Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:34, курсовая работа
Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить знания, полученные при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент», получить определенные практические навыки и создать задел для будущей дипломной работы.
Введение 3
1. Формирование финансовых отчетов 4
1.1. Отчет о прибылях и убытках 4
1.2. Баланс 5
1.3. Отчет об источниках и использовании фондов 7
2. Анализ финансовых документов 9
2.1. Вертикальный анализ 9
2.2. Горизонтальный анализ 11
2.3. Коэффициентный анализ 13
2.4. Оценка вероятности наступления банкротства 16
3. Расчет и анализ рычагов и рисков 18
4. Моделирование показателей роста предприятия 22
Заключение 25
Библиографический список 28
Приложение 29
Зная коэффициент
На сколько фактический объем продаж превысил свое пороговое значение, говорит показатель запаса финансовой прочности:
Запас финансовой прочности
= Продажи – Точка
Запас финансовой прочности принято выражать в процентах относительно объемов продаж.
Расчеты представим в виде табл. 11.
Таблица 11
Расчет контрибуционной маржи,
точки безубыточности
и запаса финансовой прочности, долл.
Показатели |
1-й год |
2-й год |
1. Продажи |
153000,00 |
215600,00 |
2. Переменные затраты |
93737,70 |
131710,10 |
3. Контрибуционная маржа (1-2) |
59262,30 |
83889,90 |
4. Коэффициент контрибуционной маржи (3:1) |
0,39 |
0,39 |
5. Постоянные затраты |
45410,30 |
61631,90 |
6. Точка безубыточности (5:4) |
117237,70 |
158396,16 |
7. Запас финансовой прочности |
||
- в стоимостном выражении (1-6) |
35762,30 |
57203,84 |
- в процентах (7:1) |
23,37 |
26,53 |
Таким образом, за рассматриваемый период времени запас финансовой прочности вырос как в абсолютном выражении, так и в относительном выражении. В стоимостном выражении изменение запаса финансовой устойчивости составило +21441,55 долл, в процентах +3,16%. Сохранение значимого уровня запаса финансовой прочности говорит о стабильной операционной деятельности предприятия. Рост относительного показателя запаса финансовой прочности указывает на сокращение риска убыточности продаж. В то же время недостаточно высокий уровень ЗФП (на конец второго года 26,53%) говорит о том, что предприятие функционирует в режиме сохраняющегося риска наступления убытков от операционной деятельности.
Операционный рычаг – это феномен, посредством которого изменения в продажах приводят к еще большим изменениям операционной прибыли. Его действие обусловлено наличием постоянных затрат, величина которых не реагирует на изменение количества произведенной продукции в релевантном периоде.
Уровень операционного рычага, или его сила – есть процентное изменение операционной прибыли как результат процентного изменения объема продаж:
где % D - процентное изменение.
Чтобы рассчитать силу операционного рычага, пользуются формулой
Сила рычага определяется для каждого объема продаж, с изменением продаж меняется и сила рычага.
Риск, ассоциируемый с операционным рычагом, носит название бизнес-риска, или операционного риска. Чем больше неопределенность в том, какую операционную прибыль сможет получить предприятие, тем больше бизнес-риск. Неустойчивость объемов продаж, вызывающая этот риск, заставляет менеджеров уделять повышенное внимание постоянным затратам.
Финансовый рычаг (как и операционный) порождают постоянные затраты. Он имеет место при финансировании деятельности предприятия долговыми источниками, по которым необходимо выплачивать проценты. Величина таких финансовых издержек не зависит от объемов продаж, а обусловлена величиной займа, сроками и процентной ставкой его привлечения.
Источником покрытия процентов является операционная прибыль.* Поэтому финансовые издержки оказывают влияние на взаимосвязь между операционной и чистой прибылью. Сила этой связи может быть измерена как процентное изменение чистой прибыли, вызванное процентным изменением операционной прибыли:
Чтобы рассчитать силу рычага, пользуются формулой
Следует помнить, что долговое финансирование, как и финансовый рычаг, обладают рядом преимуществ, но только если они не превысили определенного уровня, свыше которого финансирование за счет заемных средств может привести предприятие к убыткам. В этом и заключается финансовый риск: операционной прибыли может быть недостаточно для обслуживания долговых обязательств.
