Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:37, курсовая работа
Технико-экономический анализ деятельности предприятия – комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки ее результатов и дальнейшего ее развития и совершенствования. Предметом технико-экономического анализа деятельности предприятия являются хозяйственные процессы, протекающие на предприятии, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности предприятия. Цель технико-экономического анализа: выполнение технико-экономического анализа основных показателей работы полиграфического комбината «Полиграф–Н», выявление причин неэффективного использования ресурсов.
Введение 3
1. Характеристика исследуемого предприятия 4
2. Экономический анализ хозяйственной деятельности 6
2.1. Анализ основных средств (основных производственных фондов) 6
2.2. Анализ производства и реализации продукции 15
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы 25
2.4. Анализ себестоимости товарной продукции и затрат на рубль товарной продукции 34
2.5. Анализ финансовых результатов 40
2.6. Анализ финансового состояния предприятия 45
3. Основные направления развития предприятия 53
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 58
Необходимо также учесть то, что показатель «читаемости» среди населения имеет тенденцию снижения из года в год, а также популяризацией интернета и постепенному переходу от бумажного формата книги к электронному, менеджерам предприятия необходимо «перекроить» структуру выпускаемой продукции.
3. Определение внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Объем производства – один из конечных результатов деятельности предприятия. Он зависит от множества внутренних факторов:
Основные
элементы рассматриваются в курсовой
работе более подробно как самостоятельные
единицы проводимого технико-
Полученные результаты будут обобщены в заключительной главе «Основные направления развития предприятия».
4. Анализ влияния структурных сдвигов на объем реализации
Рассчитаем влияние структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении. Для этого определим и сравним между собой объем товарной продукции за предыдущий период, цену и объем товарной продукции за отчетный период. Полученная разница и будет показывать влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции в стоимостном выражении.
Данные
представим в таблице 13.
Таблица 13
Оценка влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении
Вид продукции | Цена отчетного года за 1 лист оттиска, руб. | Объем выпуска, тыс. листов | Удельный вес продукции, % | Изменение удельного веса, % | Темп роста объема выпуска, % | ||
Предыдущий период | Отчетный период | Предыдущий период | Отчетный период | ||||
Книжная | 1 460,35 | 210,04 | 195,57 | 59% | 53% | -6% | 93,1% |
Газетная | 5 311,65 | 56,96 | 29,52 | 16% | 8% | -8% | 51,8% |
Прочая | 817,18 | 89 | 143,91 | 25% | 39% | 14% | 161,7% |
Итого | - | 356 | 369 | 100% | 100% | 0 | 103,7% |
Для того чтобы устранить влияние структурных сдвигов на экономические показатели будем использовать несколько методов.
, где
N – выпуск продукции в стоимостном выражении, руб.;
Q – выпуск продукции в натуральном выражении, тыс. листов;
D – удельный вес продукции, доли;
Р – цена за 1 лист оттиска в отчетном году, руб.
Объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:
,
где
Объем товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене составит:
Таким образом, изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов составит:
, где
ТР – темп роста объема выпуска.
Объем товарной продукции, пересчитанный на фактический выпуск при плановой структуре, определяется по формуле:
Таким образом, влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции составит:
руб.
, где
Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск.
Произведем расчет в таблице 14.
Таблица 14
Расчет влияния структурных сдвигов на изменение средней цены
Вид продукции | Цена отчетного года за 1 лист оттиска, руб. | Удельный вес продукции, % | Изменение удельного веса | Изменение средней цены за счет структуры, руб. | |
Предыдущий период | Отчетный период | ||||
Книжная | 1 334,41 | 59% | 53% | -6% | -80,06 |
Газетная | 2 610,96 | 16% | 8% | -8% | -208,88 |
Прочая | 1 606,74 | 25% | 39% | 14% | 224,94 |
Итого | - | 100% | 100% | - | -64,00 |
В результате структурных сдвигов средняя цена единицы продукции снизилась на 64 руб. Если полученный результат умножить на фактический выпуск, получим изменение товарной продукции за счет структурных сдвигов руб.2
5. Анализ качества продукции
Произведем анализ качества с двух позиций: внутренней и внешней.
