Влияние профессионального психологического отбора на эффективность деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта – исследовать влияние профессионально-психологического отбора кадров на .эффективность деятельности организации .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА 6
1.1. Понятие о профессионально - психологическом отборе 6
1.2.Методики проведения профессионально-психологического отбора 15
1.3. Техника репертуарных решеток 18
II.ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОТБОРА НА ООО «ФОРТЕ» 28
2.1. Актуальность проведения профотбора на ООО «Форте» г.Пятигорск 28
2.2.Процедура проведения исследования на ООО «Форте» 32
2.3. Эффективность деятельности ООО «Форте» после проведения профессионально-психологического отбора кадров 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Работа состоит из  1 файл

7Влияние профессионального психологического отбора на эффективность деятельности организации.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 1

Важнейшей предпосылки успешной самореализации человека в будущем являете согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов" и является "ядром жизненной перспективы, но при этом "ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию".

Подводя некоторый итог сказанному, можно так определить главный этический ориентир профконсультанта - это культивирование права каждого человека на индидуальность, на построение своего, неповторимого счастья, но счастья, не ущемляющего таких же прав других людей, то есть право на самобытность в сообществе равных!

Поскольку в реальной работе по формированию мировоззренческой позиции клиента как важного условия полноценного самоопределения профконсультант, так или иначе, использует определенные методические средства, то можно выделить основные условия и требования к ценностно-нравственным практическим методикам, применение которых имеет ряд специфических особенностей и ограничений:

1. Завуалированность главной идеи методики (сочетание внешней, понятной клиенту цели и внутренней, непонятной поначалу для клиента цели использования методики). Следует помнить, что современные подростки очень много чего знают и сами могли бы целые лекции о нравственности и порядочности рассказывать. Поэтов для рассмотрения с учащимися таких деликатных вопросов как ценностно-нравственные ориентации необходим создавать условия не для "узнавания" уже знакомых по; росткам положений (и следующего за этим разочаровании "опять про это..."), а создавать условия для "познания для самостоятельного открытия перед собой нравственных истин. Иными словами, минимум морализаторства!

2. Отсроченность по времени эффекта методики, ч дает клиенту время для самостоятельного нравственно, открытия и понимания смысла проведенной с ним работ (в спокойной обстановке понять можно больше, чем спешке да еще в присутствии контролеров и помощников Удачным примером отсроченного эффекта может служи аккуратно, как будто сделанная по заказу надпись ценностно-нравственного содержания, однажды увиденная на заборе: "Категорически запрещается писать на заборе лозунги!". Нередко смысл (и соответствующее удовлетворение) такой надписи понимается пост нескольких прочтений...

3. Интересность, интрига самой процедуры проведена ценностно-нравственной методики как непременное условие ее использования. Именно интересность процедур позволяет закреплять ее в долговременной памяти подростка, что и позволяет ему чаще вспоминать эту методику открывать в ней все новые и новые смыслы. Наконец, если такая методика будет скучной, то подросток просто воспримет ее как скучное морализаторство.

4. Отсутствие в методике грубых и нетактичных элементов или намеков, оскорбляющих конкретных учащихся

5. Личностное принятие конкрётным профконсультантом главной идеи и процедуры использования данной ценностно-нравственной методики. От психолога должна и ходить (излучаться) уверенность, что он делает важное интересное дело. Если этого нет, то данную методику вообще лучше не применять.

3.Принципы проведения профконсультации:

1. Активизация профессионального и личностного самоопределения.

2. Презумпция пригодности: человек считается пригодным для овладения любой профессией до тех пор, пока не будет "доказана его непригодность".

3. Ориентация на личность оптанта, его индивидуальные пожелания.

4. Научно обоснованный подбор диагностических методик.

Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А.Климовым. Суть ее заключается в том, что в зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии подразделяются на пять главных типов: "человек-природа", "человек-техника", "человек-человек", "человек-знаковая система, человек-художественный образ". Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать).
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности.

 

 

1.2.Методики проведения профессионально-психологического отбора

 

Сущностью психологического компонента профессионального отбора, равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются.   Психологический     отбор   целесообразно рассматривать как процесс и как систему. Основными этапами процесса   психологического     отбора   являются: извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации; формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемых; верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц. Система   психологического     отбора   должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических   методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

  Основным   принципом использования в системах   психологического     отбора   существующих диагностических   методик   и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологическог порядка, характеризующей ценностные ориентации личности, мотивационную стабильность выбора профессии, личностные черты и особенности жизненного опыта, существенно расширяет возможности личностно-структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым позволяет повысить степень вероятности и надежности прогнозов.

