Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:51, курсовая работа
Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.
Введение…………………………………………………………..………....…….3
Глава 1. Теоретические основы факторинга………………………….….........5
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления…………….......5
1.2 Понятие, виды и функции факторинга……………………………....10
1.3 Преимущества и недостатки факторинга………………….…….……16
Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия ООО «ДизельТранс»……………………………………………………………..….…19
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО « ДизельТранс»……….19
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «ДизельТранс»..............24
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью ООО «ДизельТранс»…………...26
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга……………………....31
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «ДизельТранс»….31
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «ДизельТранс»………………………..…36
Заключение………………………………………………………..…………..…41
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение……………………………
Клиент |
Задолженность |
Автомасла и оборудование |
116069,6 |
Инжстрой-плюс |
69212 |
МаксОйл |
106068,2 |
МСС |
177910,8 |
Строй-Девелопмент |
1365396,5 |
Пальмира |
1138122,25 |
Теплоресурс |
286836 |
Черное Золото |
240 424,99 |
Итого |
3529170,34 |
в том числе по клиентам, переданным на факторинг |
2790354,75 |
Согласно статистике банка на конец сентября 2010 года по клиентам, переданным на факторинговое обслуживание, сумма профинансированных, но не закрытых поставок составила: 5170565 рублей, соответственно остаток дебиторской задолженности на конец месяца по данным поставкам составил: 690814 рублей. Неиспользованный лимит финансирования по факторингу составляет 6500 000 - 4479751=2020249 рублей. Таким образом, дополнительно передать на финансирование можно задолженность в размере 3529170,34 - 2020249-690814=818107,34 рублей.
Таблица 8
Статистика банка ОАО АКБ «Кор» на конец сентября 2009 года по клиентам переданным на факторинговое обслуживание
Сумма профинансированных,не закрытых поставок |
5170565 |
Остаток дебетовой задолженности (на конец сентября 2010 г.) |
690814 |
Неиспользованный лимит финансирования |
2020249 |
Задолженность необходимую передать на финансирование |
818107,34 |
Дополнит.прибыль при финансировании на 90 % от переданной задолженности |
81974,35 |
Таким образом, на 01.10.2010 оптимальным было бы увеличение финансирования по факторингу на сумму 736000 рублей при переводе всех клиентов на факторинговое обслуживание, т.е. получение общего лимита 7236000 рублей.
При регрессной схеме перевод
100% дебиторов на обслуживание целесообразен
только в случае уверенности в
платёжеспособности покупателей. В
противном случае, необходимо оценить
вероятность возникновения
Текущую потребность в
увеличении финансирования по данной
схеме можно просчитывать каждый
месяц или чаще в зависимости
от динамики роста дебиторской
Следует отметить, что расчёт
потребности в финансировании по
данной схеме оптимален в случае,
когда у предприятия нет
Особенностью получения финансирования по факторингу является жёсткая привязка к размеру дебиторской задолженности, т.е. отгрузка всегда предшествует получению денежных средств. Если, например, у контрагента ООО «ДизельТранс» на 31.09.2009 года есть спрос на новый вид топлива в размере 2000 000 рублей, то получив дополнительное финансирование на сумму 736000 рублей, компания не сможет удовлетворить потребности данного клиента на 100%. В этом заключаются ограниченные возможности факторинга как инструмента увеличения оборота клиента.
Таким образом, для оптимизации затрат на факторинговое обслуживание ООО «ДизельТранс» в текущем периоде следует следить за платёжной дисциплиной дебиторов и стимулировать досрочное гашение задолженности, т.е. совместно с фактором заниматься административным управлением дебиторской задолженности, а в среднесрочной перспективе предприятию выгодно увеличивать сумму поставок и лимит финансирования по факторингу.
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «ДизельТранс»
Прогнозирование целесообразно
осуществить в несколько
1. Расчёт прогнозного объёма дебиторской задолженности на 2009 год на основе планового показателя по объёму продаж.
Средний темп роста выручки по отгрузке за 11 месяцев 2009 года составил 1,0086.
Плановая выручка по отгрузке или предполагаемый объём продажи в кредит в 2009 году составляет 141483950,72 рублей.
Кс/ц по данным баланса на 01.10.2009 составляет 44787/50902=0,88.
ППК + ПР=31 день (средняя оборачиваемость за 11 мес 2009 года).
Итак, ОКдз=141 483 950,72 х 0,88 х 31/360=10 721 339,37 рублей.
2. Определение оптимального объёма финансирования по факторингу для получения дополнительного денежного потока и валовой прибыли.
На 01.10.2009 года компании ООО «ДизельТранс» был установлен лимит финансирования по факторингу в размере 6 500 000 рублей. Полагая, что он не менялся в течение 2009 и на конец периода был полностью использован, определим дополнительную сумму финансирования по факторингу:
Лдоп=(10 721 339,37-650000) х 0,9=9064205,433 рублей.
Таким образом, для достижения плановой выручки оптимальный лимит финансирования по факторингу в 2010 году должен составлять 15564205,43 рубля.
Согласно последнему решению кредитного комитета банка от 08.02.2009 лимит финансирования клиента ООО «ДизельТранс» был увеличен до 11 500 000 рублей. Для достижения оптимального размера он должен быть увеличен в течение года на 4064205,43 рубля.
3. Определение валовой прибыли с учётом использования факторинга.
При сохранении средней рентабельности продаж на уровне 11,75% (хотя в течение 2008 года она росла и её рост должен закладываться при планировании как один из основных критериев повышения эффективности деятельности) и получении дополнительного финансирования по факторингу валовая прибыль на конец 2009 года составит:
ВП2009=141483950,72 х 0,1175 + 9064205,433 х 0,136 – 10071339 х 0,0173=16624364,2 + 1232731,93 - 174234,16= 17683861,97 руб.
