Факторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………....…….3
Глава 1. Теоретические основы факторинга………………………….….........5
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления…………….......5
1.2 Понятие, виды и функции факторинга……………………………....10
1.3 Преимущества и недостатки факторинга………………….…….……16
Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия ООО «ДизельТранс»……………………………………………………………..….…19
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО « ДизельТранс»……….19
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «ДизельТранс»..............24
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью ООО «ДизельТранс»…………...26
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга……………………....31
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «ДизельТранс»….31
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «ДизельТранс»………………………..…36
Заключение………………………………………………………..…………..…41
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая последняяяяя.docx

— 118.34 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим применение факторинга на примере молодого предприятия  малого бизнеса ООО «ДизельТранс».

Компания “ ДизельТранс ” занимается поставками дизельного топлива на договорной основе с 2008 г., оказывает транспортные услуги по доставке топлива покупателям, заправку техники в местах, определенным покупателем.

Компания является типичным представителем малого предпринимательства  с численностью персонала до 10 человек (директор, бухгалтер, 2 менеджера, 3 водителя). Заправка топлива происходит на наливных станциях (пос. Володарского, Купавна), затем оно доставляется на

 

бензовозах ООО “ ДизельТранс ” на объекты.

Конкурентные преимущества ООО “ ДизельТранс ” заключаются в том, что у компании имеется в собственности транспорт, который осуществляет заправку объектов покупателей (в основном, это строительные объекты ООО “Cтрой-Экспо”, “ЗАО Теплоресурс”).

Работа с банком по факторингу началась с 2009 года. Рассмотрим предпосылки  использования факторинга на предприятии  в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.

Анализ финансового состояния  предприятия приведем на основании  данных, представленных в приложении 1 .

Рассмотрим имущество  предприятия и его источники в таблице  1, а также на основе анализа бухгалтерского баланса определим тип финансовой политики предприятия в управлении оборотными активами и краткосрочными пассивами и сделаем вывод об их соответствии.

Таблица 1

Динамика финансовых результатов  ООО «ДизельТранс» за 2008 – 2010 гг.

Наименование

статьи

Значение, тыс. руб.

Изменения, тыс. руб.

Темпы прироста, %

2008 год

2009 год

2010 год

2009/2008

2010/2009

2009/2008

2010/2009

1. Внеоборотные активы

60539

47719

31391

-12820

-16328

-21,18

-34,22

2. Оборотные активы

1840207

1329296

798874

-510911

-230422

-17,33

-27,76

2.1. Запасы

973 885

338 622

95 940

-635263

-242682

-65,23

-71,67

2.2. НДС

380 676

326 538

49 992

-54138

-276546

-14,22

-84,69

2.3.Дебиторская задолж.

269 249

560 241

826 525

290992

266284

47,53

108,08

2.4. Денежные средства

208 907

126 417

102 536

-106371

23881

23,29

-50,92

2.5.кратко-срочные финансовые вложения

7 490

1 359

0

-6131

-1359

-81,86

-100,00

Итого актив

3 740 953

2 730 192

1 905 258

-1 034 642

-477 172

-129

-261,18


 

Наименование

статьи

Значение, тыс. руб.

Изменения, тыс. руб.

Темпы прироста, %

2008 год

2009 год

2010 год

2009/2008

2010/2009

2009/2008

2010/2009




Окончание табл.1

3. Собственный капитал

499 339

432 582

401 496

66757

31086

15,43

7,74

3.1. Уставный капитал

44 000

40 000

37 000

0

0

0

0

3.2. Добавочный капит.

216 103

164 103

130 103

0

0

0

0

3.3. Нераспред. прибыль

239 236

172 479

141 393

71086

56757

31,99

18,70

4. Долгосрочные обязат.

180 630

0

0

-108630

0

-60,00

0

5. Краткосрочные обяз.

1641078

944 433

630 927

-446187

-313506

-32,09

-33,20

5.1. Займы и кредиты

947 345

685 862

520 024

-661483

-65838

-49,10

-9,60

5.2. Кредиторская задол.

