Ситуационный анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:28, курсовая работа

Описание

Одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.

Содержание

Введение
1. Место, роль и понятие ситуационного анализа в концеции экономического анализа
1.1. Ситуационный анализ как функция управления
1.2 Понятие и методы ситуационного анализа
1.2.1."Мозговая атака"
1.2.2. Двухтуровое анкетирование
1.2.3. Факторный анализ
1.2.4. Многомерное шкалирование
2. Методика проведения ситуационного анализа
2.1. Этапы ситуационного анализа
2.2. Методы проведения ситуационного анализа
3. Ситуационный анализ коммерческой деятельности предприятия « ЧП Масалев» и предложения по оптимизации торговых процессов
3.1. Организация системы товароснабжения
3.2. Состав основных поставщиков товаров. Определение оптимального партнера
3.3. Состав основных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментов рынка, оценка местонахождения предприятия
3.4. Анализ конкурентов и конкурентной среды
3.5. Анализ товарного ассортимента
3.6. Политика продвижения
3.7. Определение конкурентных преимуществ предприятия
3.8. Предложения по оптимизации торговых процессов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать документ)

 

 

1.2.5 Кейс-метод

 

Пошаговый разбор ситуаций (кейс-метод) — эффектив­ный способ анализа управленческих ситуаций . В этом случае пред­лагаемые ситуации должны быть близки к проблемам, с которыми ме­неджерам приходится сталкиваться в жизни. Навыки, полученные в результате анализа, могут пригодиться в дальнейшей практической де­ятельности.

Анализ состоит из четырех шагов:

1) индивидуальная подготовка анализа;

2) неформальное обсуждение отдельными группами;

3) обсуждение в аудитории;

4) обобщение результатов обучения в конце занятия.
Основные рекомендации при анализе кейса:

 

■    прочитайте изложение ситуации быстро, практически просмот­
рите ее, попытайтесь ответить на вопрос: «О чем идет речь и ка­
кая информация требует анализа?»;

■    прочитайте изложение ситуации очень внимательно и по ходу
чтения выделите ключевые моменты;

■    сформулируйте основные, по вашему мнению, проблемы, кото­
рые должен решить менеджер;

■    прочитайте еще раз, выделяя необходимую информацию по каж­
дой проблеме;

■    продумайте набор рекомендаций, которые подкреплялись бы ана­
лизом данных, представленных в ситуации.

Общая схема анализа ситуаций:

1) краткое изложение событий — краткий пересказ ситуации (в пись­
менной форме), который помог бы человеку, не знакомому с самой си­
туацией, понять суть происходящего;

2) проблема — краткая формулировка проблемы (задачи), стоящей в
данный момент перед руководством компании или отдельным менед­
жером. Формулировка должна иметь вид законченного предложения,
содержащего подлежащее и сказуемое. Как правило, это фраза типа:
«Кто-либо должен что-либо сделать»;

 

3)  характеристика действующих лиц — характеристика участников
(описание их достоинств и недостатков) с использованием информа­
ции, почерпнутой из описания ситуации;

4)  хронология событий — изложение происшедших событий так,
что наиболее поздние по времени события находятся в начале хроноло­
гии, а наиболее ранние — в конце;

5)  конфликт — ответ на вопрос, обострения какого рода противоре­
чий послужили причиной конфликтной ситуации. Отдельное внима­
ние следует уделить глобальной ситуации на предприятии, которая
скрывается за небольшим, локальным конфликтом;

6)  варианты решения проблемы — оценка всех возможных вариан­
тов решения проблемы, определение достоинств и недостатков каждо­
го из предложенных вариантов;

7)  рекомендации — более подробное, чем на шестом этапе, рассмот­
рение и обоснование целесообразности выбранного варианта действий;

8)  план по осуществлению выбранного варианта действий — изло­
жение сути шагов, которые необходимо предпринять, чтобы успешно
разрешить проблему.

Результатами обсуждения должны служить ответы на следующие воп­росы:

■     кто в данной ситуации действующее лицо;

■     каковы его (ее) цели (скрытые, явные);

■     какие решения (скрытые или явные) я должен принять;

■     каковы проблемы, с которыми я сталкиваюсь;

■     какие возможности у меня есть и на какой риск я иду, будучи на
месте главного действующего лица;

■     какими данными для принятия решения я обладаю;

■              какие альтернативные подходы к решению проблемы имеются?

