Ситуационный анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:28, курсовая работа

Описание

Одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.

Содержание

Введение
1. Место, роль и понятие ситуационного анализа в концеции экономического анализа
1.1. Ситуационный анализ как функция управления
1.2 Понятие и методы ситуационного анализа
1.2.1."Мозговая атака"
1.2.2. Двухтуровое анкетирование
1.2.3. Факторный анализ
1.2.4. Многомерное шкалирование
2. Методика проведения ситуационного анализа
2.1. Этапы ситуационного анализа
2.2. Методы проведения ситуационного анализа
3. Ситуационный анализ коммерческой деятельности предприятия « ЧП Масалев» и предложения по оптимизации торговых процессов
3.1. Организация системы товароснабжения
3.2. Состав основных поставщиков товаров. Определение оптимального партнера
3.3. Состав основных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментов рынка, оценка местонахождения предприятия
3.4. Анализ конкурентов и конкурентной среды
3.5. Анализ товарного ассортимента
3.6. Политика продвижения
3.7. Определение конкурентных преимуществ предприятия
3.8. Предложения по оптимизации торговых процессов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать документ)
p style="text-align:justify">Этап 7. Подготовка аналитических материалов по результа­там ситуационного анализа

Этот этап является заключительным. В нем подводится итог всей проделанной работы. Основная задача этого этапа состоит в том, чтобы подготовить аналитические материалы, содержащие рекомендации по:

       принятию стратегических и тактических решений в анали­зируемой ситуации,

       механизмам их выполнения,

       контролю за исполнением решений,

       сопровождению хода реализации принимаемых решений,

       анализу результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и их выполнения.

Вся работа по организации и проведению ситуационного анализа на всех этапах, его методическому и информационно­му сопровождению осуществляется аналитической и рабочей группами соответственно с поставленными перед ними зада­чами и делегированными им полномочиями.

Так, в частности, к числу задач, решаемых аналитической и рабочей группами, относятся:

       разработка системы отслеживания возникновения критиче­ских ситуаций, требующих проведения ситуационного анализа;

       создание мониторинга по отслеживаемым направлениям деятельности;

       подбор, адаптация и разработка методов анализа и система­тизации информации;

       подбор и адаптация модуля статистического анализа дан­ных;

       определение и актуализация перечня отслеживаемых на­правлений деятельности;

       определение эталонных ситуаций для каждого отслеживае­мого направления деятельности;

       формирование и актуализация банка ситуаций (как эталон­ных, так и проанализированных ранее);

       формирование и актуализация банка экспертов;

       подготовка инструментария, включая математический ап­парат, для определения факторов, характеризующих раз­витие ситуации, и индексов оценки их состояния;

       определение и актуализация факторов, характеризующих состояние ситуации, оценка их сравнительной важности, разработка индексов оценки состояния ситуации;

       подбор и адаптация методов формирования оценочных си­стем;

       подбор и адаптация методов организации, проведения и определения результатов "мозговой атаки" по оценке си­туации, включая:

       схемы подачи информации;

       схемы достижения стабилизации мнений и прекращения "мозговой атаки";

       определение выработанных альтернативных вариантов;

       подбор и адаптация методов экспертного прогноза измене­ния показателей и индексов, характеризующих ситуацию;

       подбор и адаптация методов разработки сценариев;

       подбор и адаптация методов определения результатов кол­лективных экспертных оценок;

       подбор и адаптация методов оценки степени согласованно­сти экспертных суждений и определения "коалиций" экс­пертов-единомышленников;

       подбор, адаптация и разработка методов оценки качества экспертных заключений, включая оценку точности;

       подбор и адаптация методов анализа чувствительности си­туации.

Эффективное использование ситуационного анализа для решения управленческих проблем, представляющих особую важность для организации, невозможно сегодня без соответст­вующего компьютерного сопровождения.

Проведение ситуационного анализа на современном техно­логическом уровне требует разработки и использования бан­ков данных (ситуаций, сценариев, экспертов, результатов си­туационного анализа поступившей информации) и специаль­ных автоматизированных систем, предназначенных для обра­ботки данных и сопровождения основных процедур ситуаци­онного анализа.

К числу таких систем относятся автоматизированные систе­мы поддержки ситуационного анализа, основанные на методе аналогий, автоматизированные системы диагностики ситуаций, обработки статистической информации, многомерного шкали­рования, факторного анализа, кластер-анализа, автоматизиро­ванные системы оценки ситуаций, автоматизированные систе­мы экспертного оценивания (АСЭО), предназначенные для по­лучения, обработки и анализа экспертной информации, и т. д.

Если при выработке управленческих решений в организации ситуационный анализ занимает значительное место и проводит­ся регулярно, то целесообразно создание специальной организаци­онной структуры, основной задачей которой является обеспече­ние и сопровождение ситуационного анализа.