258 571

43 275

10 903

215296

-247668

10,51

-100,78

Итого пассив

3 740 953

2 730 192

1 905 258

-1 034 642

-477 172

-129

-261,18


 

        На основе данных таблицы  1 можно сделать вывод, что размер имущества предприятия снизился на 1 034 642 руб. или на 129 % в 2009 году по сравнению с 2008 годом и на 477 172 тыс. руб. в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Таким образом, можно отметить, что наблюдается тенденция снижения размера имущества предприятия и его источников.

Произошло снижение как оборотных, так и внеоборотных активов предприятия. А с точки зрения источников имущества снизились только краткосрочные обязательства и были погашены долгосрочные обязательства.

При этом собственный капитал предприятия вырос на 15,53 % в 2009 году по сравнению с 2008 годом и на 7,74 % в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Основным фактором роста собственного капитала предприятия послужил рост прибыли предприятия.

Таким образом, снижение активов  предприятия произошло за счет снижения его задолженности.

В таблице 2 представлена структура актива и пассива предприятия.

 

 

Таблица 2

Анализ структуры баланса  предприятия ООО «ДизельТранс»за 2008-2010 гг.

Наименование статьи

Значение, тыс. руб.

Структура, %

2008 год

2009 год

2010 год

2008 год

2009 год

2010 год

1. Внеоборотные активы

60539

47719

31391

3,47

3,19

2,78

2. Оборотные активы

1840207

1329296

1098874

97,22

96,81

96,53

2.1. Запасы

973 885

338 622

95 940

51,24

24,59

8,49

2.2. НДС

380 676

326 538

49 992

23,71

20,03

4,42

2.3. Дебиторская задолженность

269249

560241

826525

14,17

40,69

73,13

2.4. Денежные средства

208907

126417

102536

11,18

10,99

7,45

2.5.Кратко-срочные финан. влож.

7490

1359

0

0,39

0,10

0

Итого актив

3 740 953

2 730 192

1 905 258

100

100

100

3. Собственный капитал

499339

432582

401496

21,12

31,41

44,18

3.1. Уставный капитал

44000

40000

37000

2,31

3,20

3,89

3.2. Добавочный капитал

216103

164103

130103

11,37

15,69

19,12

3.3. Нераспределенная прибыль

239236

172479

141393

7,44

12,53

21,17

4. Долгосрочные обязательства

108630

0

0

5,72

0,00

0,00

5. Краткосрочные обязательства

1641078

944433

630927

73,16

68,59

55,82

5.1. Займы и кредиты

947345

685862

520024

70,89

49,81

54,86

5.2. Кредиторская задолженность

258571

43275

10903

18,78

2,28

0,96

Итого пассив

3740953

2730192

1905258

100

100

100


 

По данным таблицы 2 видно, что основную долю в активах на протяжении всего анализируемого периода занимают оборотные активы. Кроме того их доля уменьшилась с 97,22% до 96,81%.Уменьшение доли оборотных активов произошел за счет роста доли дебиторской задолженности. Причем по данным баланса видно, что в активе произошли структурные сдвиги: если в 2008 году основные активы предприятия включали запасы, то в 2010 году основные запасы предприятия включают в основном дебиторскую задолженность.

Основную долю в пассивах предприятия за весь анализируемый  период занимают краткосрочные обязательства, основная масса которых представлена краткосрочными кредитами и займами. Таким образом, рассмотренный анализ бухгалтерского баланса предприятия  показывает, что рассматриваемое  предприятие использует агрессивную  политику в управлении оборотными активами и краткосрочными обязательствами.

Проведем оценку эффективности  хозяйственной деятельности предприятия  в целом и оборотных активов  в частности на основании данных таблицы 3.

Таблица 3

Анализ показателей рентабельности ООО «ДизельТранс» за 2008-2010 гг.

Наименование показателя

Значение, тыс. руб.

Темпы прироста, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2009/2008

2010/2009

Выручка от продажи товаров, тыс. руб.

5 573 481

3 006 121

1 846 729

38,07

-36,0

Коммерческие расходы, тыс. руб.

558 546

332 072

149 230

66,87

-19,6

Прибыль от продаж, тыс. руб.

