Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть систему пенсионного страхования России и проблемы формирования и использования пенсионного фонда.
Задачи курсовой работы: 1) Рассмотреть эволюцию системы пенсионного страхования в России; 2) Рассмотреть системы пенсионного обеспечения в России и за рубежом; 3) Рассмотреть динамику доходов и расходов Пенсионного фонда РФ.
Введение2
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионного страхования4
1.1 Этапы развития пенсионной системы в России4
1.2 Структура пенсионной системы РФ8
1.3. Исследование деятельности Пенсионного фонда10
Глава 2. Анализ показателей бюджета Пенсионного фонда РФ за 2006-2008 гг13
2.1 Анализ диагностики показателей доходов ПФ РФ13
2.2 Исследование направления расходования денежных средств ПФ РФ18
2.3 Проблемы функционирования Пенсионной системы в РФ23
Заключение23
Список использованной литературы25
Доходы, полученные в 2006 году от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений 2006 года, определены в размере 2,5% от суммы размещаемых средств.
Кроме того, в составе доходов учтены средства в сумме 39,2 млн.руб., поступающие от НПФ для последующей передачи в Управляющие компании в соответствии с заявлениями застрахованных лиц, - в размере 2% от общей суммы средств, переданных Фондом в НПФ по состоянию на 1 января 2006 года (по оценке).
Рисунок
1
Рассмотрим формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда на 2007 год (см. рис.2).
На
2007 г. в соответствии с федеральным
законом от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ «О
бюджете Пенсионного фонда
Необходимо проанализировать закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год»
Наибольший процент корректировки имели следующие статьи доходов бюджета ПФР:
1)
средства федерального бюджета,
2)
средства федерального бюджета,
Наибольший объем увеличения бюджетных назначений имели следующие статьи доходов бюджета ПФР:
1)
страховые взносы на
2) средства, поступающие из федерального бюджета в бюджет ПФР на финансирование базовой части трудовой пенсии, увеличены на 30,3 млрд. руб., или на 5,4 %, и составили 590,0 млрд. руб.. Увеличение финансирования базовой части трудовой пенсии вызвано реализацией проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан». С 1 декабря 2007 года увеличивается размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, а также пропорционально данному увеличению повышение размеров всех других базовых частей трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), пенсий, назначенных по законодательству о государственном пенсионном обеспечении, и других выплат, размер которых определяется исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости;
3) средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, увеличены на 98,87 млрд. рублей, или на 5 %, и составили в сумме 206,1 млрд. руб., в том числе средства по статье доходов бюджета ПФР, которая предусматривает поступление средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам, увеличены на 8,6 млрд. руб., или на 6,2 %, и составили 147,1 млрд. руб.
Рисунок
2
Рассмотрим формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда на 2008 год (см. рис.3).
Рисунок 3
Основным нормативно правовым документом, регулирующим данную сферу, является федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", принятый Государственной Думой 6 июля 2007 г и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 г. Об этом сообщает пресс-служба президента РФ.
Закон
предусматривает утверждение
Проект бюджета Фонда на 2008 год сформирован в сумме 2330,6 млрд. руб. (126,3 % к предыдущему году), в том числе 2107,2 млрд. руб. (122,1 %) - в части распределительной составляющей бюджета Фонда.
В соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, начиная с 2008 года, увеличивается тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 % за счет соответствующего уменьшения отчислений на страховую часть. Данные изменения повлекут увеличение плановых поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на сумму около 100 млрд. рублей, или на 89,6 % по отношению к 2007 году.
Поступление страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии (более 40 % от доходов бюджета ПФР) предполагается в 2008 году – 1029,3 млрд. руб. с учетом поступления взносов в виде фиксированного платежа.
Предполагаемый
объем поступления страховых
взносов на страховую часть не
обеспечивает прогнозируемые расходы
на выплату страховой части
Законопроектом
предусмотрено получение
Безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены на 2008 год в сумме 1284,3 млрд. руб.
Необходимо отметить, что доля средств из федерального бюджета, перечисляемых в ПФР, имеет тенденцию к увеличению.
