Анализ активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в изучении направлений использования активов предприятия и, повышения эффективности их использования.

Задачами дипломной работы в связи с указанной темой являются:
обобщение теоретических основ управления активами;
анализ и оценка управления активами ООО «Метро кэш энд Керри»;
разработка мероприятий по повышению эффективности управления.

Объектом исследования являются: активы предприятия на примере ООО «Метро кэш энд Керри».

Предмет исследования: методики управления активами предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

     Оборотными  активами являются активы, которые  могут быть в течение производственного  цикла либо одного года превращены в денежные средства.3

     Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого  управления ими во многом зависит  успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта.

     Главная задача управления активами состоит  в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия [9].

     Управление  оборотными активами включает в себя управление денежными средствами, рыночными  ценными бумагами, дебиторской задолженностью, товарно-материальными запасами и краткосрочными обязательствами[10].

     Управление  оборотными активами предприятия осуществляется по следующим этапам[9,10]:

  1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

     Основной  целью данного анализа является определения уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.

     Результаты  проведенного анализа позволяют  определить общий уровень эффективности  управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.

  1. Выбор политики формирования оборотных активов предприятия.

     Такая политика должна отражать общую философию  финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения  уровня доходности и риска. В таблице 1 (Приложение 1) отражены основные подходы к управлению оборотными активами [2].

     Выбор того или иного подхода зависит  от условий, в которых фирма находится  в данный момент.

  1. Оптимизация объема оборотных активов.

     На  этом этапе определяется система мероприятий по сокращению продолжительности производственного и финансового циклов предприятия, которые не должны приводить к снижению объемов производства и реализации продукции. Здесь же определяется общий объем оборотных активов на предстоящий период: 

     ОАп = ЗСп + ЗГп + ДЗп + ДАп + Пп , (1) 

     где ОАп – общий объем оборотных  активов предприятия на конец  рассматриваемого предстоящего периода;

     ЗСп – сумма запасов сырья и  материалов на конец предстоящего периода;

     ЗГп – сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства);

     ДЗп – сумма текущей дебиторской  задолженности на конец предстоящего периода;

     ДАп – сумма денежных активов на конец  предстоящего периода;

     Пп  – сумма прочих оборотных активов на конец предстоящего периода.

  1. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.

     Потребность в отдельных видах оборотных  активов и их сумма в целом  существенно колеблется в зависимости  от сезонных и других особенностей существования операционной деятельности. Поэтому в процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года.

     V. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов достигается правильным соотношением доли оборотных активов в форме денежных средств, высоко - и среднеликвидных активов.

  1. Обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов достигается своевременным использованием временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений.
  2. Минимизация потерь оборотных активов в процессе их использования.

     На  этом этапе разрабатываются мероприятия по снижению риска потерь от различных факторов (прежде всего инфляционных и связанных с возможностью невозврата дебиторской задолженности).

  1. Выбор форм и источников финансирования оборотных активов.

     На  данном этапе учитывается стоимость  привлечения различных источников финансирования.

     Источники финансирования оборотных активов  неразличимы в процессе кругооборота капитала. Выбор соответствующих  источников финансирования в конечном итоге определяет соотношение между уровнем эффективности использования капитала и уровнем риска финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

     Деление оборотных активов на собственные  и заемные указывает источники  происхождения и формы предоставления предприятию оборотных активов  в постоянное или временное пользование.

     Собственные оборотные активы формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и т.д.), и находятся в режиме постоянного  пользования. Потребность предприятия  в собственных оборотных активах является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.

     Коэффициент обеспеченности собственными активами общей величины оборотных активов: 

     Ко = Соа/ОА, (2) 

     где Ко –коэффициент обеспеченности собственными активами,

     Сср – собственные оборотные активы,

     ОА  – величина оборотных активов, т.е. стр.290 баланса.

