Технико-экономический анализ деятельности полиграфического ком-бината «Полиграф–Н»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:37, курсовая работа

Описание

Технико-экономический анализ деятельности предприятия – комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки ее результатов и дальнейшего ее развития и совершенствования. Предметом технико-экономического анализа деятельности предприятия являются хозяйственные процессы, протекающие на предприятии, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности предприятия. Цель технико-экономического анализа: выполнение технико-экономического анализа основных показателей работы полиграфического комбината «Полиграф–Н», выявление причин неэффективного использования ресурсов.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика исследуемого предприятия 4
2. Экономический анализ хозяйственной деятельности 6
2.1. Анализ основных средств (основных производственных фондов) 6
2.2. Анализ производства и реализации продукции 15
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы 25
2.4. Анализ себестоимости товарной продукции и затрат на рубль товарной продукции 34
2.5. Анализ финансовых результатов 40
2.6. Анализ финансового состояния предприятия 45
3. Основные направления развития предприятия 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 58

Работа состоит из  1 файл

МаркеловаМН106вариант 12.docx

— 166.62 Кб (Скачать документ)
  1. «Мода».

   Необходимо  также учесть то, что показатель «читаемости» среди населения имеет тенденцию снижения из года в год, а также популяризацией интернета и постепенному переходу от бумажного формата книги к электронному, менеджерам предприятия необходимо «перекроить» структуру выпускаемой продукции.

   3. Определение внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции

   Объем производства – один из конечных результатов  деятельности предприятия. Он зависит от множества внутренних факторов:

  1. качества управления;
  2. качества персонала;
  3. качества используемых технологий;
  4. качества сырья и материалов;
  5. маркетинга;
  6. системы менеджмента качества;
  7. информационного обеспечения и др.

   Основные  элементы рассматриваются в курсовой работе более подробно как самостоятельные  единицы проводимого технико-экономического анализа.

   Полученные  результаты будут обобщены в заключительной главе «Основные направления развития предприятия».

         4. Анализ влияния структурных сдвигов на объем реализации

   Рассчитаем  влияние структурных сдвигов  на объем выпуска продукции в  стоимостном выражении. Для этого  определим и сравним между  собой объем товарной продукции  за предыдущий период, цену и объем  товарной продукции за отчетный период. Полученная разница и будет показывать влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции в стоимостном выражении.

   Данные  представим в таблице 13. 
 
 
 

   Таблица 13

   Оценка  влияния структурных сдвигов  на объем выпуска продукции в  стоимостном выражении

Вид продукции Цена  отчетного года за 1 лист оттиска, руб. Объем выпуска, тыс. листов Удельный  вес продукции, % Изменение удельного веса, % Темп  роста объема выпуска, %
Предыдущий  период Отчетный период Предыдущий  период Отчетный период
Книжная 1 460,35 210,04 195,57 59% 53% -6% 93,1%
Газетная 5 311,65 56,96 29,52 16% 8% -8% 51,8%
Прочая 817,18 89 143,91 25% 39% 14% 161,7%
Итого - 356 369 100% 100% 0 103,7%
 

   Для того чтобы устранить влияние  структурных сдвигов на экономические показатели будем использовать несколько методов.

  1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:

   , где

   N – выпуск продукции в стоимостном выражении, руб.;

   Q – выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. листов;

   D – удельный вес продукции, доли;

   Р – цена за 1 лист оттиска в отчетном году, руб.

   Объем товарной продукции при фактическом  выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:

   , где 

   Объем товарной продукции при фактическом  выпуске, фактической структуре  и плановой цене составит:

    

    

   Таким образом, изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов составит:

    

  1. Метод прямого счета по всем изделиям по темпу роста:

   , где

   ТР  – темп роста объема выпуска.

   Объем товарной продукции, пересчитанный  на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле:

     

   Таким образом, влияние структурных сдвигов  на объем товарной продукции составит:

   руб.

  1. Метод средних цен:

   , где

   Метод средних цен основан на определении  средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и  умножении разницы полученных величин на фактический выпуск.

   Произведем  расчет в таблице 14.

   Таблица 14

   Расчет  влияния структурных сдвигов  на изменение средней цены

Вид продукции Цена  отчетного года за 1 лист оттиска, руб. Удельный  вес продукции, % Изменение удельного веса Изменение средней цены за счет структуры, руб.
Предыдущий  период Отчетный период
Книжная 1 334,41 59% 53% -6% -80,06
Газетная 2 610,96 16% 8% -8% -208,88
Прочая 1 606,74 25% 39% 14% 224,94
Итого - 100% 100% - -64,00

     В результате структурных сдвигов  средняя цена единицы продукции  снизилась на 64 руб. Если полученный результат умножить на фактический выпуск, получим изменение товарной продукции за счет структурных сдвигов руб.2

5. Анализ качества продукции

   Произведем  анализ качества с двух позиций: внутренней и внешней.

