Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты государственной научно-технической политики Правительства Российской Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а также охарактеризовать новые формы государственного и негосударственного финансирования научно-технического прогресса.
Введение
1. Состояние российской науки в переходный период
2. Государственная научно-техническая политика
3. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
3.1.Затраты на науку и получатели бюджета
3.2.Федеральные целевые программы
3.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
3.4. Дополнительные способы финансирования
4. Новые формы финансирования в научной сфере
4.1. Государственные научно-технические программы
4.2. Государственные научно-технические центры
4.3. Конкурсы, гранты, тендеры
4.4. Частная наука
Заключение
«ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСЕКОГО
Содержание
Введение
1. Состояние российской науки в переходный период
2. Государственная научно-техническая политика
3. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
3.1.Затраты на науку и получатели бюджета
3.2.Федеральные целевые программы
3.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
3.4. Дополнительные способы финансирования
4. Новые формы финансирования в научной сфере
4.1. Государственные научно-технические программы
4.2. Государственные научно-технические центры
4.3. Конкурсы, гранты, тендеры
4.4. Частная наука
Заключение
Введение
Научно-технический потенциал любой страны - важнейший национальный
ресурс, одна из основ промышленного развития, обновления общественной и
научной жизни. Эффективная организация научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ и использование научных знаний
обеспечивают успех государств и транснациональных корпораций на рынках
высоких технологий, экономический рост в этих странах.
Уровень развития науки во многом определяет эффективность
экономической деятельности, обороноспособность, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных
факторов.
Однако люди принимают как данное все удобства современной
цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной работы и основанными на них технологическими достижениями зачастую превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество, если оно заботится о будущем, должно обеспечивать не только научные направления, которые определяются сиюминутными практическими потребностями.
Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты
государственной научно-технической политики Правительства Российской
Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а
также охарактеризовать новые формы государственного и
негосударственного финансирования научно-технического прогресса.
1. Состояние российской науки в переходный период
В эволюции взаимоотношений государство-наука в СССР, а затем и в
России, большое значение и влияние имели политические установки
государства. Результатом советского периода развития стал уникальный
тип науки, характеризовавшийся широтой фронта исследований, высоким
уровнем милитаризации, монополизма и ведомственности, слабостью связей
с высшим образованием, неспособностью к восприятию рыночных
инновационных механизмов, а также неразвитостью связей с мировым
научным процессом. В отличие от европейской науки, которая существует
самостоятельно и независимо в основном за счет совмещения научной
деятельности с преподавательской, российская наука родилась и выросла
благодаря попечительству государства, на его средства, всецело зависела
от него, им же регулировалась. С таким багажом российская наука
вступила в период реформ.
В переходный период место науки в системе национально-
государственных интересов изменилось в сторону снижения ее престижа и
статуса. Наука была исключена из числа областей, требующих наибольшего
внимания со стороны государства. Причина заключалась в том, что наука
не рассматривалась в качестве инструмента решения тех организационно-
экономических задач, которые находились в центре внимания
правительства: быстрая финансовая стабилизация, предотвращение спада в
базовых отраслях, запуск необратимых реформ. К тому же принципиально
новая ситуация в военно-политической области снизила интерес властных
структур к оборонному комплексу в целом и оборонной науке в частности.
Исключение составляли те области наук или научные организации, которые
представляли собой потенциальную опасность при снижении государственной поддержки: ядерная физика, исследования в области химического и бактериологического оружия и прочие. Остальная часть науки стремительно теряла былой статус.
Экономическая ситуация, на фоне которой происходили изменения в
сфере науки, была весьма
неблагоприятной и
1. Усилилось падение производства в целом и в отдельных его звеньях;
2. Были нарушены
механизмы установления
3. Из-за нарастания
инфляционных процессов
4. Неэффективность системы финансово-бюджетных и кредитно-денежных рычагов, расстройство бюджетной сферы послужили причиной резкого ухудшения финансового положения в науке;
5. Процессы акционирования и приватизации в научной сфере протекали
медленно и неоднозначно. Трудности изменения характера собственности в
науке существенно выше, чем в промышленности;
6. Разрыв хозяйственных
связей вызвал разрушение
Немалую роль здесь сыграл распад СССР, поскольку типичны были случаи,
когда научные исследования осуществлялись в России, опытно-
экспериментальные работы - в Белоруссии, а внедрение - на Украине.
