Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:43, дипломная работа
Цель дипломной работы – на основании изучения законодательных и нормативных актов, научной и специальной литературы рассмотреть организацию управления дебиторской задолженности на конкретном предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть методологические основы управления дебиторской задолженности предприятия;
выявить экономическую сущность дебиторской задолженности;
исследовать политику управления дебиторской задолженности;
рассмотреть современную теорию и практику эффективной организации управления дебиторской задолженности;
Введение
Глава 1.Методологические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
1.3 Современная теория и практика эффективной организации управления дебиторской задолженности
Глава 2.Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ важнейших показателей, характеризующих динамику дебиторской задолженности и эффективность управления ею
2.3 Оценка и анализ прогрессивности и рациональности применяемых инструментов управления дебиторской задолженностью
Глава 3.Совершенствование управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.2 Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
4.
Обоснование рационального способа расчетов
с покупателями.
Таблица 20.
Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности ПО «Надежда» в 2005-2007г.г.
Показатель | Годы | Отклонение 2006г от 2005г | Отклонение 2007г от 2006г | ||||
2005 | 2006 | 2007 | |||||
Абс. откл., +/- | Отн. при-рост, % | Абс. откл., +/- | Отн. при-рост, % | ||||
1.Дебиторская задолженность, тыс. руб. | 2003 | 1802 | 1751 | -201 | -10,0 | -51 | -2,8 |
2. Кредиторская задолженность, тыс. руб. | 7199 | 7789 | 10103 | +590 | +8,2 | +2314 | +29,7 |
3. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, коэф. | 0,27 | 0,23 | 0,17 | -0,04 | -14,8 | -0,06 | -26,1 |
В процессе управления дебиторской задолженностью финансовый менеджер ПО «Надежда» должен производить расчет и сопоставление различных видов кредитной политики по отношению к покупателям и заказчикам.
Приведем
пример оценки различных видов кредитной
политики предприятия. Для принятия решения
необходимо сопоставить предложенные
виды политик (таблица 19).
Пути оптимизации кредитной политики | ||||||
Контроль состояния и заказчиками расчетов с покупателями | Выбор по возможности большего числа покупателей и заказчиков | Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности | Обоснование рационального способа расчетов с покупателями |
Рис.
8. Пути оптимизации кредитной политики
Таблица 21.
Оценка различных видов кредитной политики ПО «Надежда»
Вид кредитной политики | Описание |
А | скидку не предоставлять |
Б | скидка 2% при оплате в течение 10 дней, иначе - оплата в течение 30 дней |
В | скидка 1% при оплате в течение 10 дней, в противном случае - срок оплаты 60 дней |
Рассчитаем все составляющие изменения кредитной политики и выберем наиболее приемлемую.
1.Оценим
реализацию, т. к. они являются основой
всех других прогнозных оценок. Финансовый
менеджер оценивает продажи по предполагаемым
политикам, исходя из планируемой реализации:
прогнозная реализация - 185 000 тыс.руб. (таблица
20).
Таблица 22.
Оценка реализации при различных видах кредитной политики ПО «Надежда»
Вид кредитной политики | Сумма реализации, тыс. руб. |
А | 145000 |
Б | 210000 |
В | 250000 |
Данные прогнозные оценки основаны на изучении поведения потребителей и конкурентного климата.
2.Определим
себестоимость проданных продукции и
услуг. Финансовый менеджер оценивает
себестоимость следующим образом (таблица
21).
Таблица 21.
Оценка себестоимости проданных услуг при различных видах кредитной политики ПО «Надежда»
Вид кредитной политики | Размер |
Текущая политика | 90% объёма реализации |
А | 90% объёма реализации |
Б | 80% объёма реализации |
В | 85% объёма реализации |
Данные оценки определены из зависимости между объёмом реализации и себестоимостью продукции. Так, при росте объёмов реализации себестоимость начинает уменьшаться, т. к. постоянные издержки распределяются на большее количество изделий. После прохождения определённого уровня себестоимость снова увеличивается, так как возникают дополнительные расходы по оплате труда, коммунальных услуг и др.
3.Оценим
расходы на инкассацию дебиторской задолженности
(таблица 22).
Таблица 23.
Оценка расходы на инкассацию дебиторской задолженности при различных видах кредитной политики ПО «Надежда»
Вид кредитной политики | Размер расходов, тыс. руб. |
Текущая политика | 130000 |
А | 110000 |
Б | 160000 |
В | 190000 |
4.Определим
безнадёжные долги, которые оцениваются
в виде процентной доли, исходя из имеющегося
опыта самого предприятия (таблица 23).
Таблица 24.
Оценка безнадёжных долгов при различных видах кредитной политики ПО «Надежда»
Вид кредитной политики | Размер долга, % | Обоснование | Размер долга, тыс. руб. |
Текущая политика | - | - | |
А | - | - | |
Б | 2% продаж | 210000 х 0,02 | 4200 |
В | 1% продаж | 250 000 х 0,01 | 2500 |
5.Рассчитаем
суммы предоставленных скидок на основе
оценки доли реализации, прибыль от которых
превышает убытки от предоставления дисконтной
скидки за оплату в течение 10 дней (таблица
24).
Таблица 25.
Оценка суммы предоставленных скидок на основе оценки доли реализации при различных видах кредитной политики ПО «Надежда»
Вид кредитной политики | Процентная доля, % | Размер убытка, тыс. руб. | Обоснование |
Текущая политика | - | - | - |
А | - | - | - |
Б | 60% | 2520000 | 0,6 х 0,02 х 210000 |
В | 40% | 1000000 | 0,4 х 0,01 х 250000 |
Представим
расчетные данные в таблице 25.
Таблица 26.
Планирование кредитной политики ПО «Надежда» по отношению к своим покупателям.
Показатель | Текущая реализация | Политика А | Политика Б | Политика В |
1. Реализация продукции, товаров, услуг, тыс. руб. | 1850000 | 145000 | 210000 | 250000 |
2. Себестоимость продукции, товаров, услуг, тыс. руб. | 1665000 | 130500 | 168000 | 212500 |
3. Расходы на инкассацию дебиторской задолженности, тыс. руб. | 1300 | 1100 | 1600 | 1900 |
4. Безнадежные долги, тыс. руб. | - | - | 4200 | 2500 |
5. Суммы предоставленных скидок на основе оценки доли реализации, прибыль от которых превышает убытки от предоставления дисконтной скидки за оплату в течение 10 дней | - | - | 2520 | 1000 |
Процентная доля по политике В меньше, чем по политике Б. Это объясняется предпочтением покупателей распоряжаться своими деньгами в течение 60 дней, чем получить скидку в 1 %. Можно сделать вывод, что для предприятия ПО «Надежда» наиболее предпочтительна политика Б.
Таким образом, анализ дебиторской задолженности позволяет дать общие рекомендации по ее снижению: прогнозирование размера дебиторской задолженности; контроль состояния расчетов с покупателями и заказчиками. Современное выявление просроченной (отсроченной) задолженности; выбор по возможности большего числа покупателей и заказчиков. Сокращение риска неуплаты за продукцию (работы, услуги); контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Увеличение дебиторской задолженности часто приводит к отсутствию средств для оплаты задолженности поставщикам и прочим кредиторам, а, следовательно, снижает финансовую устойчивость предприятия; обоснование рационального способа расчетов с покупателями и заказчиками. Данные мероприятия будут способствовать совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностями в ПО «Надежда», а также улучшать его финансовое состояние.
Заключение
Уровень текущей платежеспособности, финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия (затоваренность, потребность в денежной наличности и т.п.) вызывают необходимость управлять дебиторской и кредиторской задолженностью, которая ранжируется по срокам возникновения. Необходимая для этого информация обеспечивается данными бухгалтерского учета, формируемыми на соответствующих счетах расчетов. Информация о расчетах не только по основной деятельности предприятия, но и по расчетам с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и т.п.), с автотранспортными организациями и т.п. позволяет ранжировать задолженность по срокам погашения, согласно заключенным договорам.
Анализ управления дебиторской задолженностью, проведенный в настоящей работе, включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения организации. Некоторые возможности такого подхода были рассмотрены на примере теоретического анализа дебиторской задолженности, а также на конкретном примере деятельности предприятия ПО «Надежда».
Анализ управления дебиторской задолженностью проводился на основании отчетных материалов предприятия, а также более детализированной информации (приложений, расшифровок) по учету дебиторской задолженности с использованием средств компьютерной техники. Специфика деятельности исследуемого предприятия в определенной мере требует постоянного совершенствования управления дебиторской задолженностью, что постоянно выполняется руководством предприятия и было подтверждено проделанной работой.