Анализ продаж продукции на примере компании ООО «Колбаса Торг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание

Целями данной работы являются:
изучение способов ведения учета продаж продукции;
исследование методов анализа показателей, характеризующих объемы продаж продукции;
оценка эффективности работы предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить основы бухгалтерского учета в части учета продажи продукции;
рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;
оценить показатели объёмов реализации, динамики, структуры продукции;
выявить влияния отдельных факторов на финансовые результаты от реализации продукции;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа продаж услуг 4
1.1. Нормативно-правовая база по учету продаж продукции 4
1.2. Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции 6
1.3. Организация бухгалтерского учета продаж продукции 9
Глава 2. Анализ продаж услуг компании ООО«Колбаса Торг» 18
2.1. Экономическая характеристика условий и результатов производственной деятельности компании 18
2.2. Анализ показателей продажи продукции в компании 21
2.3. Пути совершенствования учета продаж продукции 34
Заключение 36
Использованная литература 38

Работа состоит из  1 файл

Ильягуева З.Г. - Финансовый анализ.docx

— 162.13 Кб (Скачать документ)

Номенклатура продукции необходима для контроля за выполнением графика выпуска изделий в ассортиментном разрезе, графика договорных поставок, составления сводок и отчетов.

C бухгалтерским учетом тесно  связан экономический анализ. Эта  связь имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского  учета являются главным источником  информации при анализе хозяйственной  деятельности. Не зная методики  бухгалтерского учета и содержания  отчетности, очень трудно подобрать  для анализа необходимые материалы  и проверить их доброкачественность.  С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учету. Чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать ее более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется. Для большей своей аналитичности бухгалтерский учет изменяет формы и содержание регистров, порядок документооборота и т.д.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением  ее анализировать. С помощью анализа  изучаются тенденции развития, глубоко  и системно исследуются факторы  изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Экономический анализ – это научный  способ познания сущности экономических  явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части  и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ хозяйственной  деятельности изучает экономические процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений [6].

Показатели объема реализации продукции  взаимосвязаны с показателями объема производства. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реально  реализовать.

Темпы роста объема производства и  реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основными задачами являются:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Важным источником информации для  анализа выступают данные бухгалтерской  и статистической отчетности, где  наиболее полно отражаются хозяйственные  явления, процессы, их результаты. Годовые, квартальные, месячные отчеты, бухгалтерские  балансы, периодическая отчетность по отдельным показателям деятельности содержат объективную количественную характеристику многообразных хозяйственных  операций и средств предприятия. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие корректирующих мер, направленных на успешное выполнение планов, достижения лучших результатов хозяйствования.

    1. Организация бухгалтерского учета продаж продукции

 

Порядок бухгалтерского учета хозяйственных  операций по продаже продукции зависит  от норм гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства. Предписания  гражданского законодательства в значительной степени влияют как на бухгалтерскую, так и налоговую их трактовку.

В Гражданском Кодексе  Российской Федерации налоговому понятию  «реализация товаров» и бухгалтерскому «продажа товаров» соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права  собственности или иное имущество  от одной стороны договора к другой. Наиболее характерными примерами таких  хозяйственных операций выступает  купля-продажа и мена.

Условием данных гражданско-правовых договоров является установление момента  перехода права собственности на предмет сделки. В соответствии с  ГК РФ «передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача  перевозчику для отправки приобретателю  или сдача в организацию связи  для пересылки приобретателю  вещей».

Специальной нормой ГК РФ относительно операций мены устанавливается, что «право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами». Вместе с тем данные описания действуют по отношению к условиям конкретной сделки только в случае, когда иное условие о моменте перехода права собственности на товар не определено в договоре. Это относится как к договорам купли-продажи, так и к договорам мены.

Специального определения  понятия «продажи» бухгалтерское  законодательство не содержит. Его  косвенно можно вывести из пояснений  Инструкций к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций, где сказано, что продажу нужно трактовать как момент отчуждения продукта основной деятельности с передачей прав собственности  на него.

Комплекс операций, определяемый в бухгалтерском учете как  продажи, в налоговом законодательстве обозначается термином «реализация».

Отгрузкой и отпуском продукции  занимается отдел сбыта организации. Работники этой службы заключают  договоры с покупателями, оформляют  документы на отгружаемую продукцию, ведут оперативный учет движения продукции на складе, контролируют выполнение договорных обязательств, полноту и своевременность поступления  средств от покупателей [7].

Отгрузка продукции осуществляется в соответствии с договором купли - продажи (поставки), заключаемым между  продавцом и покупателем. По договору поставки продавец обязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель - принять и оплатить ее. В договоре указываются наименование, количество, ассортимент, качество, комплектность  поставляемой продукции, цена, порядок  расчетов, почтовые и платежные реквизиты  поставщика и покупателя, отгрузочные  документы, последствия нарушения условий договора, а также за счет какой из сторон сделки будет произведена оплата расходов по доставке продукции в адрес покупателя и т.д. Согласно условиям договора оплата продукции может производиться предварительно в виде аванса до отгрузки или после ее передачи покупателю. При предварительной оплате в договоре указывается размер предварительной оплаты (её размер составляет всю стоимость продукции (работ, услуг) и перечисляется накануне отгрузки продукции, выполнения работ, предоставления услуг), перечисляемого аванса (может перечисляться в любой сумме, в том числе в размере стопроцентной оплаты, и в любые установленные договором сроки) [5].