В частности, может оказаться целесообразным создание центра ситуационного анализа или ситуационной комнаты.

 

2.2. Методы проведения ситуационного анализа

 

Для получения информации при проведении ситуационного анализа используются следующие методы: наблюдение, опрос и автоматическая регистрация данных (эксперимент представляет только специфический план исследований). Выбор конкретного метода зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака (человек, предмет).

Научное наблюдение, используемое в исследовании рынка, понимается как процесс, который:

–              служит определенной исследовательской цели;

–              проходит планомерно и систематически;

–              систематически отмечается и служит для обобщения суждений;

–              подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.

Если с помощью опроса можно выявить мнения, представления, знания людей, то все эти субъективные обстоятельства «закрыты» для наблюдения. Однако объекты, например, продукты, входящие в ассортимент, поведение, последствия поведения, могут быть охвачены с помощью наблюдения.

Преимущества этого метода следующие:

–              независимость от желания объекта к сотрудничеству, от способности исследуемых к словесному выражению сути дела;

–              возможность обеспечить более высокую объективность;

–              возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине);

–              возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов.

Недостатки наблюдения:

–              трудно обеспечить репрезентативность, так как наблюдение требует, как правило, специальных условий (например, наблюдение поведения покупателей в магазине: можно наблюдать только тех, кто пришел, случайная выборка объектов невозможна);

–              субъективность восприятия наблюдающего, селективное наблюдение (отпадает при наблюдении с помощью приборов);

–              поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения).

Можно выделить следующие формы наблюдения[6]:

–              по характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым, это означает, что процессы проходят в естественной обстановке (у витрины магазина), или лабораторным, т.е. проводящимся в искусственно созданной ситуации. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения; вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и применять ряд технических средств (например тахистоскоп);

–              по месту наблюдающего различают процесс с непосредственным участием исследователя и наблюдение со стороны;

–              по форме восприятия объекта можно выделить персональное наблюдение (непосредственно наблюдающим) и неперсональное - через приборы или с помощью регистрации следов поведения;

–              по степени стандартизации различают стандартизированное и свободное наблюдение. Стандартизация подразумевает задание определенных категорий поведения, схем поступков, например, для наблюдения действенности рекламы в витрине можно выделить следующие варианты поведения прохожих:

–              человек вошел в магазин, не взглянув на рекламу,

–              человек вошел в магазин, взглянув предварительно на рекламу,

–              взглянув на витрину, человек не вошел в магазин,

не взглянув на витрину, человек вошел в магазин.

Опрос - самая важная и распространенная форма сбора данных в маркетинге во время которого выясняют позиции людей или получают ответы на какие-либо вопросы. Этот метод используется приблизительно в 90% исследований. Опросы могут проводиться в устной или письменной форме и различаются:

–              по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);

–              по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);

–              по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько);

–              по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);

–              по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).

При письменной форме опроса участники заполняют полученные опросные листы и отсылают их по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов:

–              да - нет (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»); альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;

–              ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;

–              шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку схожести или различия исследуемых объектов.

Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.

При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточно задать вопрос вида «да — нет»; если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы. Кроме вопросов по существу дела могут быть вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, контролирующие правильность и подлинность ответов. Используются также статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.

Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего ставить не в прямой, а в косвенной форме, например, вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?» можно задать вопрос «Кто в вашей семье имеет автомобиль?».

При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или определить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди переносят свои мнения, представления и особенности характера на других. По принципу ассоциации основан текст, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например, что ассоциируется со словом «лето» и т.д. (словесная ассоциация).

Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые...». Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.

В исследованиях маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью: с одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе, с другой - нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое иногда искажает результаты опроса.

Преимущества свободного опроса (есть только тема и цель; конкретной схемы нет):

–              возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;

–              возможно получение дополнительной информации.

Недостатки подобных опросов:

–              трудно протоколировать ответы;

–              плохая сравнимость результатов;

–              трудность в обработке данных;

–              высокие затраты.

Для стандартизированного опроса эти преимущества и недостатки меняются местами. На практике свободное интервью применяется, как правило, в ходе предварительного изучения проблемы, при опросах экспертов, руководителей предприятий. Стандартизированная форма широко используется при массовых опросах во время исследования рынка.

Преимущества опроса, включающего несколько тем:

–              при невысокой потребности в информации можно использовать возможности специализированных исследовательских институтов; при этом экономятся затраты, особенно постоянные (путем распределения издержек между участниками);

–              при определенных обстоятельствах такой опрос может быть интереснее для опрашиваемых.

Информация о работе Ситуационный анализ предприятия