Анализ и контроль как функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.
В задачи входит раскрытие и анализ:
Основных функций менеджмента,
Основных принципов,
Методов менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 174.81 Кб (Скачать документ)

Введение

         Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

  В современных  условиях приоритетным направлением перестройки  экономики страны является выработка  основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента  в российской практике. Особенно важна  эта задача на уровне предприятий, имеющих  сегодня право на хозяйственную  самостоятельность и распоряжение результатами труда, например в распределении  прибыли, определении материальных финансовых и трудовых ресурсов, решающих вопросы реструктуризации в условиях нестабильной экономики.

    Проблемы повышения эффективности развития предприятия во многом определяются организованностью его системы управления, которая в свою очередь зависит от четкой структуры, деятельности всех элементов для достижения поставленных целей. А все это и есть составляющие понятия «менеджмент», без знания принципов и методов которого невозможно сегодня управлять ни на каком уровне иерархической лестницы.

     Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

      Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами1.

     Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

     Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента.

      В задачи входит раскрытие и анализ:

  • Основных функций менеджмента,
  • Основных принципов,
  • Методов менеджмента.

     При выполнении работы мы использовали такие  методы как метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно-исторический метод и еще ряд некоторых  других методов.

 
 
 
 

Глава 1. Возникновение современного менеджмента.

  Знание  – орудие, а не цель.

Л.Н. Толстой 

1.1. Истоки современного  менеджмента 

  Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную  научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в. (табл. 1.1).

  В условиях индивидуальной (или семейной) организации  производства управление осуществлялось традиционными унаследованными  приемами, неизменными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладала интуиция.

  Возникновение и объективная необходимость  управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства (рис. 1.1).

  Первые  работы, в которых сделана попытка  научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции.

  Эволюция  управления как научная дисциплина не представляла собой серии последовательных шагов вперед. Успехи в теории и  практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях, таких как инженерные науки, математика, психология, социология.

  В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все больше начинает преобладать интерес к бизнесу, осознание необходимости глубже постичь влияние внешних факторов на организационные структуры. 
 
 

  Таблица 1.1

  Истоки  возникновения современного менеджмента

  Рис. 1.1. Рост масштабов производства 

  Методы  и формы менеджмента постоянно  изменяются и совершенствуются в  соответствии с фазами промышленного  развития (табл. 1.2).

  Таблица 1.2

  Фазы  промышленного развития

  Методы  и формы менеджмента становятся все более связанными с проблематикой  продвижения товара на рынок. Усиливается  стратегическая ориентация менеджмента. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.

1.2. Современные концепции управления

  В современных  условиях получают развитие новые концепции  управления, отражающие тенденции гуманизации  и либерализации в процессе жизнедеятельности  социальных систем.

Сущность новых  подходов отражает концепция «Management ohne Hierarie» – «Менеджмент без иерахии» (см. рис. 1.2). 

  Рис. 1.2. Цели концепции «Менеджмент  без иерархии» 

  В производственной сфере получили развитие следующие концепции (табл. 1.3). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.3

 
 

1.3. Сущность и необходимость менеджмента

  Английское  слово «менеджмент» своими корнями  уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально  оно относилось к сфере управления животными и означало искусство  управления лошадьми. Сегодня слово  «менеджмент» отождествляется с  умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки  и практики управления людьми и организациями.

  Понятие «менедж» (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству  ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов  труда в условиях конкуренции.

  Менеджмент  – это тип научно-практического  управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет  решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

  Менеджмент  – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и  организации производства, реализации продукции и услуг в целях  получения прибыли.

  Менеджмент  – это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством  с помощью эффективных принципов  управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить  жесткое администрирование, добиваясь  при этом успешного выполнения поставленных целей.

  Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

  К менеджеру  предъявляются определенные требования (рис. 1.3).

  Рис. 1.3. Требования к менеджеру 

  Примером  талантливого менеджера может служить  американец Ли Якокка. В начале 1980-х гг. этот «сверхгерой из бизнеса» спас от краха автомобильный концерн «Крайслер». Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Он мало что взял из традиционного набора управленческих рецептов, положившись на свой опыт и интуицию менеджера-коммерсанта, предпринимателя. Им сформулированы характеристики эффективного менеджмента, иными словами, философии менеджмента (табл. 1.4). 
 

  Таблица 1.4

  Философия менеджмента (по Ли Яккоке)

Глава 2.Функции менеджмента.

     Функцией  в менеджменте называют особый вид  управленческой деятельности, с помощью  которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

  Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

     Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей  подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

  Функции управления бывают:

  общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

  конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

  специальные – подфункция конкретной функции.

  При этом объективно необходимые функции  – это:

  • организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);
  • социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

  Любое предприятие  рассматривается как сложная  система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

  • ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

  • содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;

  • цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

  • стадии жизненного цикла продукта.

  Для достижения некоторой цели необходимо реализовать  содержание процесса управления (вариантов  здесь может быть 1x5), ресурсное  обеспечение (1x8), цикл принятия решения (пусть возможных вариантов 2). Тогда  необходимо 1x5x8x2 – 80 функций.

  В примере  представлен вариант подхода  к формированию полного набора управленческих решений при функциональной структуризации целей предприятия.

2.1. Содержание общих функций менеджмента

  Современный подход к изучению процесса менеджмента  бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля расширен сегодня до семи (рис. 2.1).

  Все эти  функции должны рассматриваться  с позиций комплексного подхода.

  Рис. 2.1. Современные управленческие функции

2.2. Прогнозирование и планирование.

      Экономическое прогнозирование – это предвидение  хода экономического развития на предстоящий  период для конкретной организации.

      Планирование  – это разработка плана, определяющего  то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.2

      В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке  и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных  решений, направленных на достижение желаемого  результата, предусматривает следующее:

    • Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
    • Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
    • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
    • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
    • Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

Информация о работе Анализ и контроль как функции менеджмента