Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:48, курсовая работа
Цель данной работы: оценить эффективность финансового контроля на ОАО «Витебскдрев» и определить пути его повышения.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1. изучить теоретические аспекты финансового контроля;
2. охарактеризовать организацию финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»;
3. дать оценку эффективности финансового контроля на ОАО «Витебскдрев».
4. предложить рекомендации по повышению эффективности финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие финансового контроля…………………………………………..5
1.2 Виды и органы финансового контроля…………………………………7
1.3 Формы и методы финансового контроля……………………………….10
1.4 Оценка эффективности финансового контроля……………………..14
2 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА ОАО «ВИТЕБСКДРЕВ»…………19
2.1 Характеристика организации финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»…………………………………………………………………….19
2.2 Оценка эффективности финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»……………………………………………………………………23
2.3 Анализ системы внутреннего контроля на ОАО «Витебскдрев»…32
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..45
1
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ВИДЫ,
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
1.1
Понятие финансового контроля
Контроль – это функция, которая присуща всякому управлению.
Контроль
дает информацию о происходящих процессах,
позволяет с точки зрения законности,
экономической целесообразности судить
о правомерности принятых экономических
решений, а также о качестве самого
решения, об эффективности тех
По целевой направленности выделяют следующие виды контроля: административный, производственный, финансовый, ценовой, экологический и др.
Финансовый контроль как самостоятельный вид контроля имеет свое содержание, сферу применения, специфические формы, методы, способы осуществления [1, с.379-380].
Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля. В сфере финансового контроля находятся финансы, понимаемые как определенные общественные отношения и денежные доходы. И в то же время, поскольку в финансах находят отражение процессы, происходящие в экономике, финансы субъективизируют их, позволяя отслеживать положительные и негативные тенденции в экономики.
Финансовый контроль по своей сути является совокупностью действий и операций по проверки правильности соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений с целью изучения положительных и отрицательных сторон, выявления и устранения имеющихся недостатков, наказания виновных, возмещения ущерба, предупреждения аналогичных нарушений в будущем.
Объектом финансового контроля, в широком смысле слова, являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и фондов денежных средств [1, с.380].
Осуществляют
финансовый контроль субъекты контроля
- специальные государственные
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых случаях и без них, например бартерные сделки. При этом финансовый контроль выступает как контроль рублем и не имеет временных границ, т.е. осуществляется постоянно [1, с. 380].
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи [3]:
-
содействие сбалансированности
между потребностью в
-
обеспечение своевременности и
полноты выполнения финансовых
обязательств перед
-
выявление
-
содействие рациональному
-
обеспечение соблюдения
-
содействие высокой отдаче
Финансовый контроль выполняет следующие функции [3]:
В обществе с рыночными методами хозяйствования роль финансового контроля возрастает, что обусловлено следующим [4, с.32]:
1.2
Виды и органы финансового контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, и независимый (аудиторский) финансовый контроль (рисунок 1).
Рисунок
1. Направления финансового контроля
Источник:
собственная разработка.
Классификация органов государственного контроля:
Национальная
система финансово-контрольных
1. Комитет государственного контроля (КГК);
2. Департамент финансовых расследований КГК (ДФР);
3. Департамент финансового мониторинга КГК (ДФМ);
4. Национальный банк (НБ);
5. Совет Министров (СМ);
6. Министерство финансов (МФ);
7. Главное контрольно-ревизионное управление МФ (ГКРУ);
8. Главное государственное казначейство МФ;
9. Департамент страхового надзора МФ;
10. Министерство по налогам и сборам (МНС);
11. Государственный таможенный комитет (ГТК);
12. Комитет по ценным бумагам при СМ;
13. Национальное собрание;
14. Президент;
15. Местные органы власти и управления.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности или ведомственной подчиненности. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективного использования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества.
Ведомственный
финансовый контроль подразделяется на
внутриведомственный и
Внутриведомственный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый внутри одного министерства, ведомства, где создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы, контрольно-ревизионные управления. Ревизионные комиссии.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб, бухгалтерией и т.д. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности [2, с. 51].
К необходимости создания независимого финансового контроля – аудита, привело создание акционерных обществ и развитие рыночных отношений.
Аудиторский финансовый контроль предназначен для удовлетворения потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки, с целью оценки его финансового положения. Аудит представляет собой независимую от внешнего влияния проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности и относящейся к ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.
Аудиторская деятельность (аудит) – это независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РБ [7].
Различают внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит осуществляется на основе договора со сторонними аудиторами или аудиторскими фирмами с целью подтверждения правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности. Аудит может быть инициативным (добровольным) и обязательным.
Инициативный (добровольный) аудит проводится по инициативе самого субъекта хозяйствования. Инициативный аудит – это услуга, адресованная собственникам предприятия, по экспертизе состояния бухгалтерского учета, экспертизе состояния налогового учета и оценке эффективности управления предприятием. Содержание и характер аудиторской проверки зависит только от желания клиента.
Обязательный аудит - ежегодная предусмотренная действующим законодательством обязательная аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организации или индивидуального предпринимателя с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности [7].
Обязательной аудиторской проверке подлежат [7]: