Анализ распределения и использования прибыли и разработка дивидендной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: определение сущности, значения дивидендной политики предприятия; анализ основных этапов её формирования, а так же анализ выбора оптимального типа дивидендной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

1
Теоретические основы распределения прибыли
и формирование дивидендов акционерных обществ

5

1.1
Понятие и виды прибыли предприятия
5

1.2
Оценка и анализ рентабельности капитала и ее показатели.
11

1.3
Понятие и сущность дивидендов. Дивидендная политика.

15

2
Экономическая характеристика ОАО «Уфаоргсинтез»
19

2.1
Общая характеристика организаци
19

2.2
Оценка платежеспособности предприятия
21

3
Анализ рентабельности и прибыли организации
24

3
Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики

28

3.1
Разработка новой дивидендной политики
28

3.2
Основные направления по формированию дивидендной политики.
30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
41


ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая фин. менеджмент.docx

— 230.50 Кб (Скачать документ)

Первая  группа объединяет лиц, предоставивших свои финансовые ресурсы предприятию  с целью его создания и продолжающих держать их вложенными в его активах, будучи удовлетворенными генерируемыми  им результатами. Во вторую группу входят специалисты, выступающие агентами собственников предприятия и  обеспечивающие достижение поставленных перед ними целей. В третью группу входят налоговые органы, представляющие интересы государства. Четвертая группа наиболее многочисленна. В нее входят все физические и юридические  лица, имеющие определенный интерес  к деятельности предприятия и  вместе с тем не имеющие доступа  к ее внутренней информационной базе; они могут полагаться только на данные доступной бухгалтерской отчетности.

        Приведенные на схеме (рис.1) притоки и оттоки финансовых ресурсов разноплановы по многим параметрам, но именно в этих потоках как раз заключены вознаграждения всех заинтересованных лиц. Несмотря на множественность этих лиц, их можно сгруппировать в несколько групп и увязать с конкретными показателями прибыли.

      Для пояснения логики обособления этих групп мы будем исходить из последовательности формирования конечного результата – чистой прибыли. (Рис. 2). Приведенная на рис. 2 схема является универсальной и предназначена лишь для объяснения логики формирования чистой прибыли и отражения интересов лиц, влияющих на деятельность предприятия.

      Из  данной схемы мы видим, что существует несколько видов прибыли:

  1. валовая (маржинальная) прибыль;
  2. прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль);
  3. прибыль до вычета налогов и обязательных платежей;
  4. чистая прибыль;
  5. прибыль доступная к распределению среди владельцев обыкновенных акций;
  6. реинвестированная прибыль.

     Рис. 1 Схема притоков и оттоков финансовых ресурсов

     На  рис. 2 так же видно как эти прибыли  рассчитываются и составлена с учетом интересов четырех крупных групп  лиц, имеющин прямое или косвенное  отношения к деятельности предприятия.

  1. лендеры, которые получают свою долю в виде процентов по ссудам и займам с прибыли до вычета процентов и налогов;
  2. государство, которое получает определенный подход посредством налогообложения, с прибыли до вычета налогов и обязательных платежей;
  3. владельцы коммерческой организации, получающие доход в виде выплаты дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям с прибыли, доступной к распределению среди владельцев акций.

       Таким образом видно, что можно выделит  как минимум шесть показателей  прибыли. Для целей внешнего финансового  анализа наиболее значимы три  показателя: прибыль до вычета налогов, чистая прибыль и реинвестированная прибыль. Так прибыль до вычета налогов используется для оценки финансовой устойчивости организации, чистая прибыль – для расчета дохода на акцию.

     

     Рис. 2 Схема распределения доходов  коммерческой организации.

    1. Оценка и анализ рентабельности капитала и ее показатели.
 

       В общем случае результативность, экономическая  целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации  измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической  эффективности.

       Экономический эффект - показатель, характеризующий  результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать  в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия  временной стоимости денег). В  зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта  и других параметров в качестве показателей  эффекта используют показатели валового национального продукта, национального  дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров  и т.д.

       Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами  или ресурсами, использованными  для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать  в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например, при построении уравнений  регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления). Например, если известна оборачиваемость  товаров по отдельным товарным группам, то товарооборачиваемость по магазину в целом не может быть найдена  прямым суммированием исходных показателей  товарооборачиваемости; нужно использовать показатели, характеризующие товарооборот и запасы магазина.

       Существуют  два подхода к оценке экономической  эффективности - ресурсный и затратный. В общем виде показатель эффективности (EFF) выражается формулой: 

       EFF=,

       где EF – величина экономического эффекта;

       RC – величина ресурсов и затрат.

       Различие  между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В  частности, если для примера рассмотреть  основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной  оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая  на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит  лишь кажущийся характер - известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью  различных методик амортизации  и т.п.

       В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

       - рентабельность инвестиций (капитала);

       - рентабельность продаж.

