Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "АФХД"
1.Понятие ЭА,сущность
с греч анализ-разделяю. В узком смысле-разделение предмета на сост части и изуч этих частей как единого целого. В широком-научный способ познания предметов и явлений, основ на расчленении их на сост части и изуч их во всем разнообразии связей и зависимостей.
ЭА подраздел на макроА- на уровне нац эк-ки изуч явления и микроА- на пр-тии.
А явл связующим звеном между учетом и принятием управленч решения.
Содержание ЭА вытекает из задач. кот. он выполняет в с-ме управления пр-вом.
Посредствам А происходит осмысление инф-ции путем ее аналит обработки:
-сравнение результатов
-определение факторов, влияющ на результат
-выявление недостатков и перспектив развития. Т.о. ЭА можно рассматривать как д-ть по подготовке данных, необх для принятия научно обоснов управленческого решения. А тесно связан с планированием.
ЭА действенное ср-во выявления внутрихоз. резервов. А содействует рац эк мспользованию ресурсов, внедрению новой техники и технологий.
2. Предмет, объект, субъектЭА. Связь ЭА с др науками.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, кот она изучает с соотв целью присущими ей методами. Предметом АХД явл причинно-следств связи эк процессов и явлений. Это такие связи,кот отражают взаимозавис хоз оперций и при этом любая хоз опер явл одновременно и следствием и причиной других хоз опер. предмето являются эконом.процессы, проход. в орг-ции вследствие произв-ной, сбытовой, финансовой и др.видов деят-сти орг-ции, ее структ-х подразд. и ассоциаций, проявл-ся через с-му показателей и отраженные в план, учетных, отчетных и др. источниках информ.
^МЗ> ^ с/с >^Ц.
Главным методологич вопросом ЭА явл. классифик, систематиз, моделир и измерение причинно-следств связей.
Объект - эк рез хоз д-ти:
-объем реал-ции, выпуска прод-ции
-с/с, использование мат,фин,труд ресурс
-фин рез(приб,рентаб)
-фин состояние пр-тия
Объектами анализа могут быть экономические рез-ты всей хоз.деят-сти организ. или только некоторых ее сторон, отдельн. хоз.процессов.
Субъекты ЭА- все организации, отделы, должностные лица, кот проводят анализ или руководят. К ним относятся: фин органы, эк отделы орг-ций, бухгалтерия, планово-эк отдел, фин отдел, технический отдел, рабочие, отдел труда и з/платы, отдел АХД, служба заместителя директора по эк вопросам.
ЭА связан с рядом эк и неэк дисциплин.
- с эк теорией, кот изучая эк законы, механизм их действия, создает теоретич основу для развития всех эк дисциплин. При проведении ЭА необх учитывать действия этих законов. В то же время многочисл аналит исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных эк законов.изучение этих сведений позволяет формулировать новые,ранее неизв законы.
- с экономикой отраслей. ЭА невозможен без знания эк-ки отрасли, пр-тия.
- с планированием.
В ЭА используются план
- с БУ. Сведения БУ явл источником инф-ции для ЭА.чтобы более качественно обеспечить анализ инф-цией, сделать ее оперативной,правдивой, понятной вся с-мв БУ постоянно совершенств.
-со статистикой. Они используют одинаковые методы и способы эк исслед, одинаковые источники и-ции. Но стат-ка никогда не производит детальный анализ пр-ва на уровне подразделений пр-тия, а смотрит на обобщающие показатели
-матем и технологич науки.
-с аудитом
Т.о. ЭА явл синтезтрованной наукой,кот сформир путем слияния целого ряда наук и объединила отдельные их элементы. Результаты ЭА используют др науки.
4. Метод ЭА, черты. Методика ЭА
Метод – способ исследования предмета. Метод ЭА базируется на диалектической теории познания,кот исходит из того что все явл и процессы необх рассматр в постоянном движении,изменении и развитии
Характерные черты ЭА:
-необх постоянных сравнений
-каждое явл или процесс надо рассматр исходя из внутр противоречий, положит и отриц сторон каждого явления
-изучение ХД пр-тий должно производиться с учетом всех взаимосвязей
-ЭА способен не только установить прич-следств связь, но и давать их колич хар-ку, что делает анализ более точным
-каждый процесс или явл необх рассматр как совок элементов,кот связаны между со-бой. Эта хар-ка подразумевает детализацию факторов,их дальнейшею систематиз и обобщение, т.е из множества факторов выделяют те главные,кот оказали влияние ре-зультат.
