Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:41, дипломная работа
В современных условиях перехода к рыночной экономике важной задачей для предприятий и организаций является закрепление и расширение своих позиций на рынке товаров и услуг. Ее разрешение невозможно без должного финансового обеспечения хозяйственной деятельности, основу которого составляют финансовые ресурсы.
Рациональная организация финансовых ресурсов предприятий достигается при рациональном выборе их источников, оптимальном сочетании собственных и заемных средств.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Экономическая сущность и порядок формирования финансовых ресурсов…………………………………………………………………………… 6
1.1. Финансовые ресурсы сущность и значение………………………………....6
1.2. Источники финансовых ресурсов и их классификация…………………13
1.3. Особенности мобилизации и использования
финансовых ресурсов…………………………………………………………… 25
Глава 2. Современное состояние формирования и использования финансовых ресурсов в ОсОО «Туюк – Жар»……………………………… 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ОсОО «Туюк – Жар»…………………………………………………………….. 31
2.2. Анализ и управление финансами предприятия…………………………… 35
2.3. Особенности использования финансовых ресурсов ОсОО «Туюк - Жар» в виде капиталов и кредиторской задолженности……………………………… 49
2.4. Анализ использования финансовых ресурсов ОсОО «Туюк - Жар» в виде прибыли предприятия…………………………………………………………… 62
Глава 3. Пути повышения формирования и использования финансовых ресурсов предприятия…………………………………………………………. 68
3.1. Пути повышения эффективного использования
прибыли предприятия…………………………………………………………… 68
3.2. Лизинг как эффективное средство повышения финансовой устойчивости предприятия……………………………………………………………………… 72
3.3. Бюджетирование как механизм рациональной организации финансовых есурсов…………………………………………………………………………... 78
Заключение…………………………………………………………………….... 86
Список использованной литературы………………………………………. 91
Следует отметить, что на первоначальном этапе введение на предприятии полного пакета бюджетов нецелесообразно. Но тогда может возникнуть вопрос, по каким видам деятельности или структурным единицам должны создаваться бюджеты. Здесь может пригодиться зарубежный опыт планирования и анализа.
Мы имеем в виду метод планирования по центрам ответственности, который предполагает разработку матрицы затрат или, соответственно, матрицы прибылей.
Матрица затрат позволяет определить размер затрат структурных подразделений и виды ресурсов, используемых ими. Столбцы данной матрицы показывают элементы затрат структурных подразделений предприятия, перечисленных построчно. Таким образом, при суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы можно определить плановую (или фактическую) величину затрат данного подразделения, что важно при принятии управленческих решений. При суммировании затрат в ячейках по столбцам матрицы можно определить величину каждого вида затрат, что необходимо для контроля затрат, установления цены и оценки рентабельности.
Матрица прибылей строится аналогичным образом, но речь идет уже о вкладе каждого анализируемого структурного подразделения в общую величину прибыли предприятия.
Подобное планирование и контроль за затратами и прибылью выделенных центров ответственности способствует повышению их рентабельности и позволяют выделить центры доходов (прибыли) и расходов предприятия. Под центром дохода хозяйствующего субъекта понимается подразделение, приносящее ему наибольшую прибыль, а центр расходов – это наименее рентабельное подразделение. Напомним, что «в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли, ….остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли».
Таким образом, вполне логично составлять бюджеты и контролировать, прежде всего, центры затрат (где наиболее возможно необоснованное завышение расходов) и центры доходов (с целью максимизации получаемой прибыли).
Подразделения, вызывающие у руководства сомнение по поводу обоснованности своего существования и практики хозяйствования могут доказать свою рентабельность, подготовив план затрат для минимального уровня производства, а затем и прибыли от дополнительного его прироста, за которую они отвечают. В этом случае руководство получает информацию о целесообразности финансирования деятельности структурного подразделения или проекта и рассматривает возможность перевода ресурсов в более рентабельный вид деятельности. Данный метод планирования и обоснования затрат известен как финансовый план на нулевой основе.
