Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты государственной научно-технической политики Правительства Российской Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а также охарактеризовать новые формы государственного и негосударственного финансирования научно-технического прогресса.
Введение
1. Состояние российской науки в переходный период
2. Государственная научно-техническая политика
3. Вопросы бюджетного финансирования научно-технического прогресса
3.1.Затраты на науку и получатели бюджета
3.2.Федеральные целевые программы
3.3. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
3.4. Дополнительные способы финансирования
4. Новые формы финансирования в научной сфере
4.1. Государственные научно-технические программы
4.2. Государственные научно-технические центры
4.3. Конкурсы, гранты, тендеры
4.4. Частная наука
Заключение
для маневра в руководстве исследованиями и их планировании. Поскольку
каждую из подпрограмм возглавляет ученый крупного академического ранга,
федеральная программа по сути выродилась в дополнительное и
малоэффективное финансирование все тех же "вывесок" - российских
академий.
Селективная поддержка науки и технологий в форме долгосрочных
целевых программ требует создания отлаженного экономического механизма, которого пока нет. Доверие к таким программам со стороны научного сообщества невелико и потому, что слаба их связь с международными программами, а характер недостаточно конкурсный.
4.2. Государственные научные центры
1993 год был отмечен появлением Государственных научных центров
(ГНЦ), провозглашенных одним из приоритетных направлений
государственной поддержки. В соответствии с Указом Президента РФ "О
государственных научных центрах Российской Федерации" от 22 июня 1993
г. № 939 статус такого центра может присваиваться предприятиям,
учреждениям и организациям науки, а также вузам, имеющим уникальное
опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры,
результаты научных исследований которых получили международное
признание.
Идея состояла в том, что наиболее приоритетные направления
исследований и наиболее сильные научные коллективы - так называемое
ядро науки - в лице отдельных институтов - должны получить
дополнительное финансирование.
Способ организации работ в форме научных центров хорошо известен в
западной практике. Деятельность таких организационных форм наиболее
оправдана и эффективна в сфере сочетания фундаментальных исследований с
прикладными. Отчасти эта идея уже была использована в отечественной
практике, когда в конце 80-х годов создавались МНТК (межотраслевые
научно-технические комплексы). Высокий уровень концентрации ресурсов,
присущий этой организационной форме, имеет и ряд недостатков, которые
всегда были типичны для подобных организационных форм: инерционность, бюрократическая процедура выделения ресурсов, усложненная отчетность, монополизм. В 90% случаев национальные лаборатории за рубежом получают финансирование с запозданием, мелкими партиями и в неопределенные сроки. Совмещение всех этих особенностей научных Центров с существовавшей экономической ситуацией ставило под сомнение продуктивность идеи ГНЦ.
Практика подтвердила это предположение. Планировалось, что
институты, получающие статус ГНЦ, будут иметь дополнительно 30-40%
финансирования. В 1993 году сразу 33 института получили статус ГНЦ, а
концу 1994 года их было уже 57. В 1995 г. статус ГНЦ присвоен 61
научной организации из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга,
Новосибирска и др. регионов России. В декабре 1999 г. Правительственная
комиссия по научно-инновационной политике одобрила проект постановления Правительства РФ о подтверждении 57 ГНЦ статуса государственного научного центра Российской федерации.
Происходит размывание средств, и развитие ГНЦ фактически идет по
тому же пути, что и ГНТП: снижение финансирования при растущем числе
структур, требующих поддержки. В результате, в условиях сокращения
бюджетного финансирования науки ГНЦ оказались в том же положении, что и остальные институты.
Одна из самых болезненных проблем, с которой столкнулись ГНЦ,
состоит в том, что большая часть из них является весьма энерго- и
теплоемкой, обладает огромными помещениями, которыми они не имеют право распорядиться и не могут поддерживать. Решения в части обеспечения ГНЦ или предоставления им льготных условий потребления электроэнергии наталкиваются на решительное сопротивление региональных энергетических комиссий, Госкомимущества, а в некоторых регионах и местной администрации. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда организации, получившие статус Государственных центров, становились банкротами и подлежали санации в соответствии с общими правилами Госкомимущества, нескоординированными с учетом специфики научной деятельности.
Отметим, что помимо ГНЦ развивается и сеть инновационно-
технологических центров (ИТЦ), положительно зарекомендовавшей себя в
мировой практике формы организации малого наукоемкого бизнеса. Они
создаются пр иобъединении вкладов федерального бюджета, средств
регионов и частных инвестиций. В 1999 г. состоялось открытие трех таких
центров – в МЭИ, в МГУ, в КНИАТ (г.Казань). Сегодня в России 37 ИТЦ,
при чем 18 из них сформированы преимущественно за счет средств
регионов.
4.3. Конкурсы, гранты, тендеры
Помимо ГНЦ и ГНТП - специфических форм государственной адресной
поддержки – возникли и новые формы конкурсного финансирования
исследований и разработок. Они осуществлялись через Российский фонд
фундаментальных исследований, Российский фонд технологического
развития, внебюджетные отраслевые фонды, а также альтернативные
источники финансирования в форме различных программ зарубежных
организаций и фондов.
