Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание

Цель работы изучение теоретических, методологических и практических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Цель работы конкртизируется через задачи:
- рассмотреть теоретические основы финансового менеджмента предприятия;
- определить основные элементы системы финансового менеджмента предприятия.
- решить ряд задач по финансовому менеджменту.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Глава 1: Теоретическая часть…………………………………………....
Политика выплаты дивидендов………………………………………...
Метод мёртвой точки (критический объёма продаж).……………….
Кассовый бюджет………………………………………………………….
Доходность и риск инвестиционного портфеля……………………….
Глава 2: Практическая часть………………………………………..
Задача 1. Политика выплаты дивидендов……………………………...
Задача 2. Метод мёртвой точки (критический объёма продаж).
Задача 3. Финансовое планирование…………………………………….
Задача 4. Доходность и риск инвестиционного портфеля…………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Глава 2.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

Необходимо определить, какие статьи кассового бюджета  оказывают наибольшее влияние на денежные потоки. Это позволит сосредоточить  основное внимание на составлении смет этих статей, например, таких, как объем  продаж и производства.

Поскольку будущее трудно прогнозировать, желательно, чтобы бюджет составлялся на каждый месяц (квартал) и предусматривал альтернативные варианты.

Заложенные в  кассовом бюджете показатели основываются на субъективных оценках, например на прогнозе продаж и периода погашения дебиторской задолженности. Это необходимо учитывать при использовании бюджета.

Основным документом для анализа денежных потоков  является "Отчет о движении денежных средств". С его помощью можно анализировать текущую платежеспособность предприятия, выявлять причины недостатка или избытка денег, увидеть реальные источники их поступления и использования. Сравнивая данные Отчета о движении денежных средств и кассового бюджета за прошедший период, можно увидеть отклонения от запланированных показателей и проанализировать их причину. При наличии больших отклонений возможны внесения корректив и уточнений в последующий кассовый бюджет. Периодичность составления Отчета о движении денежных средств должна совпадать с периодом составления кассового бюджета для удобства их сравнения.

Конечная цель любого коммерческого предприятия - прибыль. Основными источниками  получения прибыли и денежных средств являются клиенты предприятия - покупатели. Поэтому покупатели (дебиторы) - основной и регулярный источник поступления  денег. В структуре оборотных средств многих предприятий (особенно производственных и оптовой торговли) дебиторская задолженность составляет значительную часть.

Дефицит денежных средств требует со стороны любого предприятия особого внимания к  получению оплаты от покупателей и вынуждает искать новые подходы в ценовой и кредитной политике. С одной стороны, реализация продукции по предоплате устраняет риск неплатежей, повышает платежеспособность, устраняет необходимость кредита извне, но при этом может уменьшиться количество покупателей. С другой стороны, продажа в кредит (с отсрочкой платежа) позволяет увеличить количество покупателей, но одновременно увеличивает риск неплатежей, потерь из-за инфляции, повышает вероятность необходимости кредита извне. Учет реальных потерь или выгод от принимаемых решений может использоваться как инструмент увеличения продаж и, как следствие, притока денег на предприятие.

Существует несколько  способов контроля и управления дебиторской  задолженностью.

1. Анализ дебиторов позволяет определить важность покупателей для предприятия и их надежность. Обычно покупателей делят на три условные группы:

- клиенты с  положительной кредитной историей, от которых предприятие имеет  большие и долгосрочные заказы, оплата которых производится  в оговоренные сроки (VIP-клиенты);

- клиенты с  положительной кредитной историей, от которых предприятие имеет  средние и небольшие, но постоянные  заказы, оплата которых производится  в сроки, близкие к договорным (наиболее многочисленная группа);

- клиенты с  ненадежной или неизвестной кредитной историей, от которых предприятие имеет небольшие непостоянные или разовые заказы.

Исходя из этого  предприятие строит в отношении  этих клиентов свою политику цен, предоставления скидок, отсрочек платежа, очередность  и срочность выполнения заказов и т. п. Удержание постоянных и надежных покупателей обеспечивает регулярное и прогнозируемое поступление денег на предприятие.