Отметим, что создаваемый бюджет не всегда может быть бездефицитным, и центр затрат тому подтверждение. Важна контролируемость формирования и использования выделяемых ресурсов, а профицит может быть достигнут на последующих этапах реализуемого проекта. Таким образом, другим критерием выделяемых бюджетов является важность контроля по приоритетным направлениям финансирования затрат и хода реализации запланированных мероприятий. Например, может быть создан инвестиционный бюджет, предназначенный для реализации одноименной функции финансовых ресурсов. Он может также носить балансирующий характер, т.е. с возникновением временных финансовых затруднений ресурсы могут быть направлены на устранение диспропорций между имеющимися возможностями и потребностями. Напротив, в случае же получения сверх запланированных доходов часть ресурсов может быть направлена в инвестиционный бюджет. Данный бюджет может также помогать финансовым менеджерам в деле управления ликвидностью предприятия, ведь структура финансовых вложений будет во многом предопределять и этот аспект функционирования системы ресурсов.
Постановка бюджетов на предприятии есть не одномоментный акт, а процесс постепенный, ибо взаимоувязать все бюджеты (особенно в организации со сложной структурой) между собой и с соответствующим программным обеспечением достаточно трудно. «Практика показывает, что в отдельных компаниях вначале после введения схемы бюджетного планирования отклонения важнейших параметров деятельности достигают 40-50%…». Поэтому, задачей введения бюджетирования и согласования всех компонентов внутрифирменной бюджетной системы, методологическим и программным обеспечением должен заниматься специалист или даже (в случаях с крупными компаниями) отдел. Кстати, функционирование такой специализированной управленческой единицы или органа есть характеристика достижения определенного уровня корпоративной культуры организации.
Хотя бюджетное планирование и корректировка ведутся постоянно в течение всего года, можно выделить три условных этапа бюджетной работы:
Особое внимание в процессе бюджетной работы уделяется формативу (т.е. перечню статей) бюджетов, прогнозной оценке развития ситуации и программной обеспеченности (предполагается, что данные из бухгалтерских программ или о совершенных товарных и финансово-кредитных операциях автоматически попадают в программу «поддерживающую» бюджет).
Заключение
В связи с
переходом к рыночным отношениям
большинство предприятий и орга
Для осуществления уставных видов деятельности предприятия и организации должны располагать необходимыми факторами, обеспечивающими их успешное развитие – внеоборотными и оборотными активами. Формируются они за счёт собственных и привлечённых финансовых ресурсов.
Ежегодно предприятия должны производить обновления основных фондов, покрывать расходы на социальные нужды коллектива, производить финансирование культурно – бытовых объектов. Эти расходы покрываются за счет собственных источников, тем самым обеспечивается их самофинансирование. При недостатке собственных источников в оборот предприятия привлекаются ссуды банков, которые в дальнейшем погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Самофинансирование тесно связано с полной финансовой самостоятельностью и ответственностью предприятий. Им предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими собственными финансовыми ресурсами, изыскивать и пускать в оборот привлеченные и заемные средства. Государство уже не может перераспределять финансовые ресурсы предприятий и организаций.
Доходы, получаемые предприятием, служат источником формирования фондов финансовых ресурсов и денежных средств предприятий. На предприятии за счет доходов формируются : прибыль, амортизационный фонд, фонд заработной платы, резервный фонда и другие финансовые ресурсы, обеспечивающие в комплексе производственные и непроизводственные потребности.
Основным источником формирования финансовых ресурсов на предприятиях выступает стоимость реализованной продукции, работ, услуг, различной части которой в процессе распределения выручки принимает форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы предприятия формируются за счёт собственных и приравненных к собственным средствам, мобилизации ресурсов на финансовом рынке, поступлений денежных средств в порядке перераспределения от финансово-банковской системы.
К собственным и приравненным средствам относятся все виды прибыли предприятия, амортизация, устойчивые пассивы, мобилизованные внутренние ресурсы. Средства, мобилизуемые на финансовом рынке,- это продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, кредитные инвестиции. К денежным средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся: страховые возмещения, паевые взносы, поступления от отраслевых структур, бюджетные субсидии, дивиденды и проценты.