40

 



 

 

2. Методика проведения ситуационного анализа

2.1. Этапы ситуационного анализа

Проведение ситуационного анализа, как правило, эффективно только тогда, когда он осуществляется профессионально, с использованием современных технологий и специально  разработанных методов.

Ситуационный анализ позволяет, исходя из более глубокого понимания ситуации и динамики ее развития, вырабатывать и принимать более обоснованные управленческие решения, а также предвидеть возможное возникновение кризисных ситуаций и принимать своевременные меры по их предотвращению.

Особенно актуальным является проведение ситуационного анализа при решении сложных комплексных проблем, а также проблем, представляющих для организации особую важность.

Следуя современному пониманию задач и возможностей ситуационного анализа, приведем описание его основных эта­пов, образующих единую технологию. При этом будем придер­живаться следующей терминологии.

Ситуация — это сочетание внутренних и внешних факто­ров, обстоятельств, условий, активных и пассивных действую­щих сил, требующее принятия соответствующих стратегиче­ских и важных тактических решений, определяющих деятель­ность организации, а также обеспечивающих предупреждение кризисных явлений.

Предполагается, что ситуация развивается в соответствии с определенными закономерностями ("правилами игры") под действием тех или иных внутренних механизмов и событий, происходящих вне организации.

Эталонная ситуация — типичная, характерная для данного направления ситуация, уже возникавшая ранее, по которой есть информация о принимавшихся решениях, действиях и ре­зультатах этих действий.

Банк ситуаций — это систематизированная информация о ситуациях, хранящаяся, как правило, на машинном носителе, снабженная специальным инструментарием для эффективного хранения, поиска и актуализации (обновления) данных.

Экспертная комиссия — группа высококвалифицированных специалистов, сформированная для проведения экспертизы (в частности, "мозговой атаки") в процессе ситуационного ана­лиза.

Аналитик — специалист, обладающий как необходимыми профессиональными знаниями и опытом анализа ситуаций данного направления, так и опытом сопровождения ситуаци­онного анализа, подготовки аналитических отчетов и заключе­ний.

ЛПР — лицо либо орган, принимающие решения в анали­зируемой ситуации.

Индекс — обобщенный показатель, рассчитываемый с по­мощью оценочной системы и характеризующий состояние си­туации.

Приведем описание основных этапов ситуационного ана­лиза.

Этап 1. Подготовка к ситуационному анализу

Подготовку к проведению ситуационного анализа целесо­образно начинать с четкого определения ситуации принятия решения. Как известно, во многих случаях правильно постав­ленная задача - это половина успеха. А успех в нашем слу­чае — это прежде всего верно понятая ситуация и эффектив­ное управленческое решение.

Необходимо, чтобы все специалисты, приглашенные к уча­стию в проведении ситуационного анализа, однозначно и оди­наково понимали цели проводимого анализа и стоящие перед ними задачи.

Проведению ситуационного анализа может предшествовать подготовка необходимого информационного обеспечения, по­зволяющего лучше представлять ситуацию, ее сильные и сла­бые стороны, основные факторы, определяющие ее развитие.

Иногда представляется целесообразной подготовка специ­альных аналитических отчетов для специалистов, участвующих в проведении ситуационного анализа, членов экспертной ко­миссии, сформированной для оценки ситуации и выработки альтернативных вариантов управленческих воздействий.

Современные технологии проведения ситуационного ана­лиза, которые должны обеспечить достаточно полный и глубо­кий анализ ситуации и выработку обоснованных управленче­ских решений, требуют соответствующего методического, ор­ганизационного, информационного, компьютерного сопрово­ждения.

Чтобы обеспечить проведение ситуационного анализа в со­ответствии с современными технологиями, необходимо нали­чие рабочей группы, которая должна обеспечить организаци­онное сопровождение процедур ситуационного анализа, его техническую сторону.

Обеспечение методического, информационного и содержа­тельной части компьютерного сопровождения лежит на анали­тической группе, в состав которой должны входить как техно­логи по организации и проведению ситуационного анализа, так и аналитики — специалисты, профессионально работаю­щие в той области, которой принадлежит объект ситуационно­го анализа.

Одной из основных задач аналитической группы является четкое определение и постановка задачи ситуационного ана­лиза для специалистов, приглашенных к участию в его прове­дении. Должны быть четко сформулированы цели анализа си­туации, цели подготовки альтернативных вариантов и выра­ботки рекомендаций для принятия стратегических и тактиче­ских управленческих решений ЛПР.

Определение целей и постановка задачи ситуационного анализа осуществляются аналитической группой в процессе совместной работы с ЛПР.

