Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты государственной научно-технической политики Правительства Российской Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а также охарактеризовать новые формы государственного и негосударственного финансирования научно-технического прогресса.
Введение
1. Состояние российской науки в переходный период
2. Государственная научно-техническая политика
3. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
3.1.Затраты на науку и получатели бюджета
3.2.Федеральные целевые программы
3.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
3.4. Дополнительные способы финансирования
4. Новые формы финансирования в научной сфере
4.1. Государственные научно-технические программы
4.2. Государственные научно-технические центры
4.3. Конкурсы, гранты, тендеры
4.4. Частная наука
Заключение
налогов, таможенных сборов, иных платежей, освобождать от платы за
пользование государственным или муниципальным имуществом, а также
предоставлять спонсорам льготы по уплате налогов.
Добровольное преобразование заинтересованных научно-технических
организаций из государственных учреждений в автономные некоммерческие организации положительно повлияло бы на структуру науки. Однако препятствием является формулировка в законе, предусматривающая преобразование в некоммерческую организацию только через ликвидацию.
Поэтому в России до сих пор нет примеров успешно работающих институтов такой формы. С принятием поправки к закону можно ожидать успешного развития и в нашей стране негосударственной науки.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные способы финансирования
научно-технического прогресса в России и возникающие в ходе их
реализации проблемы.
Милитаризация науки, разрыв между фундаментальными и прикладными
исследованиями привели к тому, что затраты огромных интеллектуальных
ресурсов не дают должной отдачи. Финансирование науки, за исключением
военных и самых престижных проектов, осуществляется по остаточному
принципу. Необходимо не только по максимуму использовать все источники
– бюджетные и внебюджетные, федеральные и региональные, частные и
государственные, но и комплексная реформа научно-технической сферы.
Итогом должна стать развитая многоканальная система финансирования
научных исследований. При этом адресатами средств могут быть как
сложившиеся исследовательские центры, так и инициативные творческие
коллективы и ученые.
Российская наука по окончании реформы должна иметь следующие
основные источники финансирования:
1. базовое бюджетное финансирование (только для научных учреждений
государственного сектора);
2. конкурсное (контрактное) бюджетное финансирование (его могут иметь
группы ученых, соответственно научные учреждения, как государственного,
так и коммерческого секторов науки);
3. бюджетное финансирование по федеральным целевым программам - по приоритетным направлениям развития науки (для научных учреждений как государственного, так и коммерческого секторов);
4. грантовое бюджетное финансирование (по линии бюджетных - федеральных -
фондов; его могут иметь группы ученых, работающих в научных учреждениях как государственного, так и коммерческого секторов);
5. грантовое внебюджетное финансирование (финансирование по линии
внебюджетных фондов - для любых научных учреждений);
6. средства, получаемые учреждениями на договорной основе за выполнение заказов (хоздоговорные средства), которые могут иметь учреждения и государственного и коммерческого секторов.
Исходя даже из общих соображений, ясно, что государственные
учреждения федерального уровня, проводящие фундаментальные исследования (и прежде всего учреждения государственных академий), должны получать не менее 50% бюджетного финансирования. Финансирование государственных научных учреждений местного уровня (из местных бюджетов) должны определять местные власти; однако эти объемы не должны быть ниже 25% от реальных потребностей учреждений.
Ясно также , что любые научные учреждения (равно как и работающие в
них группы научных сотрудников) имеют право получать финансирование по международным проектам и грантам, а также из любых других источников, когда это не противоречит закону.
В связи с тем, что в последние годы финансирование по линии
государственных целевых программ по существу оказалось
дискредитированным (как правило, предусмотренные в этих программах
объемы финансирования выполняются всего на 15-30%), то число этих
программ должно быть резко сокращено. Вместо финансирования по
федеральным целевым программам основное значение должно приобрести
конкурсное (контрактное) финансирование.
Список литературы
1. Федеральный
закон «О науке и
государственной научно-
политике» №127 от 23.08.96
2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» №36 от 22.02.99
3. Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и о
государственной инновационной политике» (одобрен Советом Федерации
23.12.99)
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2000 год» №227 от 31.12.99
5. Указ Президента РФ «О доктрине развития российской науки» №884 от
13.06.96
6. Указ Президента РФ «О Государственных Научных Центрах Российской
Федерации» №939 от 22.06.93
7. Постановление Правительства РФ «О Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 г.» №453 от 18.05.98
8. Постановление Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» №651 от 18.06.99
9. Постановление
Правительства РФ «Об
10. Протокол заседания
Правительства Российской
11. Выступление Заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации Булгака В. на расширенном совещании в Правительстве
Российской Федерации по вопросам реформирования научно-технической
сферы (журнал «Поиск», №45 от 1-7 ноября 1997 г.)
12. Выступление Министра науки и технологий Российской Федерации
М.П.Кирпичникова на итоговой коллегии Миннауки России 29.02.2000
13. Справочник "Социально-экономические проблемы России"
© ФИПЭР Изд-во "Норма", Санкт-Петербург, 1999 г.
14. «Вестник РФФИ», №8 (1999 г.)
15. «Последний шанс» Андрей Ваганов ("Независимая газета", 25.08.1999 )
16. «Как спасти науку?» Рецепты ученого Сергей Лопатников (Журнал
«Открытая политика» №39, сентябрь-октябрь 1999 г., сетевая версия)
17. «Сейчас мы создаем технологическую культуру» Андрей Ваганов
(«Независимая газета», 8.02.2000)
18. «Финансирование науки в 2000 году» Владимир Бабкин («Независимая газета», 16.02.2000)
Информация о работе Финансовое обеспечение научно-техничесекого прогресса в Росссийской Федерации