Финансовый контроль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: оценить эффективность финансового контроля на ОАО «Витебскдрев» и определить пути его повышения.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1. изучить теоретические аспекты финансового контроля;
2. охарактеризовать организацию финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»;
3. дать оценку эффективности финансового контроля на ОАО «Витебскдрев».
4. предложить рекомендации по повышению эффективности финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие финансового контроля…………………………………………..5
1.2 Виды и органы финансового контроля…………………………………7
1.3 Формы и методы финансового контроля……………………………….10
1.4 Оценка эффективности финансового контроля……………………..14
2 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА ОАО «ВИТЕБСКДРЕВ»…………19
2.1 Характеристика организации финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»…………………………………………………………………….19
2.2 Оценка эффективности финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»……………………………………………………………………23
2.3 Анализ системы внутреннего контроля на ОАО «Витебскдрев»…32
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..45

Работа состоит из  7 файлов

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ.docx

— 44.84 Кб (Скачать документ)

     Внутренний  аудит проводится внутри предприятия по инициативе руководства и от его имени. Внутренний аудит направлен на полное использование внутренних резервов повышения эффективности производства, совершенствования организации и управления производством. Он обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и их рациональным использованием; эффективностью использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда; формированием себестоимости продукции и повышением прибыльности предприятий.

     Различают финансовый, управленческий и производственный аудит.

     Финансовый  аудит – аудит финансовой отчетности, целью которого является проверка соответствия (несоответствия) финансовой отчетности действующим стандартам (правилам).

     Управленческий  аудит – аудит деятельности управленческого характера, а производственный – деятельности производственного характера.

     Выделяют  банковский, страховой, инвестиционный и общий аудит.

     Цель  у них – проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     Существует  общественный финансовый контроль, осуществляемый профсоюзными органами, ревизионными комиссиями, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся  также письма и сигналы граждан  в правоохранительные, контрольные  органы, редакции газет, в которых  сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере [2, с. 52]. 
 

     1.3. Формы и методы финансового  контроля 

     Под формой финансового контроля понимают конкретную организацию контрольных  действий. В зависимости от времени  проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных  операций выделяют три основный формы  финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Он осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов формирования и использования финансовых ресурсов. Цель этой формы контроля заключается в том, что она позволяет предупредить нарушения законов, неправильное, нецелесообразное расходование средств, устранить излишества,   выявить   резервы.

     Текущий контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджетов и финансовых планов. Используя данные бухгалтерского учета, текущий контроль позволяет предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного или последующего контроля могут остаться невскрытыми[8, с.104].

     Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных и финансовых операций. В ходе его проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и эффективность их использования при выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйственного субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения [8, с.104].

     Финансовый  контроль осуществляется с помощью  определенных способов и приемов, которые  принято обозначать понятием «методы». К ним относятся: обследование, анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов финансовых планов, проверки и ревизии.

     Обследование – знакомство с состоянием контролируемого объекта на месте по определенному вопросу, входящему в компетенцию органа финансового контроля с целью определения необходимости проведения детальной проверки.

     Анализ – это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Анализу подвергается периодическая или годовая отчетность субъекта хозяйствования. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовыми описанием. Анализ позволяет выявить неиспользуемые резервы роста эффективности производства [8, с. 106].

     Проверки  и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличают друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.

     Проверка – это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта, в процессе проверки определяется законность и эффективность использования финансовых ресурсов.

     Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, нормативно-аналитические  проверки.

     Формальная  проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверки выясняется, соблюдена ли установленная форма документа; написан ли он на бланке установленной формы, имеются ли на нем необходимые подписи, штампы, и прилагаемые к нему другие документы.

     Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В этом случае проводится инвентаризация, на основе которой считается действительное наличие материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут проводится контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

     Встречная проверка проводится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах контрольного объекта и документов его партнеров.

     Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.

     Нормативно-аналитическая  проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами.