Т.о. ЭА можно рассматр как системное комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на рез д-ти пр-тия путем обработки спец приемами системы показателей с целью повышения эф-ти функц. пр-тия.
Методика ЭА- совок аналитич способов и правил исслед эк явлений и процессов, подчиненных достижению целей анализа.
Любая методика включает следующие элементы:
1)Задачи и объекты анализа
2)Система показателей
3)Последовательность исследования
4)Способы исследования
5)Источники информации.
6)Сравнение результатов
При АХД используются следующие группы методик:
1)Традиц способы обработки эк ин-ции.
a.Способ относит и ср величин.
b.Аналитические группировки.
c.Графический способ.
d.Балансовый способ.
e.Способ табличного представления аналит данных.
2)Способы детерминир факторного А:
a.Способ цепных подстановок.
b.Способ абсолютных разниц.
c.Способ относительных разниц.
d.Индексный способ.
e.Способ пропорц деления и долевого участия.
f.Интегральный способ.
g.Способ логарифмирования.
3)Способы стохастич факторного А:
a.Корреляционный.
b.Дисперсионный.
c.Компонентный.
d.Многомерный.
4) методы оптимиз решения эк задач
а. линейное и нелин программирование
в. теория игр.
5. Сис-ма взаимосв показателей
Все объекты АХД находят свое отражение в сис-ме показателей пла-на,учета,отчетности и др источниках инф-ции.
Каждое эк явл или процесс определяется целым комплексом взаимосвяз показателей.
Показатели делятся на:
1-колич(объем,площадь) и качеств(с/с, производительность)
Изменение колич показ приводит к измен качеств, и наоборот.
2- общие (прибыль, производит) и специфич(для отдельных отраслей-влажность торфа)
3 по степени синтеза: обобщающие, частные и вспомогат(раб время на един выполненных работ)
4 абсолют(ден,натур) и относит(%,индекс)
5 факторные и результативные
6 по способу формирования: нормативные, плановые, учетные (данные бух, стат,операт учета), отчетные(данные бух, стат,оператив отчетности), аналитические (исчисляются в ходе самого анализа).
Все показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Комплексное изучение эк-ки пр-тий предусматривает систематиз показателей..
Система показателей:
1.п.исходных условий д-ти пр-тия
2.п.использования ср-в пр-ва
3.п.использования предметов труда
4.п.ипольз труд рес
5.п.пр-ва и сбыта пр-ции
6.п.с/с пр-ции
7.п.приб и рентаб
8.п.фин состояния пр-тия.
6. Классификация видов ЭА.
1.По отраслевому признаку:
-отраслевой и межотраслевой
2.по времени
-предварит (перспективный для обоснования планов, решений)
-последующий:оперативный сразу после соверш хоз операции (смена,сутки) и итоговы: за отч период (месяц) изучает комплексно информации
3.по пространственному признаку
-внутрифирм и межфирм
4.по функц признаку
-финансовый(изучение, прогноз т выявление резервов повыш устойчивости)
-управленческий(получение инф необх для планир и контроля)
-соц-эк (взаимосвязь эк и соц процессов)
-экономико-статистич
-экономико-экологич
-маркетинговый(для изуч внешней среды функционир пр-тия)
-инвестиционный
-функц-стоимостной(исследует ф-ции,кот выполняет объект изучения)
-логический
5.по методике изучения объектов
-качественный
-количественный
-экспресс-анализ
-фундаментальный
-маржинальный(эф-ть управленческих решений)
-эк-матем(вырабатывает наиболее оптим вариант решения эк задач)
6.по субъектам
Внутр и внешний
7.по степени охвата изуч объектов
-сплошной и выборочный
8.по содержанию программы
-комплексный и тематический.
? 7. Фактор. Классификация факторов.
Фактор – причина или движущая сила какого-либо явления, определяющая его характер или 1 из его черт.