       В качестве базисного показателя берется  какой либо из показателей ресурсов, а в числителе дроби – соответствующий  показатель прибыли. Все зависит  от того с чьих сторон ведется  анализ. Если аналитические расчеты ведутся с позиции самого предприятия, то в качестве обобщающего показателя ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активу). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого условно коэффициентом генерирования доходов (ВЕР). Он рассчитывается по формуле:

       ВЕР = ,

       где - прибыль до вычета процентов и налогов;

       А – стоимостная оценка совокупных активов коммерческой организации;

       Данный  коэффициент характеризует возможности  генерирования доходов данной комбинацией  активов и показывает сколько  рублей приходится на один рубль, вложенный  в активы данной компании. При проведении аналитических расчетов с позиции собственников предприятия и его лендеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют уже данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. Логика здесь достаточно очевидна - для этой категории пользователей аналитической информации инвестициями как раз и будет задолженность предприятия перед своими инвесторами. В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов. При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (RОA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (ROCE) и рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI).  

       RОA = ,

       ROI = ,

       где - чистая прибыль(прибыль доступная к распределению среди собственников);

        - совокупный капитал (итог баланса  нетто по пассиву)

        - проценты к  уплате;

        - краткосрочные  пассивы.

       В отличие от показателя ВЕР, в числителе  дроби исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет, иными словами, этот показатель представляет интерес  прежде всего для инвесторов (владельцы  акций и лендеры). Теоретически более  правильным является использование  в знаменателе дроби совокупной оценки собственного капитала и заемных  средств.

       Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:  

       ROE = ,

       Этот  показатель представляет интерес для  имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных  акций. С коэффициентом RОЕ тесно  связан еще один показатель, ориентированный  на акционеров, точнее - на владельцев обыкновенных акций. Алгоритм его расчета  таков:

       ROCE=,

       где Е – собственный капитал;

       PD – дивиденды по привилегированным акциям;

       PS – привилегированные акции.

       Экономическая интерпретация приведенных показателей  достаточно очевидна. Основное достоинство  их состоит в том, что с их помощью  можно проводить пространственно-временные  сопоставления. Отметим, что ROA и RОЕ являются основными показателями, используемыми  в странах рыночной экономики  для характеристики эффективности  вложений в деятельность того или  иного вида. В частности, показатель RОЕ позволяет судить, какую прибыль  приносит каждый рубль инвестированного собственниками капитала.

       Коэффициенты  рентабельности можно исчислять  не только по всему объему средств  коммерческой организации, но и по ресурсам отдельных видов, в частности  основным средствам. Очевидно, что бухгалтерская  отчетность содержит необходимую информацию для оценки экономической эффективности  использования основных средств. При  этом реализуется упоминавшийся  нами выше ресурсный подход. 
 
 
 
 

       
    1. Понятие и  сущность дивидендов. Дивидендная политика.
 

           Дивиденд представляет собой  часть имущества компании, которую  ее собственник может получить  по окончании очередного отчетного  периода согласно решению высшего  органа управления и в соответствии  со своей долей в уставном  капитале. При определении величины  дивидендов прибыль отчетного  периода обычно распределяется  на два элемента:

       а) собственно дивиденды и б) прибыль, реинвестируемую в деятельность компании с целью поддержания  заданных темпов расширения объемов  производства и/или внедрения новых  инвестиционных проектов.

       В отношении дивидендов термин «политика» вполне уместен, поскольку принятые в компании подходы в области  распределения доходов чаще всего  имеют стратегический, не краткосрочный  характер.

       Как и любое решение финансового  характера, дивидендная политика должна способствовать достижению основной цели управления финансами коммерческой организации – максимизация благосостояния акционеров. Поскольку доход акционеров состоит из двух частей – дивиденды  и доход от капитализации, при  определении дивидендной политики приходится делать выбор между двумя, на первый взгляд противоречащими друг другу вариантами действий.

       Финансовый  менеджмент оперирует в этой ситуации следующими категориями: норма распределения  дивиденда, внутренние темпы роста  актива.

       Итак, норма распределения дивиденда (НР) показывает, какую часть балансовой прибыли фирма тратит на выплату  дивидендов. Внутренние темпы роста собственных средств (ВТР) фактически дают информацию о нарастании собственных средств пассива и служат основанием для расчета темпов роста производства.

       Существует связь между НР и ВТР, которую можно рассмотреть в формуле:

       ВТР = РСС х (1 – НР)

       Таким образом, чем выше НР, тем меньше возможные ВТР.

       Увеличение  нормы распределения влечет за собой  снижение внутренних темпов роста, что, в свою очередь, накладывает ограничение  на темпы наращивания выручки  и уменьшает возможности к  привлечению кредитов (чем меньше собственные средства, тем меньше шансов получить кредит на подходящих условиях). Но ожидания инвесторов тоже надо оправдывать. Не получая достаточной  прибыльности на вложения, инвесторы  начинают скидывать свои бумаги, курс акций падает, рыночная цена предприятия  снижается и может быть утерян контроль над акционерным капиталом.

Информация о работе Анализ распределения и использования прибыли и разработка дивидендной политики