Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе технико-экономических показжателей эффективности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – рассмотрение себестоимости, прибыли и рентабельности в теоретическом аспекте на примере ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» и разработка путей повышения этих показателей.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
– определить значение понятий себестоимости, прибыли и рентабельности организации;

Содержание

Введение 4
Глава 1. Себестоимость, прибыль и рентабельность - основные качественные показатели деятельности предприятия. 6
§ 1. Экономическая сущность себестоимости продукции. 6
§ 2.Структура себестоимости и классификация затрат. 7
§ 3. Экономическая сущность прибыли, её источники и функции. 12
§ 4. Рентабельность предприятия, её значение и сущность. 17
Глава 2. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности на ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» г. Иркутска. 21
§ 1. Общая характеристика предприятия ОАО «Иркутский завод нерудных материалов» г. Иркутска. 21
§ 2. Анализ затрат на производство продукции. 23
§ 3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 25
§ 4. Анализ затрат на один рубль товарной продукции 26
§ 5. Факторный анализ прибыли 28
§ 6. Анализ рентабельности предприятия. 30
Глава 3. Мероприятия и рекомендации качественного использования показателей эффективности деятельности предприятия. 33
§ 1. Резервы снижения себестоимости. 33
§ 2. Пути увеличения прибыли и рентабельности продукции. 35
§ 3. Пути и мероприятия, направленные на повышение исследуемых показателей на предприятии ОАО «ИЗНМ» г. Иркутска 36
§ 4. Проведённые мероприятия по снижению себестоимости продукции на ОАО «ИЗНМ» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованной литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономике предприятия.docx

— 194.62 Кб (Скачать документ)

При разработке сметы затрат на производство используются следующие методы:

Сметный метод основан на расчете всех затрат предприятия в целом и обеспечивает взаимоувязку разделов плана, так как сумма затрат по экономическим элементам определяется данными соответствующего раздела «Плана технико-экономического развития предприятия».

Сводный метод предусматривает свод в единую систему общих затрат по всем цехам основного, вспомогательного производства и обслуживающих хозяйски. В цеховую смету затрат включаются: прямые издержки данного цеха (материальные затраты и покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, начисления на их заработную плату, прочие прямые денежные расходы).

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, при ее калькулировании, затраты подразделяются на:

  • прямые, непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции и относимые к отдельным ее видам или заказам;
  • косвенные, связанные с работой цеха или предприятия в целом.

Последние относятся к себестоимости  отдельных видов продукции в  порядке распределения (т.е. косвенным  образом) по какому-либо установленному признаку (пропорционально объему производства или затратам и т.п.).

По отношению к объему производства затраты и расходы подразделяются на:

  • постоянные расходы, которые остаются неизменными при изменении объема производства: амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.;
  • переменные расходы, изменяющиеся пропорционально объему производства продукции (сдельная зарплата, сырье и материалы, технологическое топливо, электроэнергия, налоги и отчисления от сдельной зарплаты, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования исключая амортизацию) и др.

§ 3. Экономическая сущность прибыли, её источники и функции.

Прибыль, по мнению Прудникова, является конечным финансовым результатом предпринимательской  деятельности, предприятий и в  общем виде представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализуемой продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства готовой продукции. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом.3

Филатов, Рябова и Минаева дают следующее определение: прибыль  – это показатель, теснейшим образом  связанный с неопределенностью  будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с  достоверностью, а только с той  или иной степенью вероятности. Это  дает повод рассматривать прибыль как своеобразную плату за риск, так как неопределенность всегда порождает несоответствие между тем, что ожидается, и тем, что происходит на самом деле.4

С точки зрения современной англо-американской финансовой школы, которая получила признание во многих странах мира, в качестве приоритета в деятельности предприятия выступает не столько  прибыль, сколько ее производная  – максимизация доходов собственников. Такая целевая установка связана с тем, что предприятие может обеспечить рост прибыли, предположим, за счет экономии затрат на техническое обслуживание производства или подготовки кадров, но в будущем это может привести к снижению эффективности его функционирования из-за высокого уровня износа основных фондов или низкого уровня менеджмента на предприятии, следовательно, речь должна идти не только о формировании финансовых ресурсов предприятия, в том числе и прибыли, но и о таких направлениях их распределения и использования, которые позволили бы предприятию максимизировать его рыночную стоимость и соответственно обеспечить рост доходов собственников.5

Основными источниками получения  прибыли являются:

•первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия  по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;

•второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования  зависит от знания конъюнктуры рынка  и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля  предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.); от объемов  производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от структуры снижения издержек производства;

•третий источник происходит из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Размеры прибыли и возможности  ее роста находятся в сложной  зависимости от ряда факторов, важнейшие  из которых следующие:

  • объем реализации;
  • структура товарооборота;
  • величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);
  • уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль можно  разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

  • политическая стабильность;
  • состояние экономики;
  • демографическая ситуация;
  • конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
  • темпы инфляции;
  • ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

  • объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
  • производительность труда работников;
  • скорость оборачиваемости товаров;
  • наличие собственных оборотных средств;
  • эффективность использования основных фондов.

Вместе с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую  прибыль» (рис.2). Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов, минус затраты на производство и реализацию продукции), плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.), минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.) Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

Рисунок 2

 

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:

Пб=Пр+Пи+Пв.о. , где

Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, выделяют две основные функции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного  производства и стимулирующая функция.

Функция прибыли как меры эффективности  производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.

Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

§ 4. Рентабельность предприятия, её значение и сущность.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. 6

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы  используемого для организации  своей деятельности.7

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным  капиталом, рентабельность позволяет  сравнить уровень доходности предприятия  с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более  рискованные инвестиции требуют  более высокой прибыли, чтобы  они стали выгодными. Так как  капитал всегда приносит прибыль, для  измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был  необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность  деятельности предприятия.

Уровень общей рентабельности - это  ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия(рис.3). Но если требуется точнее определить развитие фирмы, исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить показатели рентабельности.

Рисунок 3

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  и дохода предприятия. По этой причине  они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Важным показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:

Р = П / К *100,

где П - сумма прибыли торгового предприятия,

К - средняя величина собственного капитала.

Этот показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.

Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия  рассчитывается по следующей формуле:

Р = П / ОФ *100,

где П - сумма прибыли;

ОФ - средняя стоимость основных фондов;

Аналогично высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных  средств, только вместо показателя средней  стоимости основных фондов применяется  показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют и вычисляют  один показатель рентабельности основных фондов:

Р = (П / (ОФ + МС) * 100),

где МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.

Если торговое предприятие арендует помещения или сдаёт помещения  в аренду, то среднюю стоимость  основных фондов целесообразно исчислять  с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств  определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных  и арендуемых основных фондов стоимости  объектов основных фондов, сданных  в аренду.

Наряду с основными показателями рентабельности используется большое  количество частных показателей, таких  как: рентабельность эффективности  текущих затрат (отношение п Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д.. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.

Информация о работе Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе технико-экономических показжателей эффективности предприятия