Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:51, курсовая работа
Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Введение…………………………………………………………..………....…….3
Глава 1. Теоретические основы факторинга………………………….….........5
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления…………….......5
1.2 Понятие, виды и функции факторинга……………………………....10
1.3 Преимущества и недостатки факторинга………………….…….……16
Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия ООО «ДизельТранс»……………………………………………………………..….…19
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО « ДизельТранс»……….19
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «ДизельТранс»..............24
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью ООО «ДизельТранс»…………...26
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга……………………....31
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «ДизельТранс»….31
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «ДизельТранс»………………………..…36
Заключение………………………………………………………..…………..…41
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение……………………………
Субъектами факторинговой сделки являются: поставщик, покупатель, финансовый агент (факторинговая компания или банк-фактор). Иногда субъектом может выступать и банк-гарант. Объект сделки – дебиторская задолженность за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Основой факторинга является покупка факторинговой компанией (фактором) у поставщика права на взыскание долгов с его покупателей.
В Российской юридической
литературе понятия «факторинг»
и «финансирование под уступку
денежного требования»
Для определения сущности факторинга необходимо выделить существенные черты, отличающие его от иных форм финансирования. Традиционно факторинг относят к торгово-комиссионным операциям, т.к. фактор берёт на себя обязанность за вознаграждение взыскивать долги с дебиторов клиента. Еще одним отличием от кредитования является то, что возврат долга осуществляется дебиторами, а не поставщиком, при этом риск неплатежа фактор может брать на себя.
Таким образом, факторинг
представляет собой разновидность
торгово-комиссионной операции, сочетающейся
с кредитованием оборотного капитала
клиента, при которой происходит
переуступка клиентом-
В зависимости от комбинации услуг, предоставляемых финансовыми агентами, и форм их реализации факторинговые операции можно классифицировать по территории действия ,выделяют факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring).
Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране. Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности. В зависимости от рассматриваемой стороны международный факторинг бывает экспортный и импортный.
Полный факторинг включает
комплексное обслуживание клиентов,
в то время как частичный факторинг
ограничивается выполнением отдельных
операций: уступка права требования,
инкассирование дебиторской задолженности.
Полный факторинг не предусматривает
регресса. В России наиболее распространён
частичный факторинг, т.к. он даёт возможность
агенту снизить свои предпринимательские
риски, связанные с возможной
неоплатой должником
С развитием рынка факторинга появляются новые виды факторинга. Например, реверсивный факторинг. Он представляет собой производную схему факторингового обслуживания, которая заключается в финансировании фактором закупок товара, сырья, материалов и тому подобного в обмен на обязательство покупателя – Клиента-инициатора сделки – перечислить оплату по данной поставке фактору через оговоренный между поставщиком и покупателем промежуток времени (уступка денежного требования). Схема применяется в случае, если покупатель желает получить отсрочку платежа, или если он не в состоянии сразу оплатить поставку товаров, а поставщик при этом не идет на предоставление покупателю товарного кредита – отсрочки платежа. Также новым продуктом является экспресс-факторинг для малого и среднего бизнеса (скоринговая система оценки риска приобретения данной дебиторской задолженности фактором). Развитие новых видов факторинговых услуг обусловлено растущими потребностями клиентов.
Сущность факторинга раскрывается через его функции. К ним можно отнести:
1. Финансирование.
Основная функция факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.
2. Административное управление дебиторской задолженность.
Административное управление включает в себя:
1. Прием и учет документов по отгрузке продукции;
2. Контроль за своевременностью оплаты поставок покупателями;
3. Установку программного обеспечения для оперативного контроля за состоянием дебиторской задолженности в режиме on-line по системе internet-banking;
4. Формирование подробных отчетов по поставкам:
- о состоянии дебиторской задолженности;
- об улучшении (ухудшении) платежной дисциплины покупателей и фактической оборачиваемости дебиторской задолженности;
- о структуре нарушений по поставкам;
- о приходе платежей по дебиторам и их распределении.
5. Напоминания при задержках платежей.
3. Оценка платежеспособности покупателей поставщика.
В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний.
4. Страхование
рисков.
