Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ системы финансирования здравоохранения, выявление проблем финансирования данной отрасли, а также пути их решения.
В соответствии с целью данной дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать систему здравоохранения Российской Федерации.
2. Определить существующую модель финансирования здравоохранения.
3. Рассмотреть порядок распределения средств на здравоохранение из бюджетов всех уровней.
4. Рассмотреть и проанализировать организацию планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
5. Проанализировать состав расходов на здравоохранение на уровне медицинских учреждений.
6. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения, а также пути их решения.
Введение…………………………………………………………………….....4
Глава 1 Система финансирования здравоохранения
Российской Федерации………………………………………………………..7
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ………………………..7
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения…… .15
1.3 Государственное финансирование здравоохранения ………………... .23
Глава 2 Организация планирования и финансирования расходов
в медицинских учреждениях
(на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска) ……………………………….30
Глава 3 Проблемы финансирования системы здравоохранения
и пути их решения………………………………………………….................46
Заключение…………………………………………………………………....53
Список используемой литературы………………………………………......55
ФЗП (без 10% интенсивности) мес. = 3311,2 - 2110000
ФЗП (с 10% интенсивности) мес. = 3642,3 - 2110000
Расчет планового ФОТ по ОМС на 2008 год.
Таблица 2.4.1 – Расчет доплат за работу в ночные часы
Наименование |
Стоимость |
% доплат |
Количество дежурств |
Количество ночных |
Сумма доплат | ||||||
должности |
1 часа |
в ночь |
часов в год |
в год, рублей | |||||||
1. Сторож |
7,37 |
50 % |
4,00 |
2920,00 |
43040,8 |
||||||
Итого в год |
43040,8 |
стоимость 1 часа = 7,37 (1221,0/165,5 ч.)
Таблица 2.4.2 – Расчет доплат за работу в праздничные и выходные дни
Наименован. |
Стоимость |
Количество |
Кол - во праздничных .и выходных |
Сумма доплат | |||||||
должности |
1 часа |
должностей |
часов в год |
в год, рублей |
|||||||
1.Вр - тер.уч. |
18,81 |
2,00 |
575,00 |
43263,00 |
|||||||
2.М/с уч.тер. |
14,69 |
2,00 |
575,00 |
33787,00 |
|||||||
3.Вр - пед.уч. |
20,48 |
4,00 |
575,00 |
94208,00 |
|||||||
4.М/с уч.пед. |
14,86 |
4,00 |
575,00 |
68356,00 |
|||||||
5.Медрег.в/о |
9,47 |
2,00 |
575,00 |
21781,00 |
|||||||
6.Медрег.д/о |
9,60 |
2,00 |
575,00 |
22080,00 |
|||||||
7.Сан.уч.тер. |
7,93 |
2,00 |
575,00 |
18239,00 |
|||||||
8.Сан.уч.пед. |
7,90 |
2,00 |
575,00 |
18170,00 |
|||||||
ВСЕГО : |
319 884,00 |
Таблица 2.4.3 – Расчет дополнительных средств отпускного фонда ЛПУ
Категории |
Сумма тарификационных окладов |
Коэффициент |
Дополнительные | ||||||||
персонала |
в год, тыс.руб. |
отп.фонда |
ср-ва отп.фон. | ||||||||
тыс.руб. |
|||||||||||
1. Уч.служба |
|
|
6954,4 |
0,13 |
904,1 |
||||||
2. АУП |
1862,6 |
0,12 |
223,5 |
||||||||
3. Рентген |
552,9 |
0,14 |
77,4 |
||||||||
4. Пол - ка |
11094,2 |
0,12 |
1331,3 |
||||||||
5. Прочие |
963,0 |
0,08 |
77,0 |
||||||||
ВСЕГО : |
21427,1 |
|
2613,3 |
5. Расчет фонда оплаты замещающих лиц, направленных на курсы повышения квалификации:
Врачи:
19,64 руб.*45 врачей * 144,0 часов = 127267,20 руб. (127,3 т.р.)
Средний персонал:
14,77 руб.*49 м/с * 144,0 часов = 104217,12 руб. (104,2 т.р.)
Расходы на медикаменты финансируются из ФОМС в размере 15%, а на мягкий инвентарь размере 0,3%.
Учет посещений ведется
по талонам пациента, который заполняется
с учетом медико-экономических
Данная денежная сумма также расходуется на медикаменты и мягкий инвентарь по усмотрению главной медсестры, в зависимости от действительных потребностей.
Оплата коммунальных услуг поликлиникой начинается с заключения договора с поставщиками услуг (ГУП «Горводоканал», ОАО Новосибирск -Энерго, МУП «Энергия»). Заключение договора производится с разрешенной мощностью по всему помещению учреждения. Потребность в разрешенной мощности определяется инспектором (Новосибирск-Энерго). Разрешенная мощность умножается на действующий тариф и полученная сумма равна сумме оплаты коммунальной услуги (см. Приложение 7).
После проведения расчетов по данным статьям происходит формирования сметы расходов на год.
Смета расходов МУЗ ГП№18 на 2008 год представлена в Приложении 8.
Проанализировав систему формирования необходимых ассигнований на уровне учреждения, можно выделить следующие моменты.
Планирование расходов осуществляется методом формирования сметы. Это позволяет усиливать контроль за эффективным использованием бюджетных средств. Сметы доходов и расходов составляются с использованием бюджетной классификации.
Проведенный анализ исполнения сметы расходов «МУЗ ГП №18 г.Новосибирска» показал, что учреждение обладает финансовой устойчивостью.
Происходит постепенное развитие материально-технической базы поликлиники, сформирован стабильный квалифицированный коллектив, происходит рост заработной платы. Так по сравнению с 2007 годом размер заработной платы был увеличен в среднем на 20%. Это можно объяснить тем, что в целом по России продолжается повышение заработной платы медицинских работников. За последние 2 года для медицинских работников первичного звена она выросла в 2,2 раза, врачей специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений – в 1,8 раза.
3. Проблемы и перспективы финансирования системы здравоохранения.
Последние годы процесс увеличения объемов финансирования на здравоохранение осуществлялся в регионах РФ целенаправленно и достаточно активно. Но в первую очередь государственная политика должна быть направлена на развитие и модернизацию системы, а также повышение внутриотраслевой эффективности, целью которого должно стать достаточное удовлетворение потребностей общества услугами здравоохранения и потребностей государства в росте производственных сил.
Рассматривая вопрос
о сметном финансировании, нельзя
не отметить, что достаточность
Проблема заключается в том, что в одном страховом пространстве действуют два абсолютно разных субъекта: частные страховые компании и государственные лечебные учреждения. Они разные по признаку собственности, принципам функционирования, задачам, методологии решения стоящих перед ними вопросов. Все эти различия приводят к возникновению противоречий в системе ОМС. Для решения имеющихся противоречий возможен перевод государственных учреждений в частные, что сегодня практически нереально, либо создание государственных страховых медицинских организаций. В настоящее время функции таковых, по сути, выполняют ТФОМС, однако они не обозначены в законодательстве в качестве страховщиков. Кроме того, в случае изменения организационно-правовой формы лечебных учреждений очень важно правильно спланировать бюджет данных учреждений. Отказ от сметного финансирования приведет к необходимости четкого планирования не только расходов, но и доходов, исходя из потребностей населения. При этом, если произойдет отказ от бесплатности по месту оказания медицинской помощи к бесплатности по стандарту оказания медицинской помощи, в систему здравоохранения автоматически начнут включаться ведомственные и частные лечебные учреждения, которые позволят создать конкурентную среду. Для развития конкурентных условий участникам потребуется применение инструментов маркетинга в здравоохранении, позволяющих изучать потребности населения, создавать систему удовлетворенности медицинскими услугами. Результаты медицинского маркетинга могли бы быть положены и в основу оплаты труда руководителя медицинского учреждения.
Также существует проблема укомплектованности первичного звена здравоохранения, финансирование которого занимается местный уровень системы здравоохранения. А именно, изношенное оборудование, неутешительное состояние зданий и помещений медицинских учреждений. Кроме того, сложилась такая ситуация, когда значительная часть выпускников, подготовленных за счет бюджетных средств, находит себе применение вне государственных и муниципальных учреждений, а во многих случаях и вообще вне медицины, игнорируя свободные рабочие места во врачебных амбулаторных, территориальных поликлиниках, станциях скорой помощи.
Не эффективное финансирование отрасли ведет к сокращению профилактических медицинских мероприятий, снижению материально - технической оснащенности учреждений, росту заболеваемости населения, огромным экономическим потерям государства, ухудшению социального климата в стране.
Особое внимание среди медицинских учреждений следует уделить поликлиническим учреждениям, так как они являются наиболее массовым по оказанию населению медицинской помощи.
Именно от уровня профилактической работы поликлиник, своевременности оказания ими медицинской помощи в значительной степени зависит состояние здоровья населения. Развитие сети амбулаторий и поликлиник должно быть связано с решением общей проблемы развития лечебно-профилактических учреждений. А именно, худшем обеспечении, по сравнению стационаром, материально–техническими средствами и квалифицированными кадрами. Поэтому у населения создался стереотип о неполноценности лечения в условиях поликлиники.
Проведенные обследования больных в больницах показали, что из общего числа находящихся там на излечении 10% нуждались в интенсивном лечении и уходе, 50% - в лечении и уходе средней интенсивности. Остальные 40% больных не нуждались в услугах больниц. Есть основания полагать, что в связи с этим потребность в коечном фонде у нас завышена на 30-40%.[10]
Учитывая такое положение программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью должна предусматривать уменьшение существующих объемов лечения в больницах и увеличение объемов лечения в поликлиниках.
Таким образом, если расширить число больных, обслуживаемых в амбулаторно-поликлинических учреждениях, потребность в государственных средствах снизиться на 18%. При это уменьшиться надобность в наращивании коечного фонда городских больниц. Это позволит значительно укрепить материальную базу поликлинических учреждений, а также значительно расширить их сеть.
Но на практике все по-другому. Проведенной анализ динамики ресурсного обеспечения здравоохранения в 2006-2007 году показал, что в последние годы ведется реструктуризация системы оказания медицинской помощи, а именно сокращение амбулаторно-поликлинических учреждений на 50%. Это может быть связано с объединением сети мелких лечебных учреждений и созданием центров специализированной лечебно-диагностической помощи.
Для того, чтобы все резервы были приведены в действие, необходимо осуществление в здравоохранении ряда организационных и экономических мероприятий:
- укрупнение мелких стационаров и строительство крупных больниц; совершенствование их внутренней структуры с целью максимального использования коек в соответствии с конкретной потребностью в видах медицинской помощи и наличием врачей-специалистов;
- повышение уровня
организации работы больниц по
приему, обследованию, лечению и
выписке больных, сокращение
- обеспечение больниц необходимыми кадрами и оборудованием;