Факторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………....…….3
Глава 1. Теоретические основы факторинга………………………….….........5
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления…………….......5
1.2 Понятие, виды и функции факторинга……………………………....10
1.3 Преимущества и недостатки факторинга………………….…….……16
Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия ООО «ДизельТранс»……………………………………………………………..….…19
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО « ДизельТранс»……….19
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «ДизельТранс»..............24
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью ООО «ДизельТранс»…………...26
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга……………………....31
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «ДизельТранс»….31
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «ДизельТранс»………………………..…36
Заключение………………………………………………………..…………..…41
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая последняяяяя.docx

— 118.34 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..………....…….3

Глава 1. Теоретические основы факторинга………………………….….........5

1.1 Дебиторская задолженность как объект управления…………….......5

1.2 Понятие, виды и функции факторинга……………………………....10

1.3 Преимущества и недостатки факторинга………………….…….……16

Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия ООО «ДизельТранс»……………………………………………………………..….…19

2.1 Краткая характеристика  предприятия ООО « ДизельТранс»……….19

2.2 Механизм применения  факторинга в ООО «ДизельТранс»..............24

2.3 Анализ эффективности  использования факторинга как  инструмента управления дебиторской задолженностью ООО «ДизельТранс»…………...26

Глава 3. Рекомендации по повышению  эффективности управления дебиторской  задолженностью с помощью факторинга……………………....31

3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «ДизельТранс»….31

3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «ДизельТранс»………………………..…36

Заключение………………………………………………………..…………..…41

Список использованной литературы……………………………………….…..42

Приложение……………………………………………………………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дебиторская задолженность  представляет собой важную часть  активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям  является неотъемлемым условием осуществления  деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.

Рынок факторинга в данный момент динамично развивается. По прогнозу Минэкономразвития в 2009 году объём  рынка факторинга составит 800 млрд рублей, что в 2 раза меньше чем в 2008. Доля факторинговых операций в ВВП страны уменьшится с 2,9% в 2008 до 1,6% в 2009 году.

Наметившиеся за последние  годы позитивные перемены в практической деятельности на отечественном рынке  факторинга пока еще не поддержаны аналогичными изменениями в его  научно-теоретическом обеспечении.

Целью курсовой работы является рекомендации по управлению факторингом в ООО «ДизельТранс».

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- определить роль и место факторинга в системе управления дебиторской задолженностью в ООО «ДизельТранс»,

- рассмотреть  теоретические основы  факторинга,

- выявить преимущества и недостатки при использовании факторинга,

- изучить механизм применения факторинга в ООО «ДизельТранс»,

- провести анализ эффективности применения факторинга в качестве     инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «ДизельТранс»,

- провести оптимизацию использования факторинга в ООО «ДизельТранс»,

- спрогнозировать ожидаемые  результаты повышения эффективности использования факторинга в ООО «ДизельТранс».

Объектом исследования является факторинг,а предметом-механизм его применения на предприятии в качестве инструмента управления дебиторс-

кой задолженностью.

Вследствие относительной  новизны этого вида экономических  отношений и их стремительного развития в последние годы, отсутствия нормативной  базы, методических рекомендаций по практическому  применению факторинга стала очевидной  необходимость научного комплексного исследования данного финансового  инструмента.      

Эффективность и целесообразность его применения обусловлена особенностями  функционирования хозяйствующего субъекта. Поэтому наиболее актуальным и интересным направлением исследования факторинга является анализ его применения на предприятии.

 

Глава 1. Теоретические основы факторинга

1.1.Дебиторская задолженность как объект управления

 

Дебиторская задолженность  является частью фондов обращения предприятия  и представляет собой обязательства  клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг.

В экономической науке  нет единого подхода к определению  сущности и значения дебиторской  задолженности. Некоторые отечественные  и зарубежные экономисты (Ефимова  О.В1., Родригес Р.Дж) рассматривают дебиторскую и кредиторскую задолженности как инструмент управления оборотным капиталом организации. По их мнению, дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала. С позиции маркетинговой политики организации ряд авторов (Бригхем Ю., Гапенски Л.) трактуют дебиторскую задолженность как инструмент стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции хозяйствующие субъекты стремятся привлечь как можно больше покупателей, предоставив им отсрочку (рассрочку) оплаты приобретаемых товаров, что приносит выгоду в виде увеличения объема продаж. В данном случае дебиторская задолженность является ожидаемой и планируемой в рамках кредитной политики организации. В связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), все большее распространение в отечественной экономической литературе получает точка зрения, согласно которой дебиторскую задолженность следует считать финансовым инструментом. Финансовый инструмент - это любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой.

Однако для российских предприятий характерно неэффективное  управление этим финансовым инструментом. Как правило, значительная доля дебиторской  задолженности в структуре активов  предприятия отвлекает средства из оборота, означает их неэффективное  использование и ведёт к напряжённому финансовому состоянию организации. Неиспользование средств, отвлеченных  в дебиторскую задолженность, связано  с определенными затратами –  размером упущенной выгоды от их вложения в доступные инвестиционные проекты, приносящие доход или в финансово-кредитные  учреждения под определенный процент.