Расходы по факторингу рассчитывали по средней ставке за 2009 год – 20,06% годовых. При оборачиваемости 31 день расходы составят 1,73% от суммы поставки. Т.к. у нас нет информации каким общим объёмом финансирования воспользуется ООО «ДизельТранс» в 2010 году, то мы не можем уменьшить расчётную валовую прибыль на сумму расходов по факторингу за плановый год.
Эффективность использования дополнительного финансирования по факторингу составит:
Эф=1232731,93/174234,16=7,075.
Т.е. рубль затрат по факторингу принесёт 7 рублей дополнительной валовой прибыли.
Итак, предприятию следует выбрать факторинг в качестве инструмента управления дебиторской задолженности, когда:
- значительная доля оборотных средств «заморожена в дебиторской задолженности предприятия;
- срок расчёта с поставщиками меньше срока расчёта с покупателями;
- у предприятия отсутствует достаточное количество собственных средств для покрытия текущих финансовых потребностей и нет возможности воспользоваться товарным кредитом у поставщика;
- нет возможности применить более дешёвые инструменты управления дебиторской задолженности: комплексную кредитную политику; методы спонтанного финансирования; краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств в необходимом объёме;
- расходы на содержание дебиторской задолженности в виде упущенной выгоды превышают расходы на факторинговое обслуживание. При расчёте «упущенной выгоды» (скрытых затрат) следует учитывать: доход от альтернативного вложения капитала; потери от инфляции; скидки у поставщика при досрочной оплате.
- у предприятия есть возможность использовать полученные ресурсы с рентабельностью,превышающей ставку затрат на факторинговое обслужива-
ние.
- потери в результате вероятной просрочки дебиторов (возникновения безнадёжных долгов) сопоставимы с выручкой предприятия. При использовании классического факторинга с регрессом в случае значительной просрочки (сверх периода ожидания) долг дебитора гасит клиент. Соответственно, у него должна быть возможность покрыть просрочку за счёт прочих денежных поступлений. При высокой вероятности безнадёжных (сомнительных) долгов целесообразно использовать факторинг без регресса или поручительство за дебиторов.
- дополнительные услуги, предоставляемые факторинговой компанией помимо финансирования, могут значительно повысить эффективность деятельности предприятия. При этом следует рассчитать выгоды за счёт делегирования функции управления дебиторской задолженности фактору; получения услуг по анализу платёжеспособности дебиторов и страхованию рисков. Как правило, данные услуги выгодны крупным предприятиям, где работой с дебиторами занимаются целые отделы.
- краткосрочное кредитование является более дорогим продуктом и менее гибким по сравнению с факторингом.
Данные рекомендации являются универсальными и подходят для определения потребности в классическом факторинге с финансированием и регрессом. Если предприятие занимается внешней торговлей, то ему подойдёт внешний факторинг (импортный или экспортный). При выявленной потребности в факторинге и невозможности подписать уведомление о переуступке у дебитора предприятию может быть рекомендован скрытый факторинг. Для страхования риска неплатежа по новым дебиторам подходит форма поручительства за дебитора. В качестве отдельных факторинговых услуг могут выступать административное управление дебиторской задолженностью и коллекшн (услуга по возврату долгов). Таким образом, исходя из особенностей бизнеса и потребностей в оптимизации работы с дебиторской задолженностью каждый хозяйствующий субъект может принять решение о применении факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью и объёмом продаж.
Процесс исследования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженности был осуществлён по следующим этапам:
Изучение теоретических вопросов применения факторинга.
Анализ эффективности использования факторинга на предприятии ООО «ДизельТранс».
Разработка путей оптимизации применения факторинга для ООО «ДизельТранс» и прочих хозяйствующих субъектов.
Хозяйствующим субъектам при применении факторинга следует:
Проводить комплексный анализ дебиторской задолженности для определения текущих финансовых потребностей. При этом целесообразно рассчитать основные показатели динамики и оборачиваемости дебиторской задолженности; определить размер упущенной выгоды от неиспользования денежных средств, «зависших» в ней.
Сопоставлять эффективность
использования факторинга с эффективностью
других инструментов управления дебиторской
задолженностью: предоставлением скидок,
системой штрафов, краткосрочным кредитованием,
учётом векселей. Эффективность определяется
соотношением результата применения того
или иного инструмента и
Учитывать дополнительные доходы от таких функций факторинга, как административное управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, проведения анализа платёжеспособности дебиторов.
Стараться приводить размер и качество дебиторской задолженности в соответствие с основными требованиями факторинговых компаний.
1. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности».М.: «Кнорус», 2011.с.718.
2. Бланк И.А. «Финансовый менеджмент: учебный курс».Киев: Издательство «Ника-Центр», 2007.с.656.
3. Брейли Р., Майерс С. «Принципы корпоративных финансов».М.: «Олимп-Бизнес», 2004.с.1008.
4. Бригхем Ю., Гапенски Л. «Финансовый менеджмент».СПб.: «Экономическая школа», 2005.с.497.
5. Брунгильд С.Г. «Управление дебиторской задолженностью».М.: «АСТ:Астрель», 2007.с.256.
6. Лаврушин О.И. «Банковские операции» .М.: «Кнорус», 2008.с.384.
7. Лефель А.О. «Факторинг как инструмент финансирования оборотных средств предприятия».М: МГУ, 2006.с.356.
8. Прудников В.И. «Оценка стоимости дебиторской задолженности».Челябинск: «Челябинский дом печать», 2000.с.208.
9. Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент: теория и практика».М: Издательство «Перспектива», 2007.с.656.
10. Бабичев С. Н. «Схемы разные нужны…»//Журнал «Управление Компанией» №11, 2006.с.85.