Ситуационный анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:28, курсовая работа

Описание

Одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.

Содержание

Введение
1. Место, роль и понятие ситуационного анализа в концеции экономического анализа
1.1. Ситуационный анализ как функция управления
1.2 Понятие и методы ситуационного анализа
1.2.1."Мозговая атака"
1.2.2. Двухтуровое анкетирование
1.2.3. Факторный анализ
1.2.4. Многомерное шкалирование
2. Методика проведения ситуационного анализа
2.1. Этапы ситуационного анализа
2.2. Методы проведения ситуационного анализа
3. Ситуационный анализ коммерческой деятельности предприятия « ЧП Масалев» и предложения по оптимизации торговых процессов
3.1. Организация системы товароснабжения
3.2. Состав основных поставщиков товаров. Определение оптимального партнера
3.3. Состав основных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментов рынка, оценка местонахождения предприятия
3.4. Анализ конкурентов и конкурентной среды
3.5. Анализ товарного ассортимента
3.6. Политика продвижения
3.7. Определение конкурентных преимуществ предприятия
3.8. Предложения по оптимизации торговых процессов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

 

Введение

1. Место, роль и понятие ситуационного анализа в  концеции  экономического анализа

1.1. Ситуационный анализ как функция управления

1.2 Понятие и методы ситуационного анализа

1.2.1."Мозговая атака"

1.2.2. Двухтуровое анкетирование

1.2.3. Факторный анализ

1.2.4. Многомерное шкалирование

2. Методика проведения ситуационного анализа

2.1. Этапы ситуационного анализа

2.2. Методы проведения ситуационного анализа

3. Ситуационный анализ коммерческой деятельности предприятия  « ЧП Масалев» и предложения по оптимизации торговых процессов

3.1. Организация системы товароснабжения

3.2. Состав основных поставщиков товаров. Определение оптимального партнера

3.3. Состав основных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментов рынка, оценка местонахождения предприятия

3.4. Анализ конкурентов и конкурентной среды

3.5. Анализ товарного ассортимента

3.6. Политика продвижения

3.7. Определение конкурентных преимуществ предприятия

3.8. Предложения по оптимизации торговых процессов

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

40

 



Введение

 

 

 

 

Одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Хорошо проведенный ситуационный анализ позволяет руководству даже процветающего предприятия избавиться от иллюзий и трезво взглянуть на истинное положение вещей на предприятии, наметить новые, наиболее перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности, в том числе составить перспективный бизнес-план, маркетинговый план или стратегическую маркетинговую программу.

Маркетинговый (ситуационный) анализ, охватывая в комплексе всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия, в конечном итоге должен привести к выдвижению новых идей и целей, выработке и оценке способов их достижения, соответствующих стратегических направлений развития и принятию решений руководства по их реализации. Подобный анализ может быть осуществлен только в том случае, когда его проведением руководит генеральный директор (директор) предприятия или акционерного общества.

Ситуационный анализ является одним из источников разработки прогнозов предприятия, бизнес-плана и других разделов перспективных планов. В международной практике принято проводить ситуационный анализ один-два раза в год не только в целях управления маркетинговой деятельностью, но и контроля за ней.

Основным предметом ситуационного анализа является непосредственное окружение предприятия, система, в которой оно действует: это потребители, конкуренты, торговцы, посредники по сбыту, а также поставщики.

При функциональном подходе выделяются четыре направления деятельности предприятия: снабжение, производство, организация НИОКР и сбыт. Кроме того, должны быть изучены и сферы деятельности, обеспечивающие нормальную работу предприятия: финансы, служба информации и кадровая политика, которые оказывают влияние на принятие решений в маркетинге.

Данная тема, безусловно, актуальна, поскольку  грамотный ситуационный анализ позволяет руководству предприятия наиболее точно понять место предприятия на рынке, изучить внешнюю и внутреннюю среду, позиционировать и оптимизировать функции предприятия.

Также данный вид анализа считается наиболее полным, поскольку охватывает всю производственно-хозяйственную деятельность и соответственно дает пользователю наиболее целостную объективную информацию[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место, роль и понятие ситуационного анализа в  концеции  комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия

 

1.1. Ситуационный анализ как функция управления

 

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, которые потребуются для выполнения плана. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.[2]

В настоящее время  в определение функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившаяся разноречивость.

              Можно сформулировать некоторые исходные позиции. В функциях проявляется сущность, содержание управления. Отсюда функция управления есть функция процесса управления.

Управление – это функция биологических, социальных, технических, организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Функция управления – направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приёмами и способами.

Схема 1.

 

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Механизм или функции управления

1Планирование

2Учёт

3Контроль

4Анализ

5Принятие управленческих решений


 

 

 

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Учёт – последовательное отражение фактов хозяйственной деятельности конкретной организации.