     В зависимости от места  проведения проверки делятся на камеральные  и выездные.

     Камеральная проверка – это проверкам органам финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.

     Выездные  проверки по видам могут быть комплексные, целевые (тематические), рейдовые и  встречные.

     Комплексная проверка – это проверка субъекта хозяйствования за определенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной деятельности.

     Целевые (тематические) проверки проводятся по определенному направлению или виду финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования, по определенному кругу вопросов или по одной теме в результате ознакомления с отдельными сторонами финансовой и хозяйственной деятельности.

     Выездная  проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта. Она может  быть плановой и внеплановой.

     Плановая  выездная проверка проводится на основании графика проверок, утверждаемого руководителями органа финансового контроля.

     Внеплановая выездная налоговая  проверка одного того же субъекта предпринимательской деятельности проводиться только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республики Беларусь, правоохранительных, судебных и налоговых органов.

     Рейдовая  проверка проводится органами финансового контроля в местах деятельности налогоплательщиков и физических лиц, связанная с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг), хранением и перемещением товарно-материальных ценностей, в других местах, связанных с извлечением доходов.

     Встречная выездная проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, если у проверяющих возникли сомнения в достоверности отражения этих операций в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования или физического лица, в отношении которого проводятся плановые либо внеплановые проверки.

     Камеральные, встречные, рейдовые и целевые проверки являются внеплановыми и проводятся вне зависимости от даты проведения предыдущей проверки.

     По  полноте охвата материала  различают сплошные проверки и частичные (выборочные).

     При проведение сплошных проверок проверяются все документы организации, а при частичных (выборочных) проверках - только часть документов. Сплошные проверки проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет. Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива документов организации.

     Практика  показывает, что самым действенным  методом финансового контроля является ревизия, при которой проводится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки законности, правильности и целесообразности [4, с. 34 - 36; 5, с. 75 - 76].

     Основные  показатели, анализируемые при финансовом контроле на предприятии являются:

    • уровень прибыли;
    • издержки производства и их соотношение с продажами;
    • эффективность капиталовложений;
    • обеспеченности собственными средствами;
    • финансового состояния и др.

     Таким образом, значение финансового контроля выражается в том, что при его  проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства, т.е. он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. 
 

     1.4. Оценка эффективности финансового  контроля 

     Эффективность финансового контроля – сложное понятие. Она характеризуется определенными критериями, выявлением и оценкой ряда показателей, на уровень которых влияют различные социальные, экономические и иные факторы.

     Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: народнохозяйственная эффективность и эффективность  работы органа финансового контроля.

     Народнохозяйственная  эффективность - сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

  • социальный эффект;
  • организационный эффект;
  • экономический эффект.

     Социальный  эффект финансового контроля проявляется  в том, что по его результатам  применяются  меры  к  лицам,  допустившим   нарушения  финансового  законодательства, включая увольнение и привлечение к уголовной  ответственности.

     Экономический эффект проявляется, во-первых, в том, что обеспечивается возврат средств, использованному по целевому назначению, и штрафных санкций за это в  республиканский бюджет. Эти средства составляют значительные суммы.

     Во-вторых, экономический эффект получается в  результате улучшения деятельности органов исполнительной власти в  части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости  продукции и т.д.

     Экономическая эффективность финансового контроля может быть определена по следующей  формуле: 

     Ээф=(Эс0э)/3                     (1.1) 

     где Ээф - экономическая эффективность;

     Эс - денежное выражение социального эффекта;

     Э0 - денежное выражение организационного эффекта;

     Ээ - денежное выражение экономического эффекта;

     3 - затраты на содержание органа  финансового контроля.

     Не  все показатели в формуле (1.1) и не всегда можно оценить количественно и в денежной форме. Поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный эффект экономической эффективности: 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.docx

— 28.05 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 16.48 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 17.62 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

содержание.docx

— 15.46 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.docx

— 17.08 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Финансовый контроль в организации