Результаты проведенных расчето
Таблица 12
Операционный и финансовый рычаги предприятия
Наименование |
1-й год |
2-й год | ||
значение |
расчет |
значение |
расчет | |
Сила операционного рычага |
4,28 |
=59262,3/13852 |
3,77 |
=83889,9/22258 |
Сила финансового рычага |
1,20 |
=13852/(13852-2277) |
1,13 |
=22258/(22258-2585) |
Таким образом, за рассматриваемый период наблюдается умеренное сокращение операционного рычага и уровня финансового рычага, что говорит:
Данный раздел заключается в прогнозировании ряда финансовых показателей на основе использования модели SGR. Эту модель предложил Роберт С. Хиггинс (1977 г.) в качестве инструмента сравнения целевого роста фирмы с ее внутренней способностью поддержать этот уровень роста.
С помощью модели SGR можно рассчитать максимально возможный темп роста объема продаж при заданных финансовых коэффициентах (g):
где g – потенциально возможный рост объема продаж, %; b – доля чистой прибыли, направляемая на развитие предприятия; NP – чистая прибыль; S – объем продаж; D – общая величина обязательств; E – собственный капитал; А – величина активов (валюта баланса).
Модель применяется при
Модель устойчивого состояния предполагает, что сложившаяся в прошлом финансовая политика останется неизменной. Это обеспечивается сохранением на прежнем уровне ряда финансовых коэффициентов, а также допущением, что увеличение собственного капитала происходит только за счет роста нераспределенной прибыли.
Рассмотрим более подробно переменные вышеприведенной формулы.
Темп роста объема продаж (g) представляет собой отношение прироста объема продаж (DS) к его исходной величине (Sо) т.е. ×100 %. Исходной величиной являются продажи прошлого года. В модели показатель g является искомым, остальные коэффициенты являются плановыми, или целевыми переменными.
Рентабельность продаж (NP/S) характеризует эффективность деятельности предприятия. Чем больше чистой прибыли, тем больше возможностей у предприятия увеличивать собственный капитал.
Отношение активов к объему продаж (A/S) - это величина обратная традиционному коэффициенту оборачиваемости активов. Чем ниже данный показатель, тем более эффективно используются активы, поскольку на величину активов оказывает влияние финансовая политика предприятия, в частности, управление запасами, дебиторской задолженностью, долгосрочными активами.
Соотношение заемных и собственных средств (D/E) показывает структуру пассивов предприятия. Следует помнить, что чрезмерное увлечение долговыми источниками финансирования снижает финансовую устойчивость предприятия и препятствует его развитию.
Нераспределяемая доля чистой прибыли (b), или коэффициент реинвестирования рассчитывается по формуле
b= (1 – d),
где d – коэффициент дивидендных выплат, равный отношению общей суммы дивидендов к чистой прибыли.
Величина коэффициента зависит от дивидендной политики предприятия.
Рассчитаем потенциально возможный рост продаж за два прошедших года и сравним его с фактическим ростом.
Нетрудно видеть, что предприятие сумело чрезвычайно эффективно распорядиться своими возможностями по росту продаж. Так в 1-й год фактический рост продаж (+40,92%) существенно превысил потенциально достижимый уровень (+11,97%), а во 2-й год предприятие располагает даже большими резервами для роста, чем в 1-м году (+20,49%).
Таблица 13
Расчет уровня достижимого роста
Показатели |
1-й год |
2-й год | ||
значение |
расчет |
значение |
расчет | |
Рентабельность продаж |
0,0386 |
=5910/153000 |
0,0436 |
=9394/215600 |
Отношение активов к продажам |
0,4961 |
=75909/153000 |
0,4420 |
=95298/215600 |
Коэффициент привлечения средств |
1,0046 |
=(17610+20432)/37867 |
1,0746 |
=(21902+27461)/45935 |
Коэффициент реинвестирования (b) |
0,6849 |
=1-1862/5910 |
0,8316 |
=1-1582/9394 |
Уровень достижимого роста (g), % |
11,97 |
=0,6849*0,0386*(1+1,0046)/(0, |
20,49 |
=0,8316*0,0436*(1+1,0746)/(0, |
Фактический рост продаж (f), % |
40,92 |
=(215600-153000)/153000*100 |
Информация отсутствует |
- |
Объектом исследования настоящей работы выступало предприятие розничной торговли.
В первом разделе настоящей курсовой работы по исходным данным о деятельности рассматриваемого предприятия были составлены следующие финансовые отчеты:
Целью второго раздела работы явился анализ данных финансовых документов, в результате которого были произведены следующие его направления:
По результатам вертикального анализа установлено:
По результатам