Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты государственной научно-технической политики Правительства Российской Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а также охарактеризовать новые формы государственного и негосударственного финансирования научно-технического прогресса.
Введение
1. Состояние российской науки в переходный период
2. Государственная научно-техническая политика
3. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
3.1.Затраты на науку и получатели бюджета
3.2.Федеральные целевые программы
3.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
3.4. Дополнительные способы финансирования
4. Новые формы финансирования в научной сфере
4.1. Государственные научно-технические программы
4.2. Государственные научно-технические центры
4.3. Конкурсы, гранты, тендеры
4.4. Частная наука
Заключение
- Программа "Реструктуризация и конверсия оборонной
промышленности" - 29,0 млн. рублей (дополнительно за счет
дополнительных доходов 16000 тыс. рублей);
- Программа "Развитие
гражданской авиационной
11,0 млн. рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов
80000 тыс. рублей), кроме того запланировано выделить для ГНЦ
ЛИИ им. Громова г.Жуковского 20,0 млн. рублей и АНТК им. Бериева
г.Таганрога на финансирование разработки самолета Бе-200 4,0
млн. рублей;
- Программа "Развитие
электронной техники в России"
рублей (дополнительно за счет дополнительных доходов 4000 тыс.
рублей);
- Программа "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы) -
38,7 млн. рублей;
- Федеральная космическая программа России - 63,7 млн. рублей
(дополнительно за счет дополнительных доходов 75000 тыс.
рублей).
Федеральная адресная инвестиционная программа на 2000 год
предполагает объем расходов в размере 259 млн. рублей (дополнительно за
счет дополнительных доходов 71800 тыс. рублей) между, примерно, 25
научными объектами, среди которых:
- Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова
- 37,0 млн. рублей;
- РНЦ "Курчатовский институт" - 29,0 млн. рублей;
- Институт физики высоких энергий в г. Протвино - 31,0 млн.
рублей.
Раздел 2 "Перечня федеральных целевых программ" носит название
"Наука" и содержит 4 программы:
Программа 2.1 НТП "Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития науки и техники гражданского назначения" (1996-
2000) с финансированием в 1782100,00 тыс. рублей, с головным заказчиком
Миннауки России;
Программа 2.2 "Федеральная космическая программа России" (на период
до 2000 г) с финансированием в 3429713,00 тыс. рублей. Программой
предусматривается проведение работ по созданию международной
космической станции с расширенными научно-техническими возможностями при участии России, США, Канады, Японии;
Программа 2.3 Президентская программа "Государственная поддержка
интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (1997-2000) с
финансированием в 180755,00 тыс. рублей. Программой предусматривается
реализация 1000 проектов;
Программа 2.4 НТП "Международный термоядерный реактор ИТЭР и НИОКР в его поддержку" (1996-2001) с финансированием в 54971,00 тыс. рублей.
В перечень строек и объектов на 2000 год, по которым осуществляется
государственная поддержка за счет средств федерального бюджета на
безвозвратной основе, включены объекты научной сферы.
3.3. Кредиты иностранных правительств, банков и фирм
По состоянию на 01 декабря 1999 года Правительство Российской
Федерации представило Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации. Для целей настоящей работы наибольший интерес представляют кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм по направлению "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Общая сумма кредита составляет 155,2 млн. долларов США, из которых на 2000 год ожидается использовать 34,7 млн. долларов США. Эта сумма должна быть распределена между Российской академией наук (14,7 млн. долларов США) и Миннауки России - 10,0 млн. долларов США. Предполагается закупка оборудования и приборов.
Учреждениям Минздрава России предполагается в 2000 году выделение
206,1 млн. долларов
США, из которых для НИИ
Указанное финансирование предполагается использовать на закупку
медицинского и научного оборудования и приборов.
3.4. Дополнительные способы финансирования
В федеральный бюджет на 2000 год включены средства нескольких
целевых бюджетных фондов, в расходах которых предусмотрены затраты на
финансирование различных программ. Общая сумма доходов целевых
бюджетных фондов составляет 60585,4 млн. рублей.
Из средств Федерального экологического фонда Российской Федерации
(205 млн. рублей) 100500,0 тыс. рублей запланировано на финансирование
федеральных целевых экологических программ, 20500 тыс. рублей на
финансирование региональных программ и мероприятий по заявкам субъектов Российской Федерации.
Из средств Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой
базы (4980 млн. рублей) запланировано на геологическое изучение недр на
территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской
Федерации и Мирового океана для федеральных нужд 3250 тыс. рублей, на
геологоразведочные работы - 1380,0 тыс. рублей.
Из средств Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства
водных биологических ресурсов (5135,9 млн. рублей) должно быть выделено
Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству на
отраслевую науку 904,7 млн. рублей, на систему мониторинга водных
биологических ресурсов - 180,2 млн. рублей, на финансирование
мероприятий по международным обязательствам Российской Федерации 80,4 млн. рублей.