При эк исследованиях под фактором понимается условия, необх и определяющие данный хоз процесс, а также причины, оказавшие влияние на результат этого хозяйственного процесса.
Классификация факторов:
1. Природные
2. Социально-экономические(жил условия работников,уровень культуры)
3. Производственно-
a) По значимости степени воздействия: основные и второстепенные
b) В зависимости от вклада трудового коллектива предприятия: независящие (внешние или объективные) и зависящие (внутренние или субъективные)
c) По времени воздействия: постоянные и временные (переменные)
d) По степени действия (охвату действия): общие и специфические
e) По характеру действия: экстенсивные и интенсивные
f) По свойствам отражаемых явлений: количественные и качественные
g) По возможности измерения: поддающиеся измерению и неподд измерению
h) По степени детализации и степени действия: просты и сложные (1, 2,3-го поряд-ка)
i) По способу определения: прямые и расчетные
По действию на результаты: положительные и отрицательные.
8. систематизация факторов.
Систематизация –размещение изучаемых явлений или объектов в опред порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности. Один из способов сист-ции факторов это создание детерминир факторных систем – представление изуч явлений в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и наход с ним в функц зависимости.
Вал пр-ция=ср кол-во рабочих*сргод выработка одного рабочего, кот зависит от кол-ва отраб дней 1рабочим в среднем в год и среднедн выработки 1 работника.
Детерминир системы охватывают наиболее общие факторы. Между тем исследование более конкретных факторов в ЭА имеет существ значение, чем общих. Из этого следует что необх изучать конкретные факторы, кот находятся в стохастич зависимости с результат фактором. Большое значение в исслед стох взаимосвязей имеет структурно-логич анализ. Он позволяет установить наличие или отсутствие прич-следств связей между исслед показателями,изучить их направление,форму зависимости. Анализ связи изуч показателей в ЭА осущ с помощью построения структурно-логич блок-схемы, кот позволяет установить наличие и направление связи не только между изуч факторами и рез показ, но и между самими факторами. Например,на с/с пр-ции растениеводства влияет урожайность, поизв труда, кол-во внесенного удобрения, качество семян,степень механизации пр-ва.
Т.о. систематизация факторов позволяет более глубоко изучить взаимосвязь факторов при формировании величины изучаемого показателя.
? 9. детерминир моделирование.
Моделирование –метод,с помощью кот создается модель объекта исслед. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с какими-либо факторами передается в форме конкретного математического уравнения (зависимости).
При моделировании детермин факт сис-м необходимо соблюсти ряд условий:
1.Факторы и модели
должны реально существовать, а
исходные данные должны
2.Факторы, входящие в модель должны находиться в причинно-следственной зависи-мости с результативным показат
3.Все показатели, входящие
в модель должны быть
4.Факторная модель
должна обеспечивать
Типы:
-Аддитивные модели-они использ,когда рез показ представляет собой сумму нескольких факторных показателей.
-мультипликативные-
-кратные- деление одного фактора на другой
-смешанные.
? 10. Способ сравнения
Используется во всех аналитических расчетах и является универсальным. В процессе сравнения неизвестные предметы или явления сопоставляются с уже известными, для определения общих черт, определения различий, изучения изменений, тенденций и закономерностей развития.
Могут сравниваться следующие показатели:
1. Фактические с плановыми – для оценки выполнения плана и проверки обоснованности плановых показателей.
2. Фактические с нормативными – для контроля за затратами.
3. Отчетные с показателями прошлых лет – для определения тенденции развития.
4. Показатели анализируемого предприятия со среднеотраслевыми показателями, со средними показателями по региону – для оценки достигнутого уровня, определения места в системе общественных связей.
5. Показатели предприятия с новейшими научными достижениями – для поиска резервов.
Выделяют следующие типы сравнительного анализа:
1. Горизонтальный – с его помощью определяются абсолютные и относительные отклонения по показателям
2. Вертикальный – применяется для расчета удельных весов
3. Трендовый – применяется для изучения темпов роста и прироста за ряд лет
4. Одномерный – сравнение осуществляется по одному показателю
5. Многомерный – по комплексу показателей
Информация для анализа должна быть приведена в сопоставимый вид. Условия приведения:
Информация о работе Шпаргалка по "Анализу финансовой деятельности предприятия