плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти  мероприятия могут быть следующего характера:

  • увеличение выпуска продукции;
  • улучшение качества продукции;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий  вытекает, что они тесно связаны  с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции  и использование факторов производства.

В процессе разработки планов по прибыли  важно учесть все факторы, влияющие на величину прибыли, а также, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.

Мероприятия по увеличению рентабельности:

  • снижение себестоимости продукции;
  • повышение производительности труда;
  • сокращение непроизводственных затрат;
  • снижение потерь от брака;
  • сокращение административно-управленческого персонала и др.

В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться не только к получению  максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже  полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

§ 3. Пути и мероприятия, направленные на повышение исследуемых показателей  на предприятии ОАО «ИЗНМ» г. Иркутска

Суммируя данные после проведенного анализа, можно сделать вывод  о том, что ОАО «ИЗНМ» в настоящих  условиях в целях снижения себестоимости  и роста прибыли и рентабельности производства должно стремиться к:

    1. Уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;
    2. Уменьшению остатков нереализованной продукции;
    3. Ускорению процесса оборачиваемости оборотных средств;
    4. Снижению затрат на рубль товарной продукции;
    5. Росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;
    6. Увеличение в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий;

На  мой взгляд, увеличить прибыль  предприятия возможно, предприняв ряд  определенных мер, тем более что  отрасль и вид деятельности позволяют  это:

    1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новых, прогрессивных технологий, механизация и автоматизация производственных процессов; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. Это весьма затратный путь, но денежные вложения окупаются за счет ускорения процесса производства нерудных материалов, снижения их себестоимости, тем самым повышая прибыль завода и увеличивая рентабельность производства.
    2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
    3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.
    4. Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.
    5. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья, что для работы с природным материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.
    6. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.

§ 4. Проведённые мероприятия по снижению себестоимости продукции на ОАО «ИЗНМ»

В июне 2012 года был реализован проект по снижению себестоимости продукции по цеху № 1, суть проекта заключается в следующем: отказ от услуг по перевозке сырья ООО «Шелеховская автобаза», приобретение в собственность самосвалов для перевозки сырья от карьера «Солдатский» до цеха №1.

Данный проект позволил снизить  себестоимость продукции по цеху №1.

Экономические расчёты по данному проекту.

Расходы на услуги ООО «Шелеховская автобаза» за 2011 год составили 3500 тыс. рублей. Было перевезено 275 тыс. тн. ГПС.

Таблица 6

Расходы на услуги ООО «Шелеховская автобаза» за 2011 год

 

Сумма расходов

(тыс. руб.)

Количество перевезённой ГПС (тыс. тн.)

Стоимость перевозки 1 тонны  ГПС (руб.)

3500

275

12,72


 

При использовании собственных  самосвалов стоимость перевозки  одной тонны ГПС складывается из следующих расходов ежедневно.

  1. Заработная плата водителя: 10 тыс. руб./мес.
  2. ЕСН: 10тыс. руб. * 0,26 = 2,6 тыс. руб./мес.
  3. Итого: 10тыс. руб. + 2,6 тыс. руб. = 12,6 тыс. руб.

     Ежедневные расходы 12,6тыс.  руб./24 = 525 руб.

  1. ГСМ: (расход дизельного топлива, а/м КрАЗ 80 литров на 100 км.)

Транспортное плечо –  3 км (1,5 км в одну сторону)

Количество ходок – 20

     Суточный пробег = 3,0 км.*20 = 60 км.

     Цена дизельного  топлива в 2005 году 12,5 р./литр.

     Расход на  ГСМ в день = 80/100*60*12,5 = 600 руб.

  1. Запчасти: планируемый расход по данным статистических расходов транспортных компаний 80000 руб. в год. Ежедневные расходы 80000руб./288 рабочих дней = 27,78 руб.
  2. ОСАГО + транспортные разрешения: 8 тыс. руб./год.

    В день 8 тыс. руб./288 рабочих дней = 27,78 руб.

ИТОГО в день 525 руб.+600 руб.+277,78 руб.+27,78 руб. = 1430,56 руб.

Грузоподъёмность (объём  кузова, а/м КрАЗ) – 10 тонн.

Количество перевозимого сырья в день одним автомобилем:

10 тн. (вместимость кузова) * 20 (количество ходок) = 200 тн.

Информация о работе Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе технико-экономических показжателей эффективности предприятия