Анализ системы здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ системы финансирования здравоохранения, выявление проблем финансирования данной отрасли, а также пути их решения.
В соответствии с целью данной дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать систему здравоохранения Российской Федерации.
2. Определить существующую модель финансирования здравоохранения.
3. Рассмотреть порядок распределения средств на здравоохранение из бюджетов всех уровней.
4. Рассмотреть и проанализировать организацию планирования и финансирования расходов бюджетов на здравоохранение на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
5. Проанализировать состав расходов на здравоохранение на уровне медицинских учреждений.
6. Выявить проблемы финансирования системы здравоохранения, а также пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....4
Глава 1 Система финансирования здравоохранения
Российской Федерации………………………………………………………..7
1.1 Характеристика системы здравоохранения в РФ………………………..7
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения…… .15
1.3 Государственное финансирование здравоохранения ………………... .23
Глава 2 Организация планирования и финансирования расходов
в медицинских учреждениях
(на примере МУЗ ГП №18 г.Новосибирска) ……………………………….30
Глава 3 Проблемы финансирования системы здравоохранения
и пути их решения………………………………………………….................46
Заключение…………………………………………………………………....53
Список используемой литературы………………………………………......55

Работа состоит из  1 файл

gotovaya_rabota1.doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

 Еще один важный документ, принятый на федеральном уровне уже в 1997 году – Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ. В ней тогда были подтверждены цели и задачи системы здравоохранения РФ: сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи для всех граждан независимо от социального статуса, уровня дохода и места жительства; был приведен перечень программных установок для их достижения. Важное место было отведено вопросам конкретизации государственных гарантий в сфере охраны здоровья через формирование системы минимальных социальных стандартов: видов, объемов, условий оказания лечебно-профилактической помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджета; обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственными гарантиями в сфере здравоохранения. В Концепции указывалось на необходимость поэтапного увеличения доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7% ВВП за счет роста страховых взносов на ОМС юридических и физических лиц и средств бюджета.

Обязательства со стороны  государства формулируются в ежегодно утверждаемых Правительством РФ программах государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. В этих документах фиксируется набор лечебных и профилактических услуг, который в совокупности представляет один из элементов социального стандарта в области здравоохранения. На основе федеральной программы формируются территориальные, с учетом которых планируются бюджетные расходы на здравоохранение и определяются потребности в финансировании за счет фондов обязательного медицинского страхования.

Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно:

    1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапным заболеванием, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности при родах.
    2. Амбулаторно-клиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому.
    3. Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показателям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации.
    4. Медицинская помощь, оказываемая в дневных стационарах всех типов.[24]

Указанные выше гарантии распределяются между базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования (ОМС) и между чисто бюджетными обязательствами. В рамках ОМС предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности по установленному списку болезней и осуществляются многие другие виды услуг. За счет средств бюджетов оплачиваются скорая медицинская помощь, амбулаторное и стационарное лечение при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД); психических расстройствах и расстройствах поведения; наркологических заболеваниях; при врожденных пороках развития и некоторых других видах заболеваний.

 За счет средств бюджетов все уровней финансируется также:

- дорогостоящие виды  помощи, перечень которых утверждается  органом управления здравоохранения  субъекта РФ; льготное лекарственное  обеспечение и протезирование  отдельных категорий граждан;

- мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов РФ, местной администрацией;

- научные исследования;

- медицинская помощь  при массовых заболеваниях, в  зонах стихийных бедствий, катастроф  и др.;

- страхование неработающих  граждан.

Кроме бюджетного финансирования и финансовых ресурсов системы ОМС  учреждения здравоохранения активно  привлекают средства населения. Платными являются услуги косметологии, гомеопатические  и нетрадиционные методы лечения, профосмотры, лекарственное обеспечение амбулаторных больных (кроме льготных категорий граждан); сервисные услуги повышенной комфортности, медицинские услуги, осуществляемые по желанию граждан и др.

Не утратили своей  актуальности и продолжают функционировать  ведомственные учреждения здравоохранения, значительная доля которых содержится за счет средств акционерных предприятий и организаций. Важное значение отводится безвозмездным и благотворительным взносам и пожертвованиям, поступающим в систему здравоохранения от юридических и физических лиц, а также от отечественных и зарубежных благотворительных фондов.

На рисунке 1.2 представлена динамика финансирования здравоохранения  в период  2003- 2008 год3

 

Рис. 1.2 - Динамика расходов на здравоохранение в РФ

 

Итак, проанализировав  показатели финансирования здравоохранения в период с 2003 по 2008 год можно сказать следующее: расходы  на здравоохранение в 2003 году за счет всех источников составили около 391,5 млрд.руб., в 2004 году – 479,6, что существенно выше, из них расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – 241,9 млрд.руб.(50,4%), включая страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 191,8 млрд. руб.(40%), в том числе ЕСН в сумме 113,7 млрд.руб., средства бюджета 38,9 млрд.руб. (8,1%). Доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП сократилась до 2,86% в 2004. в 2005 году сумма расходов на здравоохранение составила 656 млрд.руб., а в 2006 достигла почти 840 млрд.руб. В 2007 году увеличение суммы расходов продолжалось и увеличилось на 70% по отношению к 2006 году.

 По сообщению Министерства здравоохранения и социального развития в 2008 году расходы на здравоохранение достигнут 2 трл.руб., что в четыре раза превышает сумму 2004 года4.

Однако, в эти расходы  на здравоохранение не включены средства граждан на финансирование платных услуг и приобретение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения. Между тем ежегодно увеличиваются расходы населения на медицинские услуги: с 2000 по 2004 годы расходы на платные услуги выросли с 27,5 млрд.руб. до 87, 0 млрд.руб. [22,с5-6]

В целом, показатели финансирования отрасли характеризуют достаточный уровень социальной защиты населения в области здравоохранения.