   Внутренняя  позиция. Исходя из данных, представленных в таблице 10 «Удельный вес бракованной продукции по видам в общем объеме оттиска», качество продукции будем оценивать по косвенным показателям: объем и удельный вес забракованной продукции в динамике.

   По  одному из основных видов продукции – книгопечатание, а также по прочим видам продукции произошло уменьшение процента брака, что снизило потери предприятия на 2%. Однако, по газетной продукции уровень брака возрос, что привело к убыткам в размере 3%. Таким образом, общий темп брака повысился и составил 1%.

   Внешняя позиция. Сравним показатели анализируемого комбината «Полиграф-Н» с показателями ведущих предприятий отрасли, специализирующихся на том же виде продукции. Данные представим в таблице 15.

   Таблица 15

   Основные  производители книжной продукции  и уровень их специализации

Крупнейшие  ФГУПы Годовой объем, тыс. листов Доля профильной продукции в общем объеме заказов Уровень брака по профильным услугам, %
в % в абсолютных величинах в % в абсолютных величинах
Смоленский  полиграфкомбинат 970 78 756,6 8,9 67,34
Тверской  полиграфкомбинат 875 67 586,25 11,2 65,66
Владимирский  комбинат «Полиграф-Н» 369 61% 225,09 5 6,27
 

     Из  таблицы видно, что комбинат «Полиграф-Н» мелкое предприятие. Несмотря на то, что и процентное, и абсолютное соотношение брака на анализируемом комбинате ниже, чем у основных производителей, ему сложно конкурировать с основными производителями в рамках объема выпуска. Поэтому основным направлением совершенствования деятельности предприятия должно стать снижение процента брака продукции. Это обусловлено тем, что наладить контроль за качеством продукции на малом предприятии легче, чем на крупном.

  1. Разработка мероприятий по освоению резервов

         Из проведенного анализа можно выделить два основных направления совершенствования  деятельности предприятия, цель которых  освоение выявленных резервов по увеличению объемов производства и реализации продукции.

         Во-первых, необходимо произвести реструктуризацию объема производства за счет:

  • расширения номенклатуры такими формами полиграфических услуг как визитки, листовки, флаеры, стикеры, буклеты, брошюры, каталоги, прайс-листы, меню, конверты, афиши, плакаты, ламинированные бумажные карточки с нумерацией, календари карманные, настольные, настенные, перекидные, квартальные и многое другое;
  • увеличения доли высокорентабельной продукции в общем объеме производства, т.е. постепенно сократить долю книжной продукции в общем объеме производства, путем увеличения доли рекламно-представительских заказов;
  • более жесткого контроля планово-экономического контроля.

   Это связано с существующей структурой рынка полиграфических услуг:

Сегмент рынка Объем, млн. долл.
Газеты 493
Книги 394
Журналы и каталоги 286
Этикетки 262
Упаковка 250
Реклама 175

   Приведенная структура свидетельствует о  крупных размерах рынка полиграфии. Поэтому менеджерам комбината необходимо усилить сбытовую и маркетинговую политику предприятия для расширения уже сформировавшегося рынка сбыта.

   Во-вторых, необходимо усилить контроль качества продукции, тем самым привести процент брака к нулевому значению. Данное направление возможно реализовать, по средством установления прямо пропорциональной зависимости между браком и размером премии всех работников.  

   2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы

   От  обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами и эффективности их использования зависят объем  и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие  – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд  других экономических показателей.

   Цель  анализа трудовых ресурсов состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих и рабочего времени.

   К основным задачам анализа относятся:

   1. Оценка обеспеченности хозяйствующего  субъекта рабочими, специалистами и административно-управленческим персоналом.

   2. Изучение состава и структуры  промышленно-производственного персонала.

   3. Оценка соответствия квалификации  и профессионального уровня работающих.

   4. Оценка соблюдения заданных параметров  производительности труда и его  мотивации.

   5. Изучение движения рабочей силы.

   6. Анализ эффективности использования  рабочего времени.

Исходные  данные для анализа представлены в таблицах 16-20. 

Таблица 16

Среднесписочная численность персонала и его  структура

  Предыдущий  период Отчетный период
Выручка от реализации, руб. 572 000 000 560 000 000
Численность, чел. 691 714
Руководители  и специалисты всего, % 28 31
Рабочие, оказывающие типографские услуги, %, в т. ч.: 58 59
основные 34 33
вспомогательные 24 26

Информация о работе Технико-экономический анализ деятельности полиграфического ком-бината «Полиграф–Н»