На этапе подготовки к проведению ситуационного анализа аналитической группой определяются профильные специали­зации экспертов 1-го уровня, необходимые для оценки ситуа­ции по тем направлениям ситуационного анализа, которые определены при установлении целей проводимого анализа.

Определяются также требования, предъявляемые к экспер­там 2-го уровня.

На подготовительном этапе осуществляется подбор экспер­тов 1-го и 2-го уровней — формирование экспертных комис­сий для проведения ситуационного анализа с учетом их про­фессиональной подготовки.

Одной из основных задач этого этапа является также под­готовка информации о ситуации, внутренних и внешних фак­торах, смежных проблемах и т. д., влияющих на ее развитие.

Целесообразной является подготовка содержательного опи­сания ситуации, в том числе с помощью ключевых слов, что может оказаться полезным при формировании информацион­ных потоков в процессе проведения ситуационного анализа.

Этап 2. Анализ информации

Анализ поступившей информации о ситуации принятия ре­шения начинается с поиска возможных аналогов. Информа­ция об аналогах представлена в виде некоторого числа (как правило, нескольких) эталонных ситуаций. Эталонная ситуа­ция характерна тем, что о ней достаточно много известно, в частности то, какие решения принимались, каковы результаты принятых решений и какие решения приводят к цели.

Если возникшая ситуация является одной из эталонных, то известно, как в ней надо действовать. Поэтому подготовка и принятие решения в такой ситуации, как выработка соответ­ствующих рекомендаций, особого труда не вызывают. Инфор­мация об аналогичной эталонной ситуации передается экс­пертной комиссии для подготовки окончательного заключе­ния.

Если возникшая ситуация такова, что кажется близкой к одной из эталонных ситуаций, то необходимо оценить, на­сколько существенны имеющиеся различия.

Иногда различия в ситуации, на первый взгляд не очень су­щественные, могут приводить при одних и тех же действиях к противоположным результатам. И в этом случае информация о соответствующей эталонной ситуации передается эксперт­ной комиссии для выработки окончательного заключения. При этом обязательно указываются установленные аналитиче­ской группой различия.

В банке ситуаций наряду с эталонными может также хра­ниться информация о других ситуациях, которые случались ранее.

Если возникшая ситуация такова, что близких эталонных ситуаций нет, то вся имеющаяся информация о ситуации вме­сте с информацией об имевших место ранее аналогичных (не эталонных) ситуациях передается аналитической группой экс­пертной комиссии.

При достаточно большом объеме информации о ситуации на этом этапе нередко оказывается целесообразным проведе­ние предварительной экспертизы по отбраковке недостаточно содержательной или недостоверной информации.

Целесообразными в этом случае могут также оказаться оценка степени дублирования информации и классификация поступившей информации.

На основании проведенного анализа формируется пакет информации о ситуации, необходимой для ситуационного анализа.

Этап анализа информации может завершаться подготовкой аналитического обзора информации о ситуации для участни­ков коллективной экспертизы по выработке стратегических и тактических решений, включающего сведения о:

       принимавшихся ранее стратегических и тактических реше­ниях в анализируемой ситуации и аналогичных ей;

       механизмах их выполнения;

       контроле за исполнением решений;

       сопровождении хода их реализации;

       результатах оценки эффективности принятых решений;

       результатах оценки эффективности их выполнения.

Эта информация должна учитываться на всех этапах выра­ботки стратегических и тактических решений или подготовки рекомендаций.

Этап 3. Анализ ситуации

Если ситуация не относится к числу эталонных, то одной из центральных задач этого этапа является выявление основ­ных факторов, определяющих развитие ситуации. Наиболее распространенный путь решения этой задачи — использова­ние метода экспертных оценок, т. е. работа экспертной комис­сии. Для решения этой задачи может быть использован, в ча­стности, метод "мозговой атаки", как один из наиболее эффе­ктивных способов работы экспертной комиссии при установ­лении основных факторов, определяющих развитие ситуации.

Для установления основных факторов, определяющих раз­витие ситуации, могут быть использованы и другие методы, обсужденные нами ранее.

После того как факторы установлены, определяется их срав­нительная значимость, т. е. степень их влияния на развитие си­туации.

Может быть предусмотрено формирование индексов — спе­циальных оценочных систем, предназначенных для оценки со­стояния ситуации с точки зрения ЛПР и стратегических целей развития ситуации.

Информация о работе Ситуационный анализ предприятия