Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ системы финансирования здравоохранения, выявление проблем финансирования данной отрасли, а также пути их решения.
В соответствии с целью данной дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать систему здравоохранения Российской Федерации.
2. Определить существующую модель финансирования здравоохранения.
3. Рассмотреть порядок распределения средств на здравоохранение из бюджетов всех уровней.
4. Рассмотреть и проанализировать организацию планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
5. Проанализировать состав расходов на здравоохранение на уровне медицинских учреждений.
6. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения, а также пути их решения.
Введение…………………………………………………………………….....4
Глава 1 Система финансирования здравоохранения
Российской Федерации………………………………………………………..7
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ………………………..7
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения…… .15
1.3 Государственное финансирование здравоохранения ………………... .23
Глава 2 Организация планирования и финансирования расходов
в медицинских учреждениях
(на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска) ……………………………….30
Глава 3 Проблемы финансирования системы здравоохранения
и пути их решения………………………………………………….................46
Заключение…………………………………………………………………....53
Список используемой литературы………………………………………......55
Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС. Однако в настоящее время территориальные фонды напоминают передаточное, а не основное звено медицинского страхования. Страховые взносы они не собирают, контроль за их уплатой не осуществляют, эти функции возложены на налоговые службы. Территориальные программы обеспечения граждан медицинской помощью и правила страхования граждан утверждаются органами исполнительной власти субъекта РФ, а ТФОМС только участвует в их разработке.
Третий уровень в
осуществлении ОМС представляю
страховые медицинские
Страховые медицинские организации имеют право:
- выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
- устанавливать размер
страховых взносов по
- принимать участие
в определении тарифов на
- контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.
Основными функциями
страховых медицинских
- организация медицинской помощи застрахованным;
- оплата в соответствии с договорами с медицинскими учреждениями предоставленных застрахованным медицинских услуг в рамках программ ОМС;
- контроль качества
предоставляемых медицинских
- защита прав интересов застрахованных.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:
- части страховых взносов
предприятий, организаций,
- ассигнований из федеральных
и региональных бюджетов на
выполнение программ
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.
Финансовые средства
в фонды перечисляются
Страховые взносы на обязательное медицинское
страхование неработающего
Размер страхового взноса на обязательное
медицинское страхование
Страховые взносы на обязательное медицинское
страхование для бюджетных
С введением обязательного
- бюджетные средства;
- взносы работодателей на ОМС;
- средства населения;
- средства ведомств и
Система финансового обеспечения здравоохранения, источники и направления их использования представлены на Рисунке 1.3.
Рис. 1.3 - Система финансового обеспечения здравоохранения.
Финансирование лечебно-
Следует отметить, что наряду с
финансовыми функциями
Таким образом, реализация Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» доказала перспективность и необходимость системы медицинского страхования. Одной из важнейших задач являлось создание единой методологической базы планирования и финансирования расходов на здравоохранение. Это в целом укрепило систему финансирования здравоохранения.[2,с456-464]
Действительно, в целом
система финансирования укрепилась,
но с появлением ещё одного источника
финансирования, на мой взгляд, ухудшилась
эффективность финансируемых
1.3 Государственное финансирование здравоохранения
Финансирование системы здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.
Расходы на здравоохранение осуществляется из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.
По каналам местных бюджетов финансируются массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.
В 2007 году распределение бюджетных расходов между звеньями бюджетной системы характеризовалось следующими данными (Рисунок 1.4).
Рис. 1.4 - Распределение бюджетных средств на здравоохранение между звеньями в составе консолидированного бюджета РФ (в %)
Бюджетные средства – являются одним из основных источников финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в тс. 41 Конституции РФ : «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».
Для обеспечении этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 впервые была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью на 1999 г.». В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Были также установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи используется и в настоящее время. При формировании территориальной программы нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта РФ, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.
Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с ФФОМС.
Базовая программа госгарантий включает:
Финансирование Программы госга
- средств бюджетов
- из средств фондов
- из других источников
Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов по разделу «Здравоохранение», а также федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Используя базовую программу госгарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные программы госгарантий. Территориальные программы госгарантий могут включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицинской помощи, которые должны финансироваться субъектами РФ за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.
Ежегодные соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ, ФФОМС и региональными органами управления используются в качестве механизма выравнивания условий финансирования вышеназванных программ.
В рамках Программ госгарантий разрабатываются по
В рамках территориальных программ госгарантий органы управления субъектов РФ формируют подушевые нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.[2,с465-469]
Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи, оказываемые населению в рамках базовой программы госгарантий, представлены в динамике показателей за 2007-2008 г. .5 в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи оказываемой населению в рамках программы госгарантий в 2007-2008гг (в руб.).
Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи оказываемой населению в рамках программы госгарантий за 2007-2008 гг. (в руб.) | ||
2007 |
2008 | |
Средняя стоимость одного койко-дня в стационаре Средняя стоимость одного дня пребывания в дневном стационаре Средняя стоимость одного посещения амбулаторно- поликлинического учреждения Средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи |
674,3 (в т.ч. ОМС – 521,8) 238,3 (в т.ч. ОМС- 228,1) 116,9 (в т.ч. ОМС- 89,5)
1064
|
758,9 (в т.ч. ОМС – 590,1) 268,5 (в т.ч. ОМС – 258,1) 133,3 ( в т.ч. ОМС – 103,2)
1213,3 |
Подушевые нормативы, рекомендованные
для расчета финансирования Программы
госгарантий на 2008 год составляют
в среднем 4503 рубля и превышает
подушевые нормативы
2207,1 рубля (в 2007 -1936,3 рубля) – за счет средств обязательного медицинского страхования; 2295,9 рубля(в 2007 -2015,4 рубля) – за счет средств соответствующих бюджетов.[24]
Существенным источником ассигнований, направляемых на здравоохранение, также являются средства ведомств и предприятий. Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников: средства федерального бюджета; многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем направляется коммерческим организациями государственными медицинским учреждениям за предоставляемые ими платные медицинские услуги.[2,с472]