Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:28, курсовая работа
Одним из исключительно действенных методов самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетинговой деятельностью является ситуационный анализ. Его цель — показать высшему руководству и руководителям отдельных подразделений своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.
Введение
1. Место, роль и понятие ситуационного анализа в концеции экономического анализа
1.1. Ситуационный анализ как функция управления
1.2 Понятие и методы ситуационного анализа
1.2.1."Мозговая атака"
1.2.2. Двухтуровое анкетирование
1.2.3. Факторный анализ
1.2.4. Многомерное шкалирование
2. Методика проведения ситуационного анализа
2.1. Этапы ситуационного анализа
2.2. Методы проведения ситуационного анализа
3. Ситуационный анализ коммерческой деятельности предприятия « ЧП Масалев» и предложения по оптимизации торговых процессов
3.1. Организация системы товароснабжения
3.2. Состав основных поставщиков товаров. Определение оптимального партнера
3.3. Состав основных потребителей, характер их требований, описание существующих сегментов рынка, оценка местонахождения предприятия
3.4. Анализ конкурентов и конкурентной среды
3.5. Анализ товарного ассортимента
3.6. Политика продвижения
3.7. Определение конкурентных преимуществ предприятия
3.8. Предложения по оптимизации торговых процессов
Заключение
Список литературы
Табл. 8
Анализ динамики реализации товаров по ассортименту
Наименование товаров (товарных групп) | Объем продажи, тыс.руб. |
| ||
Базисный период 2002 год | Отчетный период 2003 год | Средний темп роста, % | ||
Колбасные изделия | 5100 | 6700 | 31.37 | |
Молочные товары | 12000 | 26500 | 120.81 | |
Полуфабрикаты | 7800 | 12300 | 57.69 |
Средний темп роста, % = Отчетный период / Базисный период × 100
С помощью метода ABC распределяем товары в порядке убывания объёма продаж. Данные по отчётному периоду представлены в таблице 9.
Таблица 9
Разделение товаров (товарных групп) на подгруппы А, В и С в отчетном периоде
Наименование товара (товарной группы) | Объем продаж, тыс. руб. | Доля вклада, % | Вклад нарастающим итогом, % | Группа и ее вклад в результат |
Полуфабрикаты | 12300 | 17,9 | 45,3 | В 17,9% объёма продаж |
Колбасные изделия | 6700 | 12,5 | 65,4 | С 12,5% объёма продаж |
Молочные товары | 26500 | 45,7 | 97 | А 45,7% объёма продаж |
Оценка качества работ по формированию ассортимента дается также на основе анализа оборачиваемости реализуемых товаров (товарных групп).
Таблица 10
Анализ оборачиваемости
Наименование товара (товарной группы) | Базисный период | Отчетный период | Отклонение (замедление или ускорение) | ||
скорость тов. обр. | время тов. обр. | скорость тов. обр. | время тов. обр. | ||
Мясная продукция | 5,99 | 3,29 | 6,63 | 2,93 | Ускорение |
Сигареты | 1,06 | 28,0 | 1,07 | 29,4 | Замедление |
Фрукты | 1,03 | 19,34 | 1,65 | 18,5 | Ускорение |
Приправы | 0,89 | 38,9 | 0,54 | 40,3 | замедление |
Кондитерка | 1,65 | 28,98 | 1,76 | 24,06 | Ускорение |
Пиво | 0,3 | 48,12 | 0,7 | 32,61 | Ускорение |
Вино водочные | 4 | 7,00 | 4,4 | 6,32 | Ускорение |
Хлеб | 1,23 | 19,27 | 1,76 | 17,76 | Ускорение |
Сыры | 0,67 | 31,23 | 0,99 | 30,95 | Ускорение |
Молочка | 1,08 | 27,66 | 1,11 | 27,67 | Ускорение |
Скорость товарного обращения
Об.раз = ТО/ТЗ или Об. Раз= Д/Об.дн.
ТО- товарооборачиваемость
ТЗ – средний товарный запас за исследуемый период
Д – количество дней в анализируемом периоде
Об.дн – оборачиваемость в днях
Время товарного обращения
Об.дн. = ТЗ*Д/ТО или Об.дн. = ТЗ/ТО
Выводы:
1. По результатам анализа ассортимента его можно оценить по следующим признакам : По местонахождению (торговый ассортимент), по широте охвата товаров (развернутый ассортимент), по степени удовлетворения потребителей (оптимальный ассортимент), по характеру потребностей (реальный ассортимент).
2. В результате анализа таблицы № 7 ассортимент магазина «ЧП Масалев» в среднем соответствует запросам выделенных сегментов рынка.
3. Анализируя динамику реализации товара по ассортименту (таблица№8) объем продаж растет по всем наименованиям приведенных товаров.
4. В результате анализа таблицы №10 такие товары как: сигареты, приправы имеют замедление товарооборачиваемости.
Продвижение товара – это все виды усилий фирмы, которые она тратит с целью заявить о себе на рынке и сделать себя и свой товар узнаваемым.
Цели продвижения:
Формирование имиджа фирмы
Привлечение внимания к товару-новинке
Увеличение объёма продаж
Формирование потребностей покупателей
Продвижение товаров ЧП Масалев осуществляется с помощью:
Выставок (для новых моделей автомобилей в автосалоне)
Наружной рекламы (щиты на стенах магазина с ценами на товары первой необходимости, щиты с демонстрацией товаров-новинок)
Упаковки (фирменные пакеты под продовольственные товары)
Технического обслуживания и сервиса, который подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний - на гарантийный и послегарантийный.
Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее состояние, опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т.д. В период послегарантийного сервиса фирма-продавец ведет планово-предупредительные ремонты и капитальный ремонт, снабжает запасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники. По желанию покупателя производятся модернизация проданной продукции и дополнительное обучение персонала. Задача послегарантийного ремонта - сократить простои оборудования, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и, в конечном счете, завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности производимой продукции.
Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:
численность персонала;
структура прямых и накладных расходов;
сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий;
капиталовложения в основной капитал и запасы;
объем продаж.
Степень подробности анализа зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.
«ЧП Масалев» главным образом изучает у конкурентов:
размера и темпов увеличения прибыльности предприятия- мотивов и целей производственно-сбытовой политики;
текущей и предшествующей стратегии сбыта;
структуры затрат на производство;
системы организации производства и сбыта;
уровня управленческой культуры.
Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке.
Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме.
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целями выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.
Таблица 11
Лист оценки конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности | «ЧП Масалев» | Конкуренты | |||
№1 | №2 | №3 | |||
Имидж фирмы | 4 | 3 | 3 | 4 | |
Ассортимент | 5 | 5 | 3 | 4 | |
Цена | 5 | 5 | 2 | 5 | |
Соответствие потребностям покупателей | 5 | 5 | 3 | 2 | |
Методы стимулирования | 4 | 0 | 1 | 0 | |
Средства рекламных коммуникаций | 3 | 1 | 0 | 3 | |
Режим работы и его соответствие требованиям покупателей | 4 | 5 | 5 | 4 | |
Местонахождение | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Уровень культуры обслуживания | 5 | 1 | 0 | 3 | |
Форма продажи или каналы сбыта | 4 | 2 | 3 | 3 | |
Всего баллов | 43 | 31 | 23 | 31 |