502 840

349 410

196 568

72,26

-15,1

Рентабельность продукции, %

39,32

30,49

23,58

3,23

5,6

Рентабельность продаж, %

5,68

3,82

1,71

2,49

32,5

Валовая прибыль, тыс. руб.

561386

381482

145798

68,31

-18,4

Уровень валового дохода в  выручке, %

21,31

18,34

10,19

0,14

27,4

Уровень торговой наценки, %

39,34

27,12

13,64

0,18

37,7

Сумма актива, тыс. руб.

1900746

1277015

1130265

-27,55

-17,9

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

235 485

100 364

68 190

179,17

23,7

Рентабельность активов, %

20,83

10,82

3,59

285,34

50,7

Чистая прибыль, тыс. руб.

189 956

96 145

47 218

167,15

50,6

Чистая рентабельность активов, %

16,81

9,16

4,48

268,76

83,5

Собственный капитал, тыс. руб.

499339

372582

301496

7,74

15,4

Рентабельность собственного капитала, %

26,98

19,01

16,16

159,11

7,2

Чистая рентабельность собственного капит.%

35,76

29,16

21,04

147,96

30,5

Оборотные активы тыс. руб.

1840207

1329296

1098874

-27,76

-17,3

Рентабельность оборотных  активов, %

21,71

14,32

7,43

286,46

49,6

Чистая рентабельность оборотных  активов, %

17,57

9,49

4,29

269,83

82,2


 

На основании данных таблицы  3 можно сделать вывод, что в целом показатели рентабельности на предприятии уменьшились, включая рентабельность оборотных активов. Причем рентабельность оборотных активов по своей величине уменьшает рентабельность активов предприятия в целом и является меньше рентабельности собственного капитала. Это говорит о том, что несмотря на низкую эффективность хозяйственной деятельности предприятия эффективность использования собственного капитала выше, чем активов в целом и оборотных активов в частности.

2.2 Механизм применения  факторинга в ООО «ДизельТранс»

 

В апреле 2009 года между ООО «ДизельТранс» и ОАО АКБ «Кор» был заключён договор о факторинговом обслуживании в форме открытого регрессного факторинга с финансированием на сумму 1400 000 руб по основным дебиторам: ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплоресурс» и ООО «Строй Девелопмент».

На момент заключения договора факторинга отсрочки по договору поставки с дебиторами составляли: с ЗАО  «Пальмирой» - 20 к.д, с ЗАО «Теплоресурсом»-45 к.д., с ООО «Строй Девелопмент»-63 к.д. Увеличение договорных сроков связано, во-первых, с пожеланиями дебиторов иметь большую отсрочку платежа, во-вторых, увеличение было рекомендовано фактором для того, чтобы избежать регресса в случае значительных просрочек. Кроме того, договором предусмотрен период ожидания – 30 к.д., в течение этого периода банк самостоятельно пытается взыскать деньги с дебитора, после чего возникает регресс.

Финансирование по дебиторам  ЗАО «Пальмира» и ЗАО «Теплоресурс» было установлено в размере 90% от суммы поставки, по клиенту ООО «Строй Девелопмент» - 85% в виду значительной концентрации дебиторской задолженности на данном клиенте.

Фактически финансирование по факторингу началось с апреля 2009 года. Работа по факторингу осуществляется следующим образом: в день отгрузки ООО «ДизельТранс» предоставляет фактору комплект отгрузочных документов (накладные, акты приёмки-передачи товара по договору), фактор осуществляет их учёт (ввод в программу) и финансирует в рамках указанных лимитов, перечисляя денежные средства со ссудного на расчётный счёт клиента. После того, как деньги от дебитора поступили на транзитный счёт, банк гасит финансирование, удерживает вознаграждение и перечисляет остаток на расчётный счёт ООО «ДизельТранс» в банке.

Если в течение срока  ожидания (30 дней сверх срока по договору) дебитор не исполняет свои обязательства, возникает право регресса, т.е. его  обязательства должен возместить клиент (ООО «ДизельТранс»).

В течение 2009 года банк управлял переуступленной дебиторской задолженностью, вёл статистику по дебиторам, отслеживал оборачиваемость, проверял деловую репутацию дебиторов и т.д.

Информация о работе Факторинг