При факторинговом обслуживании (в зависимости от того или иного факторингового продукта) фактор покрывает следующие риски клиента:
- кредитные риски, связанные с неоплатой или несвоевременной оплатой поставок;
- процентные риски, возникающие у компаний, использующих привлечённые оборотные средства, при резком повышении стоимости которых происходит рост цен на товары за счёт роста себестоимости;
- риски ликвидности. Это риск того, что сторона-должник не сможет выполнить свои обязательства своевременно, ухудшив таким образом ликвидное положение получателя средств;
-валютные риски, связанные с рисками курсовых потерь при переводе средств из валюты покупателя в валюту продавца при плавающих курсах валют;
- политические риски связаны с невозможностью исполнить экспортный контракт или провести расчеты по нему из-за изменения политической ситуации в стране продавца или в стране покупателя.
Таким образом, факторинг, являясь универсальным коммерческим продуктом, может быть использован самыми разными компаниями для решения именно тех задач, которые объективно возникают перед ними в процессе их деятельности, в зависимости от масштабов бизнеса, отраслевой принадлежности, обеспеченности собственными ресурсами, а также существующего потенциала увеличения продаж. Именно возможность комбинации услуг обеспечивает гибкость факторинга, его способность к быстрому реагированию на возникающие запросы различных типов клиентов.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью.
Преимущества можно разделить на экономические выгоды от его применения и на его преимущества в сравнении с кредитованием. Однако сравнение с кредитованием является не совсем корректным. Эти финансовые услуги имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы – в качестве инвестиционных или инновационных средств. Основные принципы кредита – это срочность, платность и возвратность. Факторинговые услуги могут погашаться не поставщиком, а дебиторами.8
Экономические выгоды, которые
получит поставщик при
1.Направленное воздействие на дебиторскую задолженность. Это происходит вследствие: во-первых, передачи дебиторской задолженности фактору; во-вторых, изменения оборачиваемости оборотных активов, запасов, капитала и т.д.; в-третьих, оказания фактором таких услуг, как предоставление продавцу аванса, ведение книги продаж, контроль выполнения покупателем условий договора, предоставления отчетности продавцу и др.
2.Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.
3.Факторинг позволяет
ликвидировать кассовые
и поступления денег от покупателей.
4.Возможность не отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия и сконцентрировать их для решения стратегических задач развития бизнеса.
5.Финансовый агент берет на себя всю работу с дебиторами. В этом случаем можно говорить об экономии на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за:
а)контроль за дебиторской задолженностью;
б) привлечение финансовых ресурсов.
6.Финансовый агент берет на себя риски, связанные с отсрочкой платежа.
7.Факторинг защищает от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.
8.Применение факторинга позволяет увеличить "финансовый рычаг" и прийти к наиболее оптимальному соотношению "финансового" и "операционного" рычагов.
Эффект финансового рычага при использовании факторинга будет положительным, если рентабельность активов будет выше годовой ставки за факторинговое обслуживание. В противном случае, применение факторинга не целесообразно.Таким образом, для поставщиков факторинг является необходимым инструментом, способствующим увеличению продаж, устранению кассовых разрывов и улучшению общего финансового положения компании. 9
Недостатки факторинга.
Существенным недостатком факторинга является то, что он доступен не всем компаниям.
Факторинговому обслуживанию не подлежат:
-предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность которых выражается небольшой суммой;
-предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
-строительные и другие фирмы, которые работают с субподрядчиками;
-предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
-требования, которые выставляются бюджетным организациям;
-долговые обязательства физических лиц.
Также факторинг не предусматривает разовых сделок. Отгрузки по дебиторам должны происходить постоянно, иначе заключение договора не выгодно финансовому агенту.
Таким образом, у факторинга
есть свои преимущества и недостатки,
которые нужно учитывать при
его использовании на конкретном
предприятии. Помимо указанных недостатков,
более широкому распространению
факторинга в Российской Федерации
препятствует несовершенное законодательство
(необходимость лицензирования деятельности),
слабая научная разработанность
механизмов и моделей применения
факторинга, низкая осведомлённость
руководителей предприятий о
факторинге, как инструменте финансирования
и оптимизации дебиторской
Глава 2. Анализ финансово-экономического
состояния предприятия ООО «
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ДизельТранс»
В данный момент наиболее перспективным
сегментом является предоставление
услуг факторинга молодым предприятиям
малого и среднего бизнеса, остро
нуждающимся в оборотном