Минимальным условием, определяющим практическую целесообразность   психологического     отбора, является наличие доказанной его социально-экономической необходимости; обоснованной и апробированной системы   отбора  ; подготовленных и имеющих опыт проведения   отбора  специалистов определенного профиля.

На этапе психологического тестирования решается следующая важная задача - получение комплекса психологических характеристик на кандидата, которые в дальнейшем будут применяться для оценки его профессиональной пригодности. Кроме того, тестирования позволяют оценивать наличие и степень сформированности таких основополагающих черт характера как честность, искренность, лояльность, готовность к подчинению внутренним правилам.

Помимо этого, опытные специалисты, использующие тестовые методики, стремятся выявлять следующие негативные черты характера кандидата: возбудимость, раздражительность, мнительность, беспокойство, повышенная чувствительность к замечаниям и рекомендациям, завышенная самооценка, необоснованное высокомерие и т.п. Понятно, что отмеченные отрицательные моменты требуют в последующем более тщательного и углубленного анализа.

Анализ исследований по психодиагностике мотивационной сферы свидетельствует о том, что возрастает внимание к использованию в этой области методов субъективного шкалирования в рамках экспериментальной психосемантики, принципов психической проекции и технологии репертуарных решеток.

Таблица 2.

Методы отбора персонала: за и против

 

ЗА

ПРОТИВ

Тесты способностей

• Позволяют прогнозировать эффективность работы в широком спектре видов деятельности. • Обычно нетрудные и недорогие

• Их использование может вызвать негативную реакцию.

• Тесты физических способностей могут быть дорогими в разра­ботке и администрировании

Квалификационные тесты

• Имеют относительно высо­кую валидность.

• Легкие и недорогие в администрировании.

• Реже вызывают негативную реакцию, чем испытание способностей и письменные тесты на проверку знаний

• Письменные тесты на знание работы могут иметь негативный отклик.

• Часто дорогие в разработке и администрировании

Биографические опросники

• Легкие и недорогие.

• Имеются свидетельства достоверности.

• Могут помочь уменьшить негативную реакцию, порождаемую другими тестами и процедурами

• Возможны опасения относительно конфиденциальности.

• Может быть получена ложная информация (сведения необходимо проверять)

Интервью с работодателем

• Могут иметь высокую достоверность.

• Позволяют уменьшить нега­тивную реакцию, вызываемую другими тестами

• Для получения качествен­ных результатов специалист должен обладать отличными навыками проведения интервью (возможно, понадобится соответствующее обучение)

Личностные опросники

• Обычно воспринимаются положительно.

• Некоторые из них позволяют прогнозировать поведение в конкретных ситуациях.

• Могут уменьшить негативный отклик, вызываемый другими тестами и процедурами.

• Легкие и недорогие

• Профессионально ориенти­рованные опросники нужно отличать от клинических.

• Возможно получение социально желательных ответов.

• Проблема конфиденциальности (использовать только с другими методиками)

Требования к образованию и опыту

• Могут использоваться применительно к техническим и другим узким специальнос­тям для выявления непод­ходящих и некомпетентных кандидатов

• В ряде случаев трудно обосно­вать необходимость образо­вания и опыта для работы в определенной должности

Проверка рекомендаций и характеристик

• Способствует предоставлению кандидатами наиболее точной информации

• Отзывы почти всегда поло­жительные, что не позволяет дифференцировать работников

Центры оценки

• Позволяют устанавливать степень эффективности работы или обучения, выявлять управленческий потенциал и лидерские качества.

• Имеют целостный подход к оп­ределению уровня персонала.

• Дают возможность проверить рекомендации и харак­теристики

• Дорогие в разработке и администрировании.

• Требуется специальный тренинг для специалистов, проводящих центры оценки

В следующем параграфе, рассмотрим метод, называемый  техникой репертуарных решето, с помощью которого мы  провели исследование  в рамках дипломной работы на ООО «Форте» г.Пятигорск.

 

1.3. Техника репертуарных решеток

 

Подход, называемый репертуарным матричным тестированием, или, по современной терминологии, техникой репертуарных решеток (ТРР), будучи рассмотрен как совокупность методических приемов, представляет собой операциональную реализацию индивидуально ориентированного подхода к субъективному шкалированию[3]. ТТР не ставит целью сравнение оценок и реакций человека с нормированными групповыми данными (что, конечно, не исключается), но стремится реконструировать индивидуально определенную систему смысловых расчленений, противопоставлений и обобщений, лежащую в основе субъективных оценок, отношений и предсказаний.

