Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, реферат
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного регулирования финансовой деятельности, его значение и методов такого регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Предметом работы является государственное регулирование финансовой деятельности. Объектом исследования выбрана отрасль материального производства Свердловской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
Рассмотреть теоретические аспекты отрасли материального производства и особенности финансовой организации данной отрасли;
Определить необходимость государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства;
Выявить методы и рычаги воздействия государства на данный объект изучения;
Определить приоритетные направления развития (совершенствования) государственного регулирования финансовой деятельности предприятий материального производства.
Введение
1 Особенности функционирования финансов материального производства
1.1 Основы организации финансов предприятий материального производства
1.2 Отраслевые особенности функционирования финансов предприятий материального производства
2 Государственное регулирование финансовой деятельности отрасли материального производства
2.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности предприятий отрасли материального производства
2.2. Цели государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3 Методы государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3.1 Классификация методов государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3.2 Денежная политика
2.3.3 Налоговая политика
2.3.4 Бюджетная политика
2.4 Роль государства в развитии предпринимательского процесса
3 Развитие государственного финансового регулирования финансовой деятельности предприятий материального производства
3.1 Настоящее положение дел в отрасли материального производства
3.2 Приоритетные направления совершенствования государственного регулирования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Затраты на воспроизводство основных фондов осуществляются посредством капитальных вложений. Источниками покрытия этих затрат являются: амортизация, прибыль, средства специальных фондов предприятий, ассигнования из государственного бюджета и долгосрочные кредиты банков. Необходимый плановый прирост оборотных средств покрывается за счет собственных ресурсов предприятия и кредитов банков. Средства, вложенные в эти затраты, после завершения кругооборота, как правило, полностью возвращаются предприятиям в составе выручки от реализации продукции. Следовательно, они не расходуются, а лишь авансируются.
Не одинаковая в отраслях и структура затрат на производство, порядок нормирования оборотных средств, формирование оптовых цен. Имеются различия в организации финансов сезонных и несезонных отраслей промышленности. В сезонных отраслях потребности в денежных ресурсах для заготовки сырья удовлетворяются в значительной степени за счет банковских кредитов, а затраты, выручка от реализации продукции, прибыль распределяются неравномерно в течение года.
Имеют ряд особенностей и операционные расходы предприятий материального производства. К операционным расходам относятся затраты на паспортизацию оборудования и переоценку основных фондов, тушение подземных пожаров в угольных шахтах, изобретательство и др. Такие затраты имеют разовый характер, не повторяются из года в год в одинаковых размерах и поэтому не относятся на себестоимость продукции, чтобы не вызывать резкого колебания ее уровня финансирование операционных расходов осуществляется в основном за счет ассигнований из государственного бюджета и частично за счет средств предприятий.
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий производственных объединений занимают затраты на производство продукции. Они складываются из денежного выражения затрат, связанных с использованием основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда и т. д.
Кроме расходов на производство продукции, предприятия совершают затраты по ее реализацию, т.е. осуществляют внепроизводственные расходы, которые также имеют свои особенности. К ним относятся:
– стоимость тары и упаковки изделий на складах готовой продукции;
– расходы на транспортировку продукции;
– комиссионные сборы и отчисления сбытовым организациям;
– прочие расходы по сбыту.
Все виды затрат на производство продукции группируются по следующим элементам:
– сырье и основные материалы (включая затраты, связанные с использованием природных ресурсов);
– вспомогательные материалы, топливо, энергия;
– заработная плата основная и дополнительная;
– отчисления на социальное страхование;
– амортизация основных фондов;
– прочие расходы (командировочные, подъемные, арендная плата, стипендии работникам предприятия)
Под влиянием научно-технического прогресса и роста производительности труда происходит постоянный процесс изменения структуры затрат на предприятиях материального производства: повышается удельный вес овеществленного труда и снижается удельный вес затрат живого труда, что также является отличительной особенностью предприятий материального производства.
Реализация продукции предприятием материального производства также имеет ряд особенностей. Реализованной продукцией предприятия материального производства считается готовая продукция, отгруженная потребителю или вывезенная им со склада предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на расчетный счет предприятия материального производства.