Разработка стратегии  заключения договоров увеличивает  приток денежных средств и минимизирует неплатежи за поставленную продукцию. Договоры должны иметь гибкие условия и способы платежа, которые основываются, с одной стороны, на финансовом анализе, а с другой - на их привлекательности для покупателей.

2. Система скидок должна поощрять покупателей либо больше покупать, либо раньше платить. Если полная предоплата невозможна, можно применять частичную предоплату. Хотя скидки оправданны тогда, когда они приводят к более высокой общей прибыли, они могут предоставляться и с целью увеличения притока денег в определенный период, когда предприятие испытывает их дефицит, например, при приближении срока уплаты налогов.

Существуют различные  категории скидок: за предоплату, за большой объем покупки, для долгосрочного  контракта, для VIP-клиента, за высокий  кредитный рейтинг покупателя, за невысокое качество продукции, за негарантированные сроки поставки и т. д.

При рассмотрении вопроса о штрафах за просроченный платеж, при всех прочих равных условиях, необходимо отдавать предпочтение скидкам  за предоплату и более ранние платежи, так как поощрение всегда действует лучше, чем наказание. Можно разработать такую шкалу скидок, которая бы сопоставляла сроки оплаты с величиной скидок и включила в себя дополнительные платежи (а по сути - штрафы) за более позднюю оплату.

3. Кредитная политика предприятия должна содержать критерии, по которым принимаются решения - кто из покупателей может получить товарный кредит и на каких условиях. Эффективность кредитной политики обеспечивается: экономическим обоснованием, оценкой кредитного риска, контролем за платежами по кредиту, анализом финансовых результатов по ранее предоставленным кредитам, корректировкой кредитной политики (в случае необходимости).

Для принятия решения  о предоставлении крупного кредита  необходимо собрать и проанализировать информацию о платежеспособности покупателя. Такая информация может быть получена на основе анализа истории платежей по предыдущим договорам с данным покупателем, из его финансовых отчетов, от его партнеров, от обслуживающего его банка и т. п.

Часть продаж в кредит может резервироваться для перспективных клиентов, у которых отсутствуют деньги в настоящий момент, для новых важных рынков сбыта и для других чрезвычайных случаев.

4. Анализ дебиторской задолженности по срокам давности позволяет определить эффективность действий предприятия в отношении скидок и кредитов (см. рис. 4). 

Рис. 4

Анализ  дебиторской задолженности  по срокам давности

Представленный  графический пример позволяет наглядно определить:

- эффективность  кредитной и ценовой политики  предприятия;

- тенденции и  прогноз поступления денег в  различные временные интервалы; 

- области, в  которых необходимы усилия по  возврату долгов;

- какие из  просроченных долгов, возможно, необходимо  признать     безнадежными и не рассчитывать на них в будущем.

5. Оценка реальной дебиторской задолженности дает более правдивый прогноз получения денег от дебиторов в будущем. Чистая реализационная (реальная) стоимость дебиторской задолженности определена ПБУ 10 как сумма текущей дебиторской задолженности за поставленную продукцию за вычетом резерва сомнительных долгов. В пунктах 8 и 9 данного стандарта представлены правила и подробный пример определения резерва сомнительных долгов. К сожалению, практика свидетельствует об отсутствии должного внимания со стороны финансовых служб многих предприятий к его расчету.

6. Использование "товарных" векселей при продаже больших партий товаров в кредит является одним из надежных инструментов дальнейшего погашения дебиторской задолженности покупателями.

Среди оборотных  активов, представленных во втором разделе активов Баланса (форма №1), есть статья "Векселя полученные". ПБУ 2 определяет ее как задолженность покупателей и других дебиторов за поставленную им продукцию или другие активы, которая обеспечена векселями. Казалось бы, это та же дебиторская задолженность. Однако полученные "товарные" векселя выделены в отдельную статью и учитываются в валюте баланса по своей номинальной стоимости, а просто дебиторская задолженность - лишь после вычета из ее первоначальной стоимости резерва сомнительных долгов. Тем самым в балансе подчеркивается более высокая вероятность погашения дебиторской задолженности, обеспеченной векселями, чем просто дебиторской задолженности.