1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения

Анализ практики финансирования и организации здравоохранения в зарубежных странах позволил условно выделить три базовые модели хозяйственного механизма здравоохранения. Первая – преимущественно государственное бесплатное медицинское обслуживание как, например, в Англии, Дании, Ирландии. Вторая – финансирование основного объема медицинской помощи частными страховыми компаниями как, например, в США. В большинстве развитых стран, таких как Франция, Германия, Италия и др., финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер. В этом случае за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования. Страхование на случай болезни введено более чем в 25 странах. Это в основном индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Австралия, Израиль, Япония, некоторые страны Среднего Востока и Азии. Системы страхования на случай болезни разнообразны – государственные, частные, коммерческие. В большинстве стран созданы смешанные системы страхования.

Система медицинского страхования, как правило, управляется государством, но финансируется из таких источников как,  целевые взносы работодателей  и субсидии государства. В некоторых  странах субсидии государства при оплате медицинской помощи отсутствуют, и взносы на медицинское страхование обеспечиваются за счет предпринимателей и работников. В целом в 1980-х годах в основных развитых странах различными системами медицинского страхования было охвачено около 90% населения, которому из общественных фондов компенсировалось 74% расходов на медицинское страхование. Наряду с этим западноевропейские страны продолжают, и небезуспешно, развивать системы преимущественно правительственного финансирования здравоохранения. Это Скандинавские страны, Португалия, Ирландия, Великобритания.[3,с488-489]

Основными целями введения обязательного медицинского страхования  признаны:

- расширение финансовых  возможностей здравоохранения за  счет активного привлечения внебюджетных  ресурсов и в первую очередь средств хозрасчетных предприятий;

- децентрализация управления  передачи основных прав по  созданию и использованию фондов  медицинского страхования территориям;

- повышение экономической  эффективности расходования средств  на медицинское обслуживание;

- расширение хозяйственной  самостоятельности учреждений здравоохранений,  усиление их социальной и экономической  ответственности за конечные  результаты работы;

- создание предпосылок для перехода к рынку медицинских услуг при сохранении преимущественно бесплатного для населения медицинского обслуживания;

- создание материальной  заинтересованности у предприятий  и граждан в улучшении условий  труда, природоохранной деятельности, снижения заболеваемости за счет  общей профилактики и здорового  образа жизни.

Главными задачами на этапе мобилизации средств, направляемых на финансирование здравоохранения, являлись:

- введение нового целевого  внебюджетного источника финансирования;

- создание структуры  управления для осуществления  обязательного медицинского страхования;

- сосредоточение основной  суммы средств, направляемой на  финансирование предоставления  медицинской помощи, в системе  ОМС.

- другие социально  и финансово значимые задачи.

Основной задачей на этапе распределения финансовых средств являлось изменение механизмов распределения финансов как по горизонтали (от покупателя до медицинского учреждения), так и по вертикали (между регионами).

В целях достижения поставленных целей было предусмотрено создание двух систем общественного финансирования:

1. Система обязательного  медицинского страхования (ОМС);

2. Государственной, муниципальной  системы.

Источником финансирования системы ОМС являются взносы работодателей  на страхование работающего населения  и бюджетные платежи на страхование  неработающего населения. Источником финансирования «государственной, муниципальной системы» являются бюджеты всех уровней. Наряду с тем предусматривалось создание системы добровольного медицинского страхования, основанной на принципе расчета риска и частного финансирования, предоставляемых в рамках этих программ, услуг.

Наиболее важные направления  расходования средств «государственной, муниципальной системы»:

- финансирование целевых  программ;

- финансирование научных  исследований и подготовки кадров;

- субсидирование территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению и обязательному медицинскому страхованию;

- оплата особо дорогостоящих  видов медицинской помощи;

- финансирование медицинских  учреждений, оказывающих помощь  при социально-значимых заболеваниях.[2, с461]

Базовая программа ОМС  должна охватывать все остальные  виды медицинской помощи, оказываемой  по медицинским показаниям.

Законодательство о  медицинском страховании предусматривало  изменение системы управления отраслью – создание системы фондов ОМС и страховщиков. В соответствии с Законом часть функций должна перейти от органов управления здравоохранением к фондам ОМС (управление финансированием основной части медицинской помощи) и страховщикам.

Основные цели создания фондов ОМС - сохранение принципов общественного финансирования и создание инструментов, позволяющих осуществлять государственное управление объединенными источниками общественного финансирования в части системы ОМС. Система фондов ОМС призвана обеспечить сохранение права каждого гражданина на получение медицинской помощи по потребности вне зависимости от уровня благосостояния, места проживания и работы, а также предотвращение отбора страховыми медицинскими организациями «выгодных» клиентов. Основная функция фондов – создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам по базовой программе ОМС на всей территории страны.

Финансовый и организационный  механизм обязательного медицинского страхования зависит от его уровня.

Первый уровень представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет нормативное и организационное руководство системой ОМС. Основной финансовой функцией ФФОМС является предоставление субвенций территориальным фондам ОМС для выравнивания условий обеспечения медицинскими услугами населения различных по экономическому развитию регионов. Кроме того, за счет средств осуществляются различные целевые медицинские программы, оказывается медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями.

Второй уровень организации  обязательного медицинского страхования  представлен территориальными фондами  ОМС и их филиалами. Этот уровень  законодательно является основным в  системе, поскольку именно территориальные фонды осуществляют аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС. Территориальные фонды ОМС (далее – ТФОМС) создаются на территориях субъектов РФ органами представительной и исполнительной власти этих субъектов, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны создавшим их органами власти.

Информация о работе Анализ системы здравоохранения