Немалая часть потребности в финансовых ресурсах удовлетворяется за счёт заёмных источников. К ним относятся: долгосрочные и краткосрочные займы, кредитное и акционерное финансирование, финансирование посредствам лизинга, продажи долговых обязательств (факторинга) и продажи краткосрочных ценных бумаг предприятий.
Наиболее распространённым видом заёмного финансирования является кредитное финансирование. Оно включает в себя любые обязательства предприятия платить фиксированные суммы или проценты за получение средств на определённый период. К кредитному финансированию относятся ссуды банков и других финансово-кредитных учреждений, коммерческий (торговый) кредит и финансирование посредствам облигаций.
Выбирая источники внешнего финансирования, необходимо сравнивать размеры издержек при получении финансовых ресурсов из альтернативных источников. Главным здесь является уровень процентной ставки и сроки выплаты по долговым обязательствам, а также и другие возможные условия, определяемые с потенциальными инвесторами и кредиторами. Критериями выбора источников заёмного финансирования могут выступать вероятные ограничения поступления денег, риск перехода контроля за предприятием к внешним источникам финансирования, а также другие причины, которые могут повлиять на изменение поведения инвесторов и кредиторов.
Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия.
Прибыль – это экономическая категория, комплексно отражающая хозяйственную деятельность предприятия. Она характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия, а также основным источником формирования бюджетов разных уровней. Отсюда вытекает значимость анализа формирования, распределения и использования прибыли организации.
Амортизационный фонд – это денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Амортизационный фонд имеет двойственную экономическую природу, т.е. одновременно обслуживает процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двойственность амортизационного фонда, создаваемого путем периодических амортизационных отчислений по установленным нормам амортизации, обусловлена особенностями амортизации как экономической категории. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов. Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт и ее использования для замены в натуре.
При создании ОсОО «Туюк - Жар» был сформирован в первую очередь уставный капитал. Но в основном финансовые ресурсы предприятия были сформированы в основном за счет заемных средств, а именно за счет прочих кредитов и банковского кредита.
Собственный капитал компании находится на уровне в среднем за анализируемый период на уровне -50% от общей суммы его пассивов, что говорит о высоком уровне рискованности компании стать банкротом.
Уставный капитал — это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.
Уставный капитал ОсОО «Туюк - Жар» был сформирован в 2007 году к моменту ее создания. С того времени не было дополнительных вкладов в уставный капитал и сегодня он составляет 1000 сом.
Кредиторская
задолженность - задолженность организации
другим организациям, индивидуальным
предпринимателям, физическим лицам, в
том числе собственным работник
Другими словами кредиторская задолженность представляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц.
Наибольший удельный вес в общей сумме кредиторской задолженности занимают банковские кредиты 88.12%, 86.73%, 89.25%, 93.13% соответственно 2007, 2008, 2009 и 2010 гг. Кредиторская задолженность по начисленным обязательствам в 2010 г. снизилась по сравнению с 2009 г. 1,99 % от общей суммы кредиторской задолженности, задолженность перед персоналом снизилась на 0,52%. Задолженность перед государственным социальным фондом в 2010 г. составила 4,05% от общей суммы кредиторской задолженности. Налоги к оплате за анализируемый период с каждым годом увеличивалась от общей суммы кредиторской задолженности, если в 2008 г. он равнялся 0,46%, то в 2010 г. задолженность по налогам увеличилась и составила 2,55%.
Общая сумма
кредиторской задолженности в 2010 году
по сравнению с 2007 годом увеличилась
на 109,84%. Это связано в первую очередь
с увеличением такого показателя,
как банковские кредиты почти
на 116%, что свидетельствует о
Также в 2010 году по сравнению с 2007 годом наблюдается увеличение задолженности перед социальным фондом, что говорит о не своевременных расчетах с ним.
В целом можно
сделать вывод, что ОсОО «Туюк - Жар»
активно пользуется кредиторской задолженностью.
Что может негативно сказаться
на его финансовой устойчивости. Предприятию
рекомендуется снизить
Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия и пути повышения их использования