Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении направлений использования активов предприятия и, повышения эффективности их использования.
Задачами дипломной работы в связи с указанной темой являются:
обобщение теоретических основ управления активами;
анализ и оценка управления активами ООО «Метро кэш энд Керри»;
разработка мероприятий по повышению эффективности управления.
Объектом исследования являются: активы предприятия на примере ООО «Метро кэш энд Керри».
Предмет исследования: методики управления активами предприятия.
Оборотными активами являются активы, которые могут быть в течение производственного цикла либо одного года превращены в денежные средства.3
Оборотные
активы составляют существенную долю
всех активов предприятия. От умелого
управления ими во многом зависит
успешная предпринимательская
Главная задача управления активами состоит в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия [9].
Управление оборотными активами включает в себя управление денежными средствами, рыночными ценными бумагами, дебиторской задолженностью, товарно-материальными запасами и краткосрочными обязательствами[10].
Управление оборотными активами предприятия осуществляется по следующим этапам[9,10]:
Основной целью данного анализа является определения уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.
Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.
Такая
политика должна отражать общую философию
финансового управления предприятием
с позиций приемлемого
Выбор того или иного подхода зависит от условий, в которых фирма находится в данный момент.
На
этом этапе определяется система мероприятий
по сокращению продолжительности производственного
и финансового циклов предприятия, которые
не должны приводить к снижению объемов
производства и реализации продукции.
Здесь же определяется общий объем оборотных
активов на предстоящий период:
ОАп
= ЗСп + ЗГп + ДЗп + ДАп + Пп , (1)
где ОАп – общий объем оборотных активов предприятия на конец рассматриваемого предстоящего периода;
ЗСп – сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода;
ЗГп
– сумма запасов готовой
ДЗп – сумма текущей дебиторской задолженности на конец предстоящего периода;
ДАп – сумма денежных активов на конец предстоящего периода;
Пп – сумма прочих оборотных активов на конец предстоящего периода.
Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных и других особенностей существования операционной деятельности. Поэтому в процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года.
V. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов достигается правильным соотношением доли оборотных активов в форме денежных средств, высоко - и среднеликвидных активов.
На этом этапе разрабатываются мероприятия по снижению риска потерь от различных факторов (прежде всего инфляционных и связанных с возможностью невозврата дебиторской задолженности).
На данном этапе учитывается стоимость привлечения различных источников финансирования.
Источники финансирования оборотных активов неразличимы в процессе кругооборота капитала. Выбор соответствующих источников финансирования в конечном итоге определяет соотношение между уровнем эффективности использования капитала и уровнем риска финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Деление
оборотных активов на собственные
и заемные указывает источники
происхождения и формы
Собственные оборотные активы формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и т.д.), и находятся в режиме постоянного пользования. Потребность предприятия в собственных оборотных активах является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.
Коэффициент
обеспеченности собственными активами
общей величины оборотных активов:
Ко
= Соа/ОА, (2)
где Ко –коэффициент обеспеченности собственными активами,
Сср – собственные оборотные активы,
ОА – величина оборотных активов, т.е. стр.290 баланса.
Заемные оборотные активы формируются на основе банковских кредитов и кредиторской задолженности. Все заемные активы предоставляются во временное пользование. Одна часть этих активов (кредиты и займы) платная, другая (кредиторская задолженность) – как правило, бесплатная.
Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов происходит их разделение по основным видам.
Одним из основных видов оборотных активов являются производственные запасы предприятия, которые включают в себя сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы.
Управление запасами условно можно разделить на две части[16]:
Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.
Для оценки оборачиваемости запасов используются показатели оборачиваемости оборотных активов.
Коэффициент
оборачиваемости запасов, характеризует
количество оборотов запасов в течении
анализируемого периода:
Коз
=
.(3)
Длительность
оборота запасов в днях:
Дз
=
. (4)
Показатели длительности оборота могут быть рассчитаны также отдельно по производственным запасам (т.е. сырью и материалам) и незавершенному производству.
С
целью определения мобильности запасов
рассчитывается коэффициент накопления:
, (5)
где Кн – коэффициент накопления;
ПЗ – производственные запасы;
МБП – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
НП – незавершенное производство;
ГП – готовая продукция;
Т – товары.
При оптимальном варианте он должен быть меньше 1. Это соотношение справедливо только в том случае, если продукция предприятия конкурентоспособна и пользуется спросом. Величина коэффициента больше 1 свидетельствует о наличии сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей.
Еще
один важный компонент оборотных
активов – дебиторская
Дебиторской задолженностью называют задолженность организаций и отдельных лиц предприятию4. По сути, дебиторская задолженность представляет собой обездвиживание оборотных средств, т.е. отвлечение денежных средств из активного оборота, сопряженное с косвенными потерями.
Современная практика финансового менеджмента предлагает 2 способа управления дебиторской задолженностью на предприятии:
При самостоятельном управлении задолженностью используются исключительно ресурсы предприятия (трудовые, финансовые, технические). Для этого в организации могут создаваться специализированные службы: кредитные контролеры, службы безопасности и т.п.
Аутсорсинг (внешнее управление) позволяет поручить работу с задолженностью специализированной организации. Преимущества аутсорсинга заключаются в том, что он дает возможность предприятию эффективно решать те задачи, которыми самостоятельно заниматься либо дорого, либо невозможно из-за недостатка ресурсов. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, содержать и обеспечивать работу спецподразделений под силу только крупным игрокам рынка. Кроме того, профильный специалист аутсорсинговой компании гарантирует более профессиональное решение возложенных на него задач.
Анализ управления дебиторской задолженности начинается с изучения общей оценки динамики объема дебиторской задолженности, причин и сроков ее образования, определения доли дебиторской задолженности в оборотных активах, анализа ее структуры, а также рассчитывают основные аналитические показатели:
Коэффициент
оборачиваемости дебиторской
, (6)
где В – выручка (стр.010 Ф.№ 2),
ДЗ – дебиторская задолженность (стр.230-240 Ф.№1).
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Увеличение коэффициента означает сокращение продаж в кредит, а его снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.
Период
погашения дебиторской
Кодз1
=
, (7)
где t – период анализа (360дней).
Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск не платежа.
Доля
дебиторской задолженности в
общем объеме оборотных активов:
Кодз3
=
. (8)
Чем выше показатель дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, тем менее мобильна структура имущества предприятия.
Денежные
средства и их эквиваленты наиболее
ликвидная часть оборотных