В исследуемой компании установлен следующий порядок учета отпуска продукции.

Накладные формы М-15 выписываются в отделе сбыта предприятия в  четырех экземплярах, и все они  передаются в бухгалтерию для  регистрации в журнале регистрации  накладных на отпуск продукции и  подписи их главным бухгалтером  или лицом, им уполномоченным.

Из бухгалтерии подписанные  накладные возвращаются в отдел  сбыта. Один экземпляр передается кладовщику, второй служит основанием для выписки  счет-фактуры, третий и четвертый – передаются получателю продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.

Поскольку вывоз продукции осуществляется через пропускной пункт, один экземпляр  накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного  документа на груз. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации  грузов и затем передает накладные  по описи в бухгалтерию, где на их основе делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных  на вывоз (продажу) продукции.

На продукцию, отправляемую специализированными  транспортными организациями, выписывается товарно-транспортная накладная. У  поставщика она заменяет приказ - накладную, а у покупателя - приходный ордер.

Все первичные документы на отгруженную  продукцию передаются в бухгалтерию  для выписки расчетных документов (платежных требований, счетов).

На основании накладных на отпуск продукции организация выписывает счета-фактуры в двух экземплярах, первый из которых не позднее пяти дней со дня отгрузки продукции передается покупателю, а второй остается в организации.

Счет-фактура регистрируется в  книге продаж. После чего счет-фактура  подшивается в журнал учета выданных счетов-фактур и хранится в течение  полных пяти лет с даты его выдачи.

В зависимости от условий договора с покупателями могут производиться  как безналичные расчеты через  обслуживающие банки, так и наличные, когда деньги вносятся в кассу  организации.

При наличных расчетах, когда деньги вносятся в кассу, выписывается приходный  кассовый ордер и квитанция к  нему. В кассовом ордере и квитанции  указываются наименование получателя и плательщика, основание, по которому получены средства, и сумма.

При безналичных расчетах между  предприятиями используются следующие  документы: платежные требования, платежные  поручения.

В связи производством и продажей продукции с малым сроком реализации исследуемая компания в договорах поставки такой продукции предусматривает возможность покупателя вернуть нереализованный товар с истекающим сроком годности.

Возврат продукции может осуществляться в виде:

1) обратной покупки по закупочной  стоимости товара с истекающим  сроком годности;

2) предоставления компенсационной  скидки, соответствующей закупочной  стоимости товара, поставленного  по договору поставки, который  не был реализован покупателем по причине истечения срока годности.

В случае обратной покупки организация  по договоренности с покупателем  принимает товар с истекшим сроком годности обратно, такая операция классифицируется как реализация товара. То есть организация (первоначальный продавец) становится покупателем, а первоначальный покупатель – продавцом.

Возвращенная продукция принимается  бывшим поставщиком к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение. Сумма НДС, предъявленного бывшим покупателем, может быть принята  к вычету.

При списании поставщиком возвращенной ему продукции с истекшим сроком годности ее стоимость подлежит списанию в прочие расходы в соответствии с принятым способом оценки, установленным  п. 16 ПБУ 5/01.

Однако право на принятие поставщиком  предъявленной бывшим покупателем  суммы НДС к вычету, а также  уменьшение им налоговой базы по налогу на прибыль на затраты по выкупу продукции сохраняются при документальном подтверждении того, что:

  • поставщик вправе в соответствии с подп. 49 п.1 ст. 264 НК РФ учесть в расходах, связанных с производством и реализацией, стоимость товаров с истекшим сроком годности;
  • условие об обязанности поставщика выкупить у покупателя продукцию с истекшим или истекающим сроком годности предусмотрено договором (дополнительным соглашением) и является обязательным для поставщика;
  • обязанность выкупа продукции с истекшим или истекающим сроком годности направлена на сохранение дальнейших партнерских отношений с покупателями, с сохранением и расширением рынка сбыта продукции, а, а следовательно, расходы, связанные с реализацией данной обязанности, непосредственно связаны с деятельностью, приносящей доход (реализация продукции);
  • поставщик получает экономический эффект от выкупа продукции. Он связан с охранением количества покупателей (рынка сбыта). Данный эффект может быть просчитан поставщиком (в объемах закупки) в абсолютных величинах (в рублях);
  • процент расходов на выкуп продукции с истекшим сроком годности от общей выручки реализации продукции с маленьким сроком хранения незначителен (не более 1%);
  • право на учет в расходах, связанных с производством и реализацией, стоимости товаров с истекшим сроком годности возникает у налогоплательщика, у которого такой товар имеется в наличии: у поставщика (в случае выкупа продукции, расторжения договора или при продаже через посредника) или у покупателя (в случае, если выкуп не производится). Цель использования рассматриваемого варианта помимо сохранения и расширения рынка сбыта – простота в оформлении первичной документации.

Для обобщения информации о наличии  и движении продукции, расходах, связанных  с продажей продукции, о расчетах с покупателями и заказчиками, информации о доходах и расходах, связанных  с обычными видами деятельности организации, а также для определения конечного  финансового результата по ним Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрены  следующие счета:

Информация о работе Анализ продаж продукции на примере компании ООО «Колбаса Торг»