Внутренняя позиция. Исходя из данных, представленных в таблице 10 «Удельный вес бракованной продукции по видам в общем объеме оттиска», качество продукции будем оценивать по косвенным показателям: объем и удельный вес забракованной продукции в динамике.
По одному из основных видов продукции – книгопечатание, а также по прочим видам продукции произошло уменьшение процента брака, что снизило потери предприятия на 2%. Однако, по газетной продукции уровень брака возрос, что привело к убыткам в размере 3%. Таким образом, общий темп брака повысился и составил 1%.
Внешняя позиция. Сравним показатели анализируемого комбината «Полиграф-Н» с показателями ведущих предприятий отрасли, специализирующихся на том же виде продукции. Данные представим в таблице 15.
Таблица 15
Основные
производители книжной
Крупнейшие ФГУПы | Годовой объем, тыс. листов | Доля профильной продукции в общем объеме заказов | Уровень брака по профильным услугам, % | ||
в % | в абсолютных величинах | в % | в абсолютных величинах | ||
Смоленский полиграфкомбинат | 970 | 78 | 756,6 | 8,9 | 67,34 |
Тверской полиграфкомбинат | 875 | 67 | 586,25 | 11,2 | 65,66 |
Владимирский комбинат «Полиграф-Н» | 369 | 61% | 225,09 | 5 | 6,27 |
Из таблицы видно, что комбинат «Полиграф-Н» мелкое предприятие. Несмотря на то, что и процентное, и абсолютное соотношение брака на анализируемом комбинате ниже, чем у основных производителей, ему сложно конкурировать с основными производителями в рамках объема выпуска. Поэтому основным направлением совершенствования деятельности предприятия должно стать снижение процента брака продукции. Это обусловлено тем, что наладить контроль за качеством продукции на малом предприятии легче, чем на крупном.
Из проведенного анализа можно выделить два основных направления совершенствования деятельности предприятия, цель которых освоение выявленных резервов по увеличению объемов производства и реализации продукции.
Во-первых, необходимо произвести реструктуризацию объема производства за счет:
Это связано с существующей структурой рынка полиграфических услуг:
Сегмент рынка | Объем, млн. долл. |
Газеты | 493 |
Книги | 394 |
Журналы и каталоги | 286 |
Этикетки | 262 |
Упаковка | 250 |
Реклама | 175 |
Приведенная структура свидетельствует о крупных размерах рынка полиграфии. Поэтому менеджерам комбината необходимо усилить сбытовую и маркетинговую политику предприятия для расширения уже сформировавшегося рынка сбыта.
Во-вторых,
необходимо усилить контроль качества
продукции, тем самым привести процент
брака к нулевому значению. Данное направление
возможно реализовать, по средством установления
прямо пропорциональной зависимости между
браком и размером премии всех работников.
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
От
обеспеченности предприятия трудовыми
ресурсами и эффективности их
использования зависят объем
и своевременность выполнения всех
работ, степень использования
Цель анализа трудовых ресурсов состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих и рабочего времени.
К основным задачам анализа относятся:
1.
Оценка обеспеченности
2.
Изучение состава и структуры
промышленно-производственного
3.
Оценка соответствия
4.
Оценка соблюдения заданных
5.
Изучение движения рабочей
6.
Анализ эффективности
Исходные
данные для анализа представлены
в таблицах 16-20.
Таблица 16
Среднесписочная численность персонала и его структура
Предыдущий период | Отчетный период | |
Выручка от реализации, руб. | 572 000 000 | 560 000 000 |
Численность, чел. | 691 | 714 |
Руководители и специалисты всего, % | 28 | 31 |
Рабочие, оказывающие типографские услуги, %, в т. ч.: | 58 | 59 |
основные | 34 | 33 |
вспомогательные | 24 | 26 |