Контроль – одна из ведущих функций управления. Контроль -  процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Анализ организации управления представляет собой комплексный взаимосвязанный процесс исследования структуры и содержания управленческого цикла, организации управленческого труда, информационного, технического и математического обеспечения, состава органов и издержек управления. Он позволяет дать полную характеристику элементов, структурных подразделений и уровней системы управления, оценить их состояние и обосновать направления дальнейшего развития. В зависимости от поставленных целей и задач анализ может охватывать разные части управляющей системы.     Анализ является связующим звеном между всеми функциями управления и осуществляется циклически.

 

                                                                      А4

А1   Планирование    А2 Учет       А3 Контроль       Анализ        Принятие           А5

                                                                                                           управленческих                  

                                                                                   решений

 

 

              Рис. 2. Схема механизма управления.

              Рассмотрим сущность анализа на всех этапах управления:

   А1 – сущность анализа на данном этапе заключается в определение тенденций показателей и установление взаимосвязи  между показателями (исходя из прошлого опыта).

       А2 - сущность анализа на данном этапе заключается в выборе  наиболее оптимального варианта развития предприятия на перспективу

       А3 - сущность анализа на данном этапе заключается в определение отклонения фактических результатов деятельности  от плановых.

       А4 - сущность анализа на данном этапе заключается в определение факторов, оказавших влияние на отклонения фактических результатов от плановых, а также разработка мероприятий по усилению или снижению влияния факторов

       А5 - сущность анализа на данном этапе заключается в оценки принятых управленческих решений  и при необходимости их корректировка.

В общем сущность анализа заключается  в определении динамики  показателей их взаимосвязь, разработки  и оценки напряжённости планов, в определение факторов,  оказывающих влияние на отклонения фактических результатов деятельности от плановых,  разработки мероприятий по выходу из сложившихся ситуаций и т.д.

Одним из методов  экономического анализа  является ситуационный анализ.

 

1.2 Понятие и методы ситуационного анализа

 

 

Ситуационный анализ[3] — это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации.

Ситуационный анализ идет от конкретных ситуаций, проблем, возникающих в реальной деятельности организации, которым должно быть принято управленческое решение. Технологии ситуационного анализа позволяют не ограничиваться принятием управленческих решений в конкретной управленческой ситуации.  Они позволяют, основываться на более глубоком анализе ситуаций, установлении тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приёмы и концепции с конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Повседневные дела и текущие проблемы являются объектами ситуационного анализа. Ситуационный подход предполагает, что в деятельности ор­ганизаций, в особенности родственного профиля, есть много общего. В то же время каждая ситуация индивидуальна, и уп­равленческое решение необходимо принимать в той конкрет­ной ситуации, которая сложилась для объекта управления в данный момент.

В ситуационном анализе разработаны универ­сальные технологии, методы, приемы, которые годятся не толь­ко для одной отдельно взятой ситуации принятия решения, но и для целого класса ситуаций.
Однако только специально проведенный анализ именно той ситуации, которая сложилась для объекта управления именно на мо­мент принятия решения, позволяет профессиональному менеджеру выбрать ту или иную, подчас единственную, конкретную управленческую технологию, метод, приём, решение, приводящие к цели.

              Ситуационный подход можно представить состоящим из следующих основных составляю­щих, которые в более компактном виде можно сформулировать так:

       изучение современных технологий ситуационного анализа

       предвидение последствий принимаемых решений

       интерпретация ситуации с выделением наиболее важных факторов (переменных) и оценкой возможных последст­вий их изменения

       принятие эффективного решения.

При проведении ситуационного анализа используются специально разработанные технологии, базирующиеся в значи­тельной степени на использовании современных методов по­учения, анализа и обработки экспертной информации.

Центральную роль при ситуационном подходе играет определение ситуационных переменных. Они — ключ к пониманию ситуации, а значит, к принятию эффективных управленческих решений.

Поэтому одной из основных проблем, решаемых ситуационным анализом, является установление факторов, определяющих развитие ситуации.

Если мы захотим выделить все факторы, в той или иной степени влияющие на развитие ситуации, то это будет задачей, с одной стороны, нереальной, а с другой — лишенной смысла.  Нереальной она будет потому, что на развитие ситуации влияние, может быть, незначительное, оказывает очень много факторов.

Задача установления всех факторов, влияющих на развитие ситуации, является лишенной смысла потому, что сколько-нибудь полный, доведенный до конечной логической точки ана­лиз ситуации становится практически невозможным. Все свя­зи и взаимодействия факторов проследить невозможно. Трудо­емкость анализа резко возрастает. Качество получаемого ре­зультата в силу перечисленных выше причин не повышается, а снижается.

Информация о работе Ситуационный анализ предприятия