Понятие конструкта (обобщая многочисленные метафорические и иносказательные определения Дж. Келли) можно определить следующим образом: это особое субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизированное) на собственном опыте, с помощью которого человек выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует свое поведение, "понимает" других людей, реконструирует систему взаимоотношений и строит "образ я". Это одновременно и способ поведения, и параметр отношений и оценок, и когнитивное смысловое расчленение и противопоставление.

Конструкт всегда биполярен, имеет два полюса (типа "север - юг"). В этом его отличие от концепта: концепт задает номинальную шкалу (класс, понятие), конструкт - как минимум шкалу порядка, а фактически и шкалы более высоких уровней (смысловой градиент).

Конструкты организованы в систему, имеющую сложную иерархическую организацию и множество подсистем. В силу общности и cоциальности опыта человека многие конструкты у разных людей схожи. Однако поскольку конструкт не усваивается извне, а строится самим человеком, он индивидуально определен, и есть конструкты, которые существуют в одном экземпляре, лишь у данного конкретного человека.

В поисках экспериментального метода, адекватного собственной концепции, Дж. Келли разработал репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК) - первый методов ряду репертуарных решеток. В основу этого теста лег фундаментальный постулат его теории: "Личностные процессы психологически канализируются теми же способами, которыми человек прогнозирует и оценивает события". Это позволило исследовать конструкты посредством их проявления на семантическом уровне, распространяя полученные результаты на все личностные процессы. РТЛК достаточно известен, описан, в том числе и на русском языке[4], и поэтому мы не будем подробно останавливаться на его описании, а рассмотрим совокупность проблем и способов их разрешения, появившихся в результате дальнейшего развития ТРР.

ТРР - не батарея тестов, а экспериментальный метод, включающий особые приемы планирования и проведения эксперимента, обработки и интерпретации результатов. Важное отличие ТРР от многих других процедур шкалирования заключается в том, что репертуарные решетки направлены не на получение информации об объектах шкалирования, что, конечно возможно, а на получение информации о самом человеке, заполняющем решетку.

В общем виде репертуарная решетка (РР) представляет собой матрицу, определенным образом организованную, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе структурированного интервью. Строки матрицы традиционно называются конструктами, столбцы - элементами. В данном случае говорят о так называемых поверхностных, или первичных, конструктах. Реальные, или глубинные, конструкты еще надо выявить. Реальные конструкты часто не осознаются самим человеком в своей прямой форме, а проявляются "на поверхности" под множеством наименований, вербальных "ярлыков".

Первая проблема, которую должен решить исследователь, планируя эксперимент, - что использовать в качестве первичных конструктов. В ТРР применяются различные процедуры вызывания (elicitation) первичных конструктов у самого испытуемого. Для вызывания конструктов можно использовать любую проективную технику и любой материал, например свободные сочинения, ТАТ, просто беседу с испытуемым. Однако более структурированные специально разработанные способы вызывания конструктов, по-видимому, являются более эффективными, так как облегчают задачу испытуемому и задают конкретный, необходимый именно для данного исследования контекст[5]. Наиболее известные из них: метод триад[6] (испытуемому предлагается из трех элементов выбрать и назвать два наиболее сходных между собой и определить, чем они отличаются от третьего); метод полного контекста[7] (испытуемый работает сразу со всем набором элементов, группируя и противопоставляя их различными способами) и их варианты, такие, как методы самоидентификации и самоперсонификации[8]. Менее известными, но не менее интересными являются процедуры иерархизации Хинкла и построения пирамид Ландфильда. Они представляют собой попытку вызывания конструктов разного уровня обобщения.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными. Например, в исследовании Бейли-Громен  при работе с глухонемыми детьми в качестве первичных конструктов использовались жесты, выражения лица и пантомимические паттерны. В качестве конструктов могут использоваться и рисунки и цвета - все, что представляет интерес для экспериментатора.

Обязательно ли вызывать конструкты или можно использовать готовые? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Келли считал, что конструкты, которые он вызывает своими методами, представляют собой репрезентативную выборку из множества вербальных проявлений глубинных конструктов и оказываются более личностно релевантными.

Информация о работе Влияние профессионального психологического отбора на эффективность деятельности организации