Таким
образом, проанализировав динамику
доходов бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации за 2006,
2007 и 2008 года, можно выявить тенденцию
увеличение средств федерального бюджета
в финансировании пенсионной системы
свидетельствует об усиливающейся
тенденции ее отхода от страховых
принципов, о чем свидетельствуют нижеприведенные
данные (см. табл.1 и рис.4). Основными причинами
увеличения доли средств федерального
бюджета в бюджете ПФР являются: возложение
на ПФР дополнительных функций по осуществлению
отдельных выплат нестрахового характера,
финансируемых за счет средств федерального
бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный)
капитал); низкий удельный вес учитываемой
заработной платы в ВВП и ее доли в доходах
населения и, соответственно, низкий объем
поступлений ЕСН и страховых взносов;
снижение с 1 января 2005 года базовой ставки
ЕСН в части, зачисляемой в федеральный
бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6
%; изменение с 2008 года тарифов страховых
взносов на накопительную часть трудовой
пенсии с 4 % до 6 %; несовершенство законодательства
в части администрирования страховых
платежей, а также взыскания задолженности
по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование (в том числе просроченной).
Что касается структуры доходов, то большую
часть занимают налоги и взносы на социальные
нужды, далее следуют безвозмездные поступления,
в основном из федерального бюджета, на
третьем месте доходы от размещения пенсионных
накоплений. Рассмотрим динамику базовой,
страховой и накопительной части пенсии.
Для базовой части пенсии характерна тенденция
к снижению выплат, таким образом, правительство
пытается снизить нагрузку на федеральный
бюджет, и перейти к 2010 году к страховому
принципу формирования пенсий, что прослеживается
в тенденции роста взносов страховой и
накопительной части пенсии.
Доходы системы государственного пенсионного обеспечения Таблица 1
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 |
Поступление страховых взносов предприятий в Пенсионный фонд России, млрд. руб. | 36 124 | 73 709 | 115 109 |
Поступление страховых взносов предприятий в Пенсионный фонд России, в процентах к ВВП | 5,9 | 4,5 | 5,1 |
Рисунок 4
2.2 Исследование направлений расходования денежных средств ПФ РФ
Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год сформирован по расходам (см. рис.5) в сумме 1531,6 млрд.руб. (6,3% к объему ВВП), в том числе на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан, а также дополнительного пенсионного обеспечения и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку предусмотрено направить 1272,7 млрд.руб., что составляет 83,5% от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей, на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета - 210,2 млрд.руб., или 13,8%.
Рисунок 5
Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2006 году определены с учетом затрат на их индексацию с 1 апреля - на 3% и с 1 августа - на 4% (в целом за год - на 7,1%) в сумме 485,95 млрд.руб., т.е. в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы
на выплату страховой части
Правовые основания для индексации страховой части трудовой пенсии по индексу роста потребительских цен в 2006 году исходя из условий, установленных Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, отсутствуют в связи с тем, что фактический индекс роста цен за указанные периоды не будет достигать установленного законодательством предела, при котором производится индексация страховой части пенсии.
Суммарные затраты Фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду в соответствии с законодательством Российской Федерации, составят 87,8 млрд. руб.
Финансирование
мероприятий в области
Бюджет Пенсионного фонда на 2007 год утвержден по расходам в сумме 1786,5 млрд. руб. (100,2%), с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей (см. рис.6).
Рисунок 6
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по расходам - в сумме 1 769 921,2 млн. рублей. Из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 916,42 млрд. рублей, из них: на выплату базовой части трудовой пенсии - 590,0 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений); на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) гражданам РФ, включая расходы на их доставку, - 103,9 млрд. рублей (100%); на выплату пенсий, назначенных досрочно безработным, - 1,76 млрд. рублей (99,2%); на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса - 1,69 млрд. рублей (102,1%); на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в общей сумме - 206,01 млрд. рублей.
Необходимо обратить внимание на федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год». Законопроектом предусмотрены расходы бюджета ПФР в сумме 178,2 млрд. руб., что на 54,5 млрд. руб. (на 3,2 %) больше, чем установлено бюджетом ПФР на 2007 год.
Информация о работе Анализ показателей бюджета Пенсионного фонда РФ за 2006-2008 гг