Дебиторская задолженность  относится к высоколиквидным  активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности  существенно увеличивает затраты  на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается  на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.

Увеличение доли дебиторской  задолженности в структуре активов  может быть вызван2:

- неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнёров;

- наступлением неплатёжеспособности и банкротства некоторых потребителей;

- слишком высокими темпами наращивания объёмов продаж;

- трудностями в реализации продукции.

Резкое сокращение дебиторской  задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами:

- сокращением продаж в кредит;

- потерей потребителей продукции.

Политика управления дебиторской  задолженностью является частью общей  политики предприятия в области  управления оборотными средствами, и  заключается в оптимизации общего размера данного вида задолженности  и обеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление дебиторской  задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с контрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и до фактического исполнения определенных в договоре обязательств.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное  поступление денежных средств;

- определение скидок или  надбавок для различных групп  покупателей с точки зрения  соблюдения ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования  долга;

- уменьшение бюджетных  долгов;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от  неиспользования средств, замороженных  в дебиторской задолженности.

В основе управления дебиторской  задолженностью – два подхода:

1.  Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2.  Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

 

По мнению И.А. Бланк, формирование алгоритмов управления

дебиторской задолженностью в рамках указанных подходов, определяемое как кредитная политика предприятия, осуществляется по следующим этапам3:

- анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде, что предполагает анализ уровня и состава дебиторской задолженности в предыдущем периоде, а также эффективности инвестированных в неё финансовых ресурсов.

- выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции, включая выбор формы кредитования (товарный или потребительский кредит) и типа кредитной политики (консервативный, умеренный или агрессивный тип).

- определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам.

- формирование системы кредитных условий, которые включают срок предоставления кредита, лимит кредитования, стоимость кредита, систему штрафных санкций за просрочку.

- обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования являются: факторинг, учёт векселей, форфейтинг.

- построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности в рамках общей системы внутреннего контроля на предприятии.

Оптимальная кредитная политика, а, следовательно, и оптимальный  уровень дебиторской задолженности  прямо зависят от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Например, фирмы, у которых имеется недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут придерживаться более либеральной политики и согласятся на больший уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль. Вместе с тем оптимальная кредитная политика может различаться у фирм одной отрасли, а также у отдельной фирмы в различные периоды.4

Факторинг имеет смысл  только тогда, когда экономическая  выгода от немедленного поступления  денег больше, чем от их получения  в срок. Итак, факторинг целесообразен, когда5:

- когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам.

- когда потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и/или факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то, и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты.

- когда нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.

Таким образом, в рамках кредитной  политики организации факторинг  может быть эффективным инструментом финансирования и оптимизации дебиторской  задолженности.

 

1.2.Понятие, виды и функции факторинга

 

       Термин «факторинг» происходит от английского factor, что означает маклер, посредник, агент. Первоначально факторинговыми операциями называли операции специализированных торговых посредников.

Некоторые исследователи, например Коллет Мериш, считают факторинг очень древним, восходящим ко временам античности способом ведения торговых операций.6Аналогична позиция Д. Остхаймера, который отмечал, что первые упоминания о таких сделках можно обнаружить еще в исторических исследованиях у вавилонян, халдеев, финикийцев и римлян.7Также о существовании отдельных элементов подобной "исторической" теории свидетельствует упоминание о зачатках банковского дела еще в рабовладельческом обществе в трудах И.С. Орехова и В.В. Афонина.Однако как финансовая операция в современном понимании факторинг возник в конце XIX века в США и Англии, а потом распространился на другие промышленно развитые страны Западной Европы.

В российской практике факторинговые операции начали применяться в конце прошлого столетия и наиболее широкое развитие получили в последние годы.

Рассмотрим предпосылки  возникновения и развития факторинга. В условиях острой конкурентной борьбы все актуальнее становится потребность  в либерализации взаимоотношений  между поставщиком и покупателем. Снижение цен, улучшение качества товаров  и услуг, диверсификация товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т.п. - лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать  поставщик в современных условиях в стремлении найти и удержать покупателя. К перечисленному ряду также можно отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Но этот способ построения взаимоотношений с покупателями имеет свои негативные побочные эффекты для поставщика. Предлагая отсрочки и, становясь, таким образом, кредитором для покупателя, поставщик часто сталкивается с проблемой кассовых разрывов и дефицита ресурсов, прежде всего оборотных средств. Кроме того, возникает вероятность неоплаты поставок в срок. Все это неизменно ведёт к дополнительным издержкам и увеличению рисков поставщика. Возникновение такого рода проблем и обусловило причину перехода многих предприятий-поставщиков на факторинговое обслуживание.

Информация о работе Факторинг