В 1992 г. для конкурсного финансирования работ в области
фундаментальной науки был учрежден вневедомственный Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Правительство и Российская Академия наук опирались на опыт зарубежных стран, где различные государственные и частные фонды успешно работают на протяжении десятилетий. Основной моделью послужил Национальный научный фонд (ННФ) США, действующий с 1950 г.
Российский фонд фундаментальных исследований - самоуправляемая
государственная организация, целью которой является поддержка научно-
исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки,
содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных
контактов, в том числе поддержка международного научного сотрудничества
в области фундаментальных исследований. Средства Фонда формируются за счет государственных ассигнований, составляющих 6% от средств,
выделяемых на науку в бюджете Российской Федерации. Все виды грантов
присуждаются Фондом на конкурсной основе, независимо от ученого звания,
ученой степени, места работы, должности и возраста ученого.
Фонд ежегодно организует следующие конкурсы:
- Инициативных научных проектов, т.е. проектов научных
исследований по
фундаментальным проблемам
информатики, физики, астрономии, химии, биологии, медицинской
науки, наук о Земле и наук о человеке и обществе. Таким образом,
спектр исследований, поддерживаемых РФФИ, охватывает все направления фундаментальной науки - от абстрактных
математических задач и вихревых движений до стрессовых состояний
человека и компьютерной
расшифровки древнерусских
- Издательских проектов.
- Проектов создания и развития информационных, вычислительных и
телекоммуникационных ресурсов для проведения фундаментальных
исследований.
- Организации и проведения всероссийских и международных научных
мероприятий на территории России.
- Участия российских
ученых в международных
за рубежом.
- Проектов организации экспедиционных работ.
РФФИ финансирует научную деятельность по принципиально новой форме.
Тематика научной работы заранее не задается. Средства РФФИ образуются
за счет фиксированного процента отчислений от общей суммы
государственных расходов на науку, указанной в бюджете (первоначально
3%, с 1994 г. - 4%).
В федеральном бюджете на 2000 г. предусмотрены отчисления в размере
6% от общих расходов на науку. В соответствии с принятым бюджетом РФФИ должен получить в 2000 году 955,6 млн. рублей. При этом выделение средств на различные виды конкурсов приведено в Таблице 2, а финансовые квоты научных направлений и основные итоги конкурса инициативных научных проектов 2000 года - в Таблице 3 [14].
Таблица 2
|Виды конкурсов
|
|Инициативные научные проекты и прочие конкурсы |785 600 |
|РФФИ
|Информационно-вычислительные и |47 000 |
|телекоммуникационные ресурсы | |
|Программное обеспечение суперЭВМ и |15 000 |
|суперкомпьютерных центров | |
|Поддержка научных библиотек |70 000 |
|Экстренные конкурсы и программы |10 000 |
Таблица 3
|Научная область
|Квота, тыс. руб.|
| |(на все виды |проекты | | |
| |конкурсов) | | | |
| | |Число заявок|Число |Число |
| | |на конкурс |новых |продолж. |
| | |2000 г. |грантов |грантов |
| | | |2000 г. | |
|Математика, |98200 |929 |379 |1001 |
|механика, | | | | |
|информатика | | | | |
|Физика и |204200 |2031 |639 |1070 |
|астрономия | | | | |
|Химия |129600 |1219 |368 |781 |
|Биология и |170500 |1613 |594 |1217 |
|медицинская наука|
Помимо РФФИ существует еще несколько отечественных фондов. Во-
первых, в конце 1994 года от РФФИ отделился Российский Гуманитарный
Научный Фонд (РГНФ), бюджет которого составил 0.5% государственных
расходов на науку. Во-вторых, был сформирован Фонд содействия развитию
малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Его средства
были также сформированы за счет отчисления 0.5% от общей суммы расходов на науку, указанной в федеральном бюджете (в бюджете на 2000 г. предусмотрено выделение средств указанным фондам по 1% расходов на науку).
Специфика Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства
в научно-технической сфере состоит в использовании им таких форм
поддержки проектов, как долевое финансирование, консультирование и
информационные услуги по патентованию, лицензированию и другим видам правовой защиты интеллектуальной собственности, маркетинг, выдача гарантий для получения кредитов в коммерческих банках и т.д. Базовым правилом является возвратное финансирование с индексацией величины кредита до 1/2 процентной ставки Центрального банка на момент заключения договора. Считается, что проекты для финансирования на возвратной основе, которые проводят фонды поддержки инновационной деятельности, отбираются более эффективно. Поскольку речь идет о возврате крупных сумм, эксперты работают с заявителем напрямую, тщательно изучая бизнес-план и другие документы. В результате 70% средств возвращается в эти фонды, что является хорошим показателем.
Информация о работе Финансовое обеспечение научно-техничесекого прогресса в Росссийской Федерации