В объеме реализации продукции, кроме того, учитывается стоимость работ промышленного характера. К ним относятся: стоимость нестандартного оборудования, изготовленного для нужд собственного производства; стоимость инструментов, специальной оснастки своего производства, зачисленных в состав основных фондов.
Объем реализованной продукции определяет главный источник доходов предприятия материального производства - выручку от реализации. Объем реализованной продукции отражает в стоимостном выражении размер отгруженной и оплаченной потребителями продукции или оплаченных услуг. При этом он всегда рассчитывается и оптовых ценах предприятия.
Объем выручки от реализации находится в прямой зависимости от количества реализуемой продукции, которое в свою очередь определяется объемом производства, размером переходящих остатков готовой продукции на складе предприятия и в отгрузке. Немаловажную роль здесь играют ритмичность отгрузки продукции и форма расчетов за нее. От своевременности отгрузки и применения более эффективных форм расчетов зависит выполнение финансового плана по выручке от реализации.
Ассортимент изготавливаемой предприятием продукции оказывает существенное влияние на размер выручки от реализации. Увеличение удельного веса более дорогостоящей продукции в общем объеме реализации приводит к росту выручки от реализации. Однако это увеличение не может быть самопроизвольным.
Объем выручки от реализации так же находится в прямой зависимости от качества выпускаемой предприятием продукции.
Работники финансовых служб предприятия обязаны принимать все необходимые меры для выполнения финансового плана по выручке от реализации продукции, строго контролировать выполнение плановых заданий по факторам, от которых зависит объем выручки от реализации.
Из выручки от реализации продукции предприятия материального производства возмещают произведенные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие виды материальных ценностей, а также амортизационные отчисления по установленным нормам. Оставшаяся часть выручки, включающая вновь созданную стоимость, является валовым доходом предприятия материального производства.
При изучении организации финансов предприятий материального производства отчетливо выделяется линия взаимоотношений с государством. То есть видно, что именно эта отрасль является одним из наибольших участников формирования государственных финансов. А как следствие этого государство стремится контролировать и всячески поддерживать данную отрасль. И именно от этих взаимоотношений зависит будущее как отрасли в частности, так и государства в целом.
Именно поэтому вторая часть работы посвящена изучению такого явления как государственное регулирование финансовой деятельности отрасли материального производства.
Экономическим законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов деятельности экономических субъектов определены инициативность и самостоятельность. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем, самостоятельность предприятия не может быть безграничной, без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия[1].
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию финансовой деятельности предприятий, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предприятий как данной отрасли так и экономики в целом;
повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий;
создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Важнейшей формой государственного регулирования финансовой деятельности предприятий стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию. Большое значение с 90-х годов и до наших дней приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей. Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату. Важным инструментом финансового регулирования деятельности предприятий является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений.
Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.
Государственное регулирование – воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для формирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем[2]. Исходя из этого определения, можно сказать, что государство должно оказывать содействие становлению отрасли материального производства.
Прежде чем государство начнет проводить осмысленную промышленную политику, оно должно заключить союз с крупным частным капиталом. В связи с этим, необходимо решить две важные задачи. Во-первых, только государство может выработать своего рода национальную философию рыночной реструктуризации экономики, формировать и отслеживать ее приоритеты, оценивать масштабы и направленность требуемых преобразований. Во-вторых, оно должно устанавливать такие правила игры, которые не противоречили бы коренным интересам частного капитала, а, напротив, содействовали бы реализации намеченной стратегии развития промышленности на основе использования его созидательного потенциала.
Основным показателем, характеризующим процветание страны, является ее конкурентоспособность. Этот показатель характеризует и экономическую безопасность, и инвестиционную привлекательность. Говоря о конкурентоспособности государства, нельзя не констатировать и тот факт, что не во всех странах созданы условия, обеспечивающие защиту частной собственности.
При анализе причин низкой инвестиционной активности, многие специалисты справедливо отмечают отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности, то есть, не созданы нам условия защиты прав инвесторов, так и механизм гарантирования.
Социологические опросы, проведенные среди директоров корпоративных структур в различных регионах России, показали весьма интересные результаты: предприятий, остро нуждающихся в дополнительном финансировании, - от 89 до 96 процентов; предприятий, желающих привлечь инвестора с передачей ему пакета акций, а, следовательно, прав на участие в управлении, - всего от3 до 7 процентов.
Вместе с