В этих условиях государство продекларировало селективную политику
поддержки науки. Это
направление стало
научной сферы, и с некоторыми корректировками сохраняется и сегодня.
Было признано необходимым задействование широкого спектра мер,
стимулирующих предприятия финансировать научные исследования, а также снижающих налоговое бремя на исследовательские институты. Однако эти косвенные меры стимулирования удалось реализовать далеко не в полной мере из-за кризисного состояния экономики, когда резко упал платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. Это дополнялось не разработанностью эффективных методов контроля, без которых тонкие инструменты регулирования рыночной экономики становятся неэффективными, а также отсутствием надежной информационной и законодательной базы.
Главный недостаток преобразований состоял в том, что они
проводились непоследовательно и медлительно. Правительство
критиковалось не столько за декларацию непопулярной политики, сколько
за отсутствие конкретных шагов по ее реализации. Фактически в жизнь
воплощался вариант нерегулируемого самоспасения науки, ведший к ее
быстрой деградации.
2. Государственная научно-техническая политика
Государственная научно-техническая политика - система целей,
направлений, способов и форм вмешательства государства в создание
технических и нетехнических нововведений и их передачи в различные
сферы.
В условиях рыночной экономики государство может реализовать свои
цели в научно-технической области тремя способами:
- финансировать за счет бюджета те исследования, разработки и
направления, которые
наиболее соответствуют целям
- принимать законы и нормативные акты, непосредственно управлять
структурами, находящимися в государственной собственности, вводить
льготы и стимулы для частных компаний и негосударственных
некоммерческих учреждений;
- формировать общественное мнение относительно науки, ученых и
нововведений.
Описанная выше тревожная ситуация заставила заговорить о
необходимости реформирования науки. В 1990 г. была одобрена "Концепция
совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях
радикальной экономической реформы", в 1992 г. - "Основные положения
концепции развития науки и техники РФ", в 1996 г. - "Доктрина развития
российской науки", в 1998 г. - "Концепция реформирования российской
науки на период 1998-2000 годов".
Согласно Доктрине развития российской науки, поддержанной
Правительственной комиссией по научно-технической политике, ключевым
элементом реформирования системы управления сферой науки становится
совершенствование механизмов финансирования, организации научных
исследований и налоговой политики, а именно:
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского
назначения в размере не менее 3 процентов его расходной части с
ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации
экономики;
- обеспечение устойчивого государственного финансирования
Российской академии наук, Российской академии медицинских наук,
Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской
академии образования, Российской академии архитектуры и
строительных наук, Российской академии художеств,
государственных научных центров и организаций, работающих по
приоритетным направлениям науки и техники, государственных
университетов и других ведущих высших учебных учреждений,
научных библиотек, музеев и информационных центров;
- обеспечение множественности источников финансирования научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет
активной поддержки
целевых государственных
- создание благоприятных условий для инвестирования в науку
средств промышленными предприятиями, банками, международными
организациями и частными лицами;
- развитие конкурсных начал в распределении средств на научные
программы и проекты при открытости принимаемых решений и
привлечении научного сообщества к контролю за использованием
средств;
- поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере
научно-технических
и опытно-конструкторских
- введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и
поддержки научной деятельности;
- создание условий и предоставление необходимых ресурсов для
участия российских ученых в международных проектах [5].
В соответствии с Концепцией реформирования российской науки, в
целях повышения эффективности использования бюджетных средств
необходимо отойти от постатейного финансирования наук. Улучшения
финансовой ситуации в науке можно добиться перераспределением и
концентрацией бюджетных средств на приоритетных направлениях,
селективной поддержкой ведущих отраслевых организаций, привлечением
Информация о работе Финансовое обеспечение научно-техничесекого прогресса в Росссийской Федерации