     Заемные оборотные активы формируются на основе банковских кредитов и кредиторской задолженности. Все заемные активы предоставляются во временное пользование. Одна часть этих активов (кредиты и займы) платная, другая (кредиторская задолженность) – как правило, бесплатная.

     Цели  и характер использования отдельных  видов оборотных активов имеют  существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов происходит их разделение по основным видам.

     Одним из основных видов оборотных активов являются производственные запасы предприятия, которые включают в себя сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы.

     Управление  запасами условно можно разделить  на две части[16]:

  • первая часть – это составление отчетности по запасам и обработка иных данных, связанных с текущим контролем их уровня.
  • вторая часть – периодический мониторинг запасов.

     Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.

     Для оценки оборачиваемости запасов используются показатели оборачиваемости оборотных активов.

     Коэффициент оборачиваемости запасов, характеризует  количество оборотов запасов в течении  анализируемого периода: 

     Коз = .(3) 

     Длительность  оборота запасов в днях: 

     Дз = . (4) 

     Показатели  длительности оборота могут быть рассчитаны также отдельно по производственным запасам (т.е. сырью и материалам) и незавершенному производству.

     С целью определения мобильности запасов рассчитывается коэффициент накопления: 

      , (5) 

     где Кн – коэффициент накопления;

     ПЗ  – производственные запасы;

     МБП – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

     НП  – незавершенное производство;

     ГП  – готовая продукция;

     Т – товары.

     При оптимальном варианте он должен быть меньше 1. Это соотношение справедливо  только в том случае, если продукция предприятия конкурентоспособна и пользуется спросом. Величина коэффициента больше 1 свидетельствует о наличии сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей.

     Еще один важный компонент оборотных  активов – дебиторская задолженность.

     Дебиторской задолженностью называют задолженность  организаций и отдельных лиц  предприятию4. По сути, дебиторская задолженность представляет собой обездвиживание оборотных средств, т.е. отвлечение денежных средств из активного оборота, сопряженное с косвенными потерями.

     Современная практика финансового менеджмента  предлагает 2 способа управления дебиторской  задолженностью на предприятии:

  1. самостоятельное управление,
  2. передача управления задолженностью на аутсорсинг.

     При самостоятельном управлении задолженностью используются исключительно ресурсы  предприятия (трудовые, финансовые, технические). Для этого в организации могут  создаваться специализированные службы: кредитные контролеры, службы безопасности и т.п.

     Аутсорсинг (внешнее управление) позволяет поручить работу с задолженностью специализированной организации. Преимущества аутсорсинга заключаются в том, что он дает возможность предприятию эффективно решать те задачи, которыми самостоятельно заниматься либо дорого, либо невозможно из-за недостатка ресурсов. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, содержать и обеспечивать работу спецподразделений под силу только крупным игрокам рынка. Кроме того, профильный специалист аутсорсинговой компании гарантирует более профессиональное решение возложенных на него задач.

     Анализ  управления дебиторской задолженности начинается с изучения общей оценки динамики объема дебиторской задолженности, причин и сроков ее образования, определения доли дебиторской задолженности в оборотных активах, анализа ее структуры, а также рассчитывают основные аналитические показатели:

     Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз): 

        , (6)

     где В – выручка (стр.010 Ф.№ 2),

     ДЗ  – дебиторская задолженность (стр.230-240 Ф.№1).

     Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Увеличение коэффициента означает сокращение продаж в кредит, а его снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.

     Период  погашения дебиторской задолженности: 

     Кодз1 = , (7) 

     где t – период анализа (360дней).

     Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск не платежа.

     Доля  дебиторской задолженности в  общем объеме оборотных активов: 

     Кодз3 = . (8) 

     Чем выше показатель дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов, тем менее мобильна структура имущества предприятия.

     Денежные  средства и их эквиваленты наиболее ликвидная часть оборотных активов. К денежным средствам относятся  деньги в кассе, на расчетном счете и депозитных счетах. К эквивалентам денежных средств относят ликвидные краткосрочные финансовые вложения: ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти [15].

Информация о работе Анализ активов предприятия