Это следует  и из самой сути векселя. Вексель  рассматривается как ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления указанного срока определенную сумму денег владельцу векселя.

Продавцу товара (владельцу векселя) важно, что вексель  после выполнения всех определенных законом процедур позволяет безусловно получить от покупателя (векселедателя) в определенное время договорную сумму денег. Для продавца предпочтительнее вексель, авалированный банком или другим надежным авалистом. (Авалирование - это принятие каким-либо лицом обязательства оплатить вексель за одно из обязанных по векселю лиц при неоплате векселя плательщиком в срок.)

Кроме того, при  заключении договоров с новыми крупными клиентами желательно, чтобы они  предоставляли банковские гарантии (авалирование банком векселя - одна из таких гарантий). Для долгосрочных договоров можно практиковать выставление промежуточных счетов, что обеспечивает постоянный приток денег по мере выполнения этапов договора. В некоторых случаях предприятию выгодно заключать договора комиссии, так как при этом оно сохраняет отданные на реализацию товары в своей собственности до тех пор, пока они не будут проданы комиссионером и за них получены деньги.

Отсутствие денег  в нужное время может привести к серьезным последствиям для предприятия не только в настоящем, но и в будущем (см. табл. 3).

Таблица 3

Действия, вызванные отсутствием денежных средств  Последствия
Возникновение задолженности перед бюджетом Пеня и штрафные санкции, административная или уголовная ответственность
Задержка  в выплате заработной платы  Индексация  задержанной зарплаты, отток кадров, уголовная ответственность 
Возникновение просроченной задолженности банкам по кредитам Штрафные санкции, плохая кредитная история в будущем
Рост  кредиторской задолженности перед  поставщиками Отказ в предоставлении торгового кредита в будущем, потеря постоянных поставщиков 
Задержки  с покупкой сырья  Задержки с  продажами, потеря постоянных покупателей 

А в итоге  все это прямо или косвенно приводит к необходимости дополнительных денежных затрат. Чтобы избежать таких ситуаций, предприятию необходимо принять все доступные меры для срочного получения денег в такой критический период.

Прежде всего  необходимо проанализировать внутренние возможности предприятия превратить принадлежащие ему активы в денежные средства.

В первую очередь  предприятию надо попытаться получить предоплаты от своих покупателей  в счет будущих поставок товаров. При этом, возможно, надо будет предоставить таким покупателям специальные скидки.

После этого  провести инвентаризацию всех активов  предприятия на предмет их продажи.

Проведя анализ дебиторской задолженности, следует  обратиться к дебиторам, у которых  уже просрочены или наступили  сроки платежей, с требованием  погасить задолженность.

Необходимо проанализировать экономический эффект и возможность продажи предприятием своей дебиторской задолженности - факторинга.

При факторинге одна сторона (продавец) заключает договор о продаже своей дебиторской задолженности другой стороне (фактору). Затем продавец сообщает дебитору о покупке фактором его долга, вследствие чего дебитор должен производить все дальнейшие расчеты с фактором. После этого фактор осуществляет расчеты с продавцом, независимо от того, заплатил ему дебитор или нет. За предоставление такой услуги фактор получает от продавца скидку с номинальной суммы долга. Таким образом, факторинг позволяет ускорить поступление денег продавцу, хотя и требует дополнительных расходов.

Имея информацию о факторинговых скидках, можно  попытаться предложить своим дебиторам скидки (но не более факторинговых) за срочность погашения своей задолженности.

Проведя анализ эффективности использования основных средств на предприятии, можно выявить  машины и оборудование, которые без  ущерба для производственной деятельности могут быть проданы или сданы в аренду. При глубоком экономическом анализе может быть поставлен также вопрос о продаже (сдаче в аренду) убыточной или не приносящей прибыли части предприятия. Незавершенное строительство должно быть проанализировано на предмет возможности его дальнейшего финансирования, сроков его завершения и перспектив его использования в будущем.

Особое внимание следует уделить остаткам производственных запасов. Нередко их размер значительно  превышает оптимальный уровень, обеспечивающий непрерывность операционного цикла. Продажа излишков запасов и основных средств, кроме пополнения денежных ресурсов, может снизить затраты на содержание их оставшейся части.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия