Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ системы финансирования здравоохранения, выявление проблем финансирования данной отрасли, а также пути их решения.
В соответствии с целью данной дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать систему здравоохранения Российской Федерации.
2. Определить существующую модель финансирования здравоохранения.
3. Рассмотреть порядок распределения средств на здравоохранение из бюджетов всех уровней.
4. Рассмотреть и проанализировать организацию планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
5. Проанализировать состав расходов на здравоохранение на уровне медицинских учреждений.
6. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения, а также пути их решения.
Введение…………………………………………………………………….....4
Глава 1 Система финансирования здравоохранения
Российской Федерации………………………………………………………..7
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ………………………..7
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения…… .15
1.3 Государственное финансирование здравоохранения ………………... .23
Глава 2 Организация планирования и финансирования расходов
в медицинских учреждениях
(на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска) ……………………………….30
Глава 3 Проблемы финансирования системы здравоохранения
и пути их решения………………………………………………….................46
Заключение…………………………………………………………………....53
Список используемой литературы………………………………………......55
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Система финансирования здравоохранения
Российской Федерации…………………………
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ………………………..7
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения…… .15
1.3 Государственное
Глава 2 Организация планирования и финансирования расходов
в медицинских учреждениях
(на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска) ……………………………….30
Глава 3 Проблемы финансирования системы здравоохранения
и пути их решения…………………………………………………....
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………….....
Приложения
Введение
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение – одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главной составной части производственных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако последнее десятилетие показало, что объемы финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами.
Таким образом,
необеспеченность данной
Объектом исследования послужило планирование расходов медицинских учреждений города Новосибирска.
Предметом исследования является действующая система обязательного медицинского страхования, как источник финансирования здравоохранения Российской Федерации.
Целью дипломной работы является анализ системы финансирования здравоохранения, выявление проблем финансирования данной отрасли, а также пути их решения.
В соответствии с целью данной дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать систему
здравоохранения Российской
2. Определить существующую модель финансирования здравоохранения.
3. Рассмотреть порядок
распределения средств на
4. Рассмотреть и
5. Проанализировать состав
расходов на здравоохранение
на уровне медицинских
6. Выявить проблемы
финансирования системы
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов как Врублевская О.В., Пепеляева Л.В.,Поляк Г.Б., Романовский В.М., и др., а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Структурно дипломная работа состоит из трех глав.
В Главе 1 «Система финансирования здравоохранения РФ» исследуется понятие здравоохранения, виды действующих в Российской Федерации лечебно-профилактических учреждений, являющихся наиболее массовыми. Исследована динамика объемов и ресурсного обеспечения здравоохранения за последние 2 года. Выявлена действующая в России бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения. Проанализировано введение в систему здравоохранения обязательного медицинского страхования, как дополнительного источника финансирования отрасли, также его уровни.
В Главе 2 «Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение» рассмотрено планирование расходов при формировании бюджетов на федеральном, регионально и муниципальном уровнях. Исследуется состав нормативных расходов на здравоохранение на уровне муниципального учреждения. Проведен анализ финансового планирования в медицинских учреждениях на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска.
В Главе 3 выявлены существующие в настоящее время проблемы финансирования здравоохранения. Разработаны предложения по решению данных проблем.
1. Система финансирования здравоохранения Российской Федерации
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ
Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Законе РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения. В целом организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Министерством здравоохранения и социального развития РФ, путем утверждения их номенклатуры и правил лицензирования.
В соответствии
с номенклатурой все
В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов. В качестве примера рассмотрим схему действующих в Российской Федерации лечебно-профилактических учреждений, являющихся наиболее массовыми (Рисунок 1.1).
Больничные учреждения | |||||
больница |
госпиталь |
медико-санитарная часть |
хоспис |
территориальное медицинское учреждение |
другие |
Учреждения здравоохра- нения особого типа | |||
лепрозорий |
центр профилактики и Борьбы со СПИДом |
бюро судебно-медицинской экспертизы |
бюро медицинской статистики |
Диспансеры | |||||
врачебно-физкультурный |
кардиологический |
кожно-венерологический |
наркологический |
онкологический |
противотуберкулезный |
Амбулаторно- поликлинические учреждения | |||
амбулатория |
поликлиника |
медико-санитарная часть |
консультативно-диагности- ческий центр |
Санаторно- курортные учреждения | ||
санаторий |
санаторий-профилакторий |
другие |
Учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови | |
станция скорой медицинской помощи |
станция переливании крови |
Учреждения охраны материнства детства | |
дом ребенка |
родильный дом |
Рис. 1.1- Классификационная схема лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения
Приведенная схема свидетельствует о широко разветвленной структуре медицинских учреждений, название которых отражает специфику выполняемых ими функций.[3, с481-482]
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Поэтому здравоохранение – одна из ведущих отраслей социальной сферы. Обеспеченность населения необходимыми объемами медицинской помощи по основным ее видам1 представлены в таблице 1.1.
Таблица - 1.1 Динамика объемов медицинской помощи по основным видам
Показатели |
2006 |
2007 |
Показатель прироста |
Число посещений АПУ на 1 жителя |
8,9 |
9,0 |
1,1% |
Число госпитализаций (на 1000 населения) |
22,4 |
22,2 |
-0,9% |
Число вызовов скорой медицинской помощи (на 1000 населения) |
336 |
335 |
-0,3% |
Число дней лечения в дневных стационарах на 1000 населения |
415,7 |
417,0 |
0,3% |
Как видно из таблицы 1.1 значительных перемен в объемах медицинской помощи в зависимости от вида ее оказания в 2007 году не произошло и существенного роста не наблюдалось.
Анализ ресурсной
Таблица 1.2 – Динамика ресурсного обеспечения здравоохранения в 2006-2007 годы.
Показатели |
2006 |
2007 |
Показатель прироста за 2007 год |
Количество больничных учреждений |
8859 |
6413 |
-27,6% |
Обеспеченность населения
больничными койками |
98,5 |
96,4 |
-2,1% |
Мощность амбулаторно- |
232,9 |
228,0 |
-2,1% |
Количество амбулаторно- |
6741 |
3402 |
-50,5% |
Обеспеченность учреждений здравоохранения врачебными кадрами (на 10 тыс.) |
42,9 |
43,0 |
0,2% |
Обеспеченность учреждений здравоохранения средними медицинскими работниками (на 10 тыс.) |
95,4 |
95,0 |
-0,4% |
Количество дневных стационаров всех видов |
10735 |
11583 |
7,9% |
Обеспеченность койками в дневных стационарах (на 1000 населения) |
14,0 |
13,9 |
-0,7% |
Количество станций скорой медицинской помощи |
3276 |
3223 |
-1,6% |
Количество бригад скорой медицинской помощи |
41669 |
43997 |
5,6% |
Как видно из таблицы
1.2, значительное уменьшение числа стационарных
учреждений (на 27,6%) при несущественном
снижении обеспеченности населения
больничными койками
Отсутствие в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям привели к реформе в здравоохранении. В 1991 году был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования граждан, которая призвана обеспечивать интересы населения в охране здоровья. Создание и развитие системы обязательного медицинского страхования позволило изменить порядок финансового обеспечения расходов отрасли, возложив значительную часть затрат на работодателей.