Из средств Бюджета развития Российской Федерации на 2000 год в
объеме 26884,8 млн. рублей на финансирование высокоэффективных
инвестиционных проектов, включая средства в объеме 10% на инновационные проекты, должно быть направлено 2357,8 млн. рублей, а для реализация программ конверсии оборонного производства - 917,0 млн. рублей.
Кроме того, необходимо отметить, что статья 23 бюджета
устанавливает, что в 2000 году 100% средств, поступающих на
осуществление мероприятий по претензионной работе по восстановлению
прав Российской Федерации на результаты научно-исследовательских,
опытно-конструкторских
и технологических работ
двойного назначения зачисляются в доходы федерального бюджета.
Статья 24 бюджета устанавливает, что средства, поступающие в 2000
году от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на НИОКР военного, специального и двойного назначения, зачисляются в
доходы федерального бюджета, сверх сумм, предусмотренных плановыми
бюджетными доходами, в полном объеме зачисляются в доход федерального бюджета и используются:
в размере 70 % - на финансирование научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ военного, специального и двойного
назначения, в том числе 1500,0 млн. рублей - на государственную
поддержку функционирования орбитальной станции "Мир";
в размере 30% - на содержание органа, осуществляющего правовую
защиту результатов интеллектуальной деятельности военного, специального
и двойного назначения и на осуществление мероприятий, связанных с
обеспечением правовой охраны и иной защиты результатов интеллектуальной деятельности.
4. Новые формы финансирования в научной сфере
В целом сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: бюджетное
финансирование науки в последние годы продолжало постоянно уменьшаться, а внутренние затраты на науку, которые включают как бюджетное финансирование, так и внебюджетные источники, сохранялись неизменными.
Все это свидетельствует об освоении механизмов многоканального
финансирования научно-технической деятельности на уровне
непосредственных исполнителей.
Так, базовое бюджетное финансирование направлено на поддержку,
главным образом, академической и вузовской науки. Основными же
инструментами поддержки отраслевой науки является система
Государственных научно-технических программ и Государственных научных центов.
4.1. Государственные научно-технические программы
В 1992 г. государство объявило о начале селективной поддержки науки
в качестве альтернативы привычному и традиционному отраслевому
распределению денег на исследования и разработки. Подобная селективная
поддержка приобрела
форму Государственных научно-
По замыслу, нужно было предоставить свободу действий лидерам
перспективных научных направлений при повышении их ответственности за результаты проектов. В идеале успех такой формы поддержки, хорошо
зарекомендовавшей себя в стабильных условиях Запада, позволил бы
развернуть в России независимые исследовательские лаборатории,
финансируемые напрямую из бюджета.
В 1993 г. было 38 программ, в 1994 г. - 41, в дальнейшем их число то возрастало, то уменьшалось. Постепенно среди них увеличилась доля
фундаментальных программ, что стало реакцией на сокращение
финансирования: в 1995 г. было получено 162 млрд старых рублей (план -
483 млрд), в 1996 г. - 118 млрд (343 млрд). Сворачивались проекты,
связанные с опытно-конструкторскими работами, разработками и выпуском
опытных партий продукции.
В 1996 г. была заявлена единая федеральная целевая научно-
техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития науки и техники гражданского назначения на 1996-
2000 годы". В нее вошли 8 приоритетных направлений, опиравшихся на 39
подпрограмм. Выполнялись 3735 научно-технических проектов.
Соисполнителями программы стали 1118 организаций или 27,5% всех научно-технических организаций страны, представлявших 61 субъект Федерации.
Среди исполнителей 23% составляют организации РАН, 14,3% - университеты и вузы. Последнее уточнение программы проводилось в 1999 году.
Отметим, что до 1994 года (до принятия Положения о порядке
взаимодействия Минэкономики и Миннауки в процессе формирования
федеральных программ в части исследований и разработок) ГНТП и
федеральные целевые программы формировались независимо и часто
дублировали друг друга. Однако, несмотря на проблемы с финансированием
число ГНТП практически осталось прежним, так как преимущественный
приоритет остается за федеральными программами, а ГНТП, как правило, не
отвечают критериям, установленным для придания программе статуса
федеральной.
Более того, успех программно-целевой поддержки науки был лишь
частичным. Не удалось решить главную задачу - обеспечить научному
руководителю программы (подпрограммы) возможность планировать работу как своей лаборатории, так и соисполнителей на один-два года вперед.
Одна причина - в нестабильности финансирования. Если научный сотрудник
лишь треть года финансируется по собственной программе, то остальное
время он вынужден искать другие источники, в том числе работать для
ведомства, от опеки которого планировалось его освободить. Другая
причина - в опережающем росте цен на энергоносители и коммунальные
услуги.
Кроме того, с января 1998 г. бюджетные суммы перечисляются по
отдельным статьям (зарплата, налоги и т.д.). Это еще больше сужает поле
Информация о работе Финансовое обеспечение научно-техничесекого прогресса в Росссийской Федерации