Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:31, курсовая работа
Целями данной работы являются:
изучение способов ведения учета продаж продукции;
исследование методов анализа показателей, характеризующих объемы продаж продукции;
оценка эффективности работы предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить основы бухгалтерского учета в части учета продажи продукции;
рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;
оценить показатели объёмов реализации, динамики, структуры продукции;
выявить влияния отдельных факторов на финансовые результаты от реализации продукции;
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа продаж услуг 4
1.1. Нормативно-правовая база по учету продаж продукции 4
1.2. Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа продаж продукции 6
1.3. Организация бухгалтерского учета продаж продукции 9
Глава 2. Анализ продаж услуг компании ООО«Колбаса Торг» 18
2.1. Экономическая характеристика условий и результатов производственной деятельности компании 18
2.2. Анализ показателей продажи продукции в компании 21
2.3. Пути совершенствования учета продаж продукции 34
Заключение 36
Использованная литература 38
На основании данных таблицы 4 определим, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного периода в отношении к предшествующему периоду.
Таблица 4. Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах
Год |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % | |
базисные |
цепные | ||
2010 |
341 486 |
100,0 |
100,0 |
2011 |
404 970 |
118,6 |
118,6 |
2012 |
459 695 |
134,6 |
113,5 |
Из таблицы видно, что за последние 3 года объем реализации продукции вырос на 34,6% (134,6% - 100%).
Рассчитаем среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции методом среднегеометрической взвешенной:
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
Также стоит рассмотреть объемы продаж по отдельным видам продукции (табл. 5). Это позволяет проследить изменение динамики реализации каждого конкретного вида произведенного изделия, и выявить, как изменение объемов продаж каждого из них влияет на общий показатель реализации продукции.
Таблица 5. Объем продаж по видам продукции за период 2010-2012 гг.
Группа изделий |
Реализация продукции | |||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Колбасные изделия |
268 606 |
78,6 |
323 687 |
79,9 |
376 950 |
82,0 |
Сардельки |
3 687 |
1,1 |
4 050 |
1,0 |
4 597 |
1,0 |
Прочая продукция |
69 193 |
20,3 |
76 655 |
19,1 |
78 148 |
17,0 |
Итого: |
341 486 |
100,0 |
404 970 |
100,0 |
459 695 |
100,0 |
Очевидно, что объем продаж
выпускаемой продукции в
В процессе анализа необходимо сравнить плановый и фактический объёмы продажи продукции по наименованиям, выявить отклонения фактического показателя от ранее запланированного. Тем самым оценить уровень выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (табл.6).
Таблица 6. Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2010 г.
Группа изделий |
Реализация продукции, тыс. руб. | |||
План |
Факт |
+, - |
% к плану | |
Колбасные изделия |
375 000 |
376 950 |
+ 1 950 |
100,5 |
Сардельки |
79 500 |
78 148 |
- 1 352 |
98,2 |
Прочая продукция |
4 300 |
4 597 |
+297 |
106,9 |
Итого: |
461 800 |
459 695 |
-2 105 |
99,5 |
Из таблицы видно, что фактический объем продаж продукции в 2012 году меньше планового на 0,5 %. Не выполнен план реализации сарделек (на 1,8%), а объем продаж колбасных изделий и прочей продукции наоборот – превышает плановые показатели. Это связано с тем, что спрос на колбасу меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса..
Анализ реализации продукции
необходимо проводить во взаимосвязи
с анализом выполнения договорных обязательств
в разрезе покупателей и
где - искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;
- плановый объем продукции по заключенным договорам;
- недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Недовыполнение плана
по договорам для предприятия
оборачивается уменьшением
Таблица 7. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции в 2012 году, тыс. руб.
Вид изделия |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
Колбасные изделия |
Образовательные учреждения |
18 990 |
19 300 |
18 990 | |
Учреждения здравоохранения |
7 130 |
7 237 |
7 130 | ||
ООО «Гудвин» |
30 950 |
31 362 |
30 950 | ||
ЗАО «Пятерочка» |
20 803 |
21 712 |
20 803 | ||
ООО «Магнит» |
27 239 |
26 537 |
-702 |
26 537 | |
ИП Сарделькин |
14 480 |
14 475 |
-5 |
14 475 | |
ИП Колбаскин |
19 300 |
19 299 |
19 299 | ||
Прочие |
12 000 |
12 062 |
-62 |
12 000 | |
Сардельки |
Образовательные учреждения |
2 650 |
2 344 |
-306 |
2 344 |
ООО «Гудвин» |
14 100 |
14 067 |
-33 |
14 067 | |
ЗАО «Пятерочка» |
9 350 |
9 378 |
9 350 | ||
ООО «Магнит» |
16 400 |
16 411 |
16 400 | ||
ИП Сарделькин |
7 100 |
7 033 |
-67 |
7 033 | |
ИП Колбаскин |
8 600 |
8 596 |
-4 |
8 596 | |
Прочие |
4 600 |
4 689 |
4 600 | ||
Прочая продукция |
ООО «Гудвин» |
55 100 |
55 164 |
55 100 | |
ЗАО «Пятерочка» |
82 700 |
82 746 |
82 700 | ||
ООО «Магнит» |
64 500 |
64 358 |
-142 |
64 358 | |
ИП Сарделькин |
18 000 |
18 388 |
18 000 | ||
ИП Колбаскин |
26 998 |
27 582 |
26 998 | ||
Прочие |
59 462 |
59 761 |
59 462 | ||
Итого: |
520 452 |
522 501 |
-1897 |
519 992 |
В данную таблицу не включена сумма реализации продукции через магазины «Колбасы».
Процент выполнения договорных обязательств равен 99,6 %.
Из таблицы видно, что за отчетный год по договорам недопоставлено продукции на сумму 1 897 тыс. рублей, или на 0,4 %. Если проводить анализ по видам продукции, то можно увидеть, что по сарделькам недопоставка составляет 409 тыс. рублей, по прочей продукции – 142 тыс. рублей.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную её оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.
На основе данных, полученных при анализе обеспеченности продукции контрактами, оценивается риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
В зависимости от стадии
обнаружения риска
Одним из важнейших условий
повышения эффективности
Широкий ассортимент позволяет
организации удовлетворить
Таким образом, в процессе проведения первого этапа анализа продаж получены следующие результаты:
В рамках второго этапа анализа продажи продукции осуществляется оценка равномерности продаж. Определяется коэффициент вариации, ритмичности, и делаются выводы относительно причин, вызывающих неравномерность продаж, а также разрабатываются мероприятия по их устранению и повышению ритмичности.
Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом [10]. Анализ ритмичности производства и реализации продукции очень важен, поскольку ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Важной составляющей анализа является оценка равномерности продаж. В случае снижения ритмичности продаж, а также если ритмичность продаж остается на низком уровне, необходимо оценить причины, вызывающие снижение ритмичности.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Рассчитаем прямые показатели, характеризующие ритмичность работы компании.
Таблица 8. Ритмичность реализации продукции в 2012 г.
Месяцы |
Реализация продукции, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Выполнение плана, коэффициент |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
Январь |
39 030 |
38 907 |
8,45 |
8,46 |
0,996849 |
8,45 |
Февраль |
38 300 |
39 695 |
8,29 |
8,64 |
1,036423 |
8,29 |
Март |
39 883 |
38 003 |
8,64 |
8,27 |
0,952862 |
8,27 |
Апрель |
38 483 |
38 000 |
8,33 |
8,27 |
0,987449 |
8,27 |
Май |
46 104 |
38 100 |
9,98 |
8,29 |
0,826393 |
8,29 |
Июнь |
39 000 |
37 805 |
8,45 |
8,22 |
0,969359 |
8,22 |
Июль |
38 907 |
37 800 |
8,43 |
8,22 |
0,971548 |
8,22 |
Август |
38 400 |
38 060 |
8,32 |
8,28 |
0,991146 |
8,28 |
Сентябрь |
39 070 |
38 040 |
8,46 |
8,28 |
0,973637 |
8,28 |
Октябрь |
38 000 |
37 600 |
8,23 |
8,18 |
0,989474 |
8,18 |
Ноябрь |
32 603 |
37 085 |
7,06 |
8,07 |
1,137472 |
8,07 |
Декабрь |
34 020 |
40 600 |
7,37 |
8,83 |
1,193416 |
7,37 |
Итого |
461 800 |
459 695 |
100,00 |
100,00 |
12,02603 |
98,19 |
Из таблицы видно, что
в течение года удельный вес фактически
реализованной продукции
Определим коэффициент ритмичности путем суммирования доли продукции, зачтенной в выполнение плана по ритмичности: Критм = 98,19 %.
Ритмичность работы предприятия составляет 98,19 %. Это связано с недовыполнением договорных обязательств на 0,4 %, а это в свою очередь связано с возникновением в отчетном году дефицита одного из сырьевых ресурсов – свиного фарша. Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за отчетный период к среднему плановому объему продаж продукции:
где n – число суммируемых отклонений от планового задания;
- средний объем продаж за период;
- фактический объем продаж в отчетном периоде;
- плановый объем продаж в отчетном периоде.
Итак, коэффициент вариации продаж будет равен:
По завершению второго этапа получены результаты:
Третьим этапом анализа продажи продукции является определение критического объема продаж (РПБ) и оценка запаса прочности (ЗП)
где Зпост – постоянные затраты на производство и сбыт продукции;
Умд – уровень маржинального дохода.
Уровень маржинального дохода определяется отношением маржинального дохода к общему объему выручки. Маржинальный доход представляет собой прибыль за минусом переменных издержек за отчетный период. Определим, при каком объеме продаж продукции, компания не понесет убытков, но и не получит прибыли (табл. 9).
Таблица 9. Расчет критического объема продаж
Год |
Затраты, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Маржинальный доход |
Уровень маржинального дохода в сумме выручки |
Уровень безубыточности | |
Постоянные |
Переменные | |||||
2010 |
70 322 |
172 170 |
341 486 |
169 316 |
0,49 |
141 830 |
2011 |
95 045 |
221 772 |
404 970 |
183 198 |
0,45 |
210 104 |
2012 |
117 165 |
316 778 |
459 695 |
142 917 |
0,31 |
376 870 |
Информация о работе Анализ продаж продукции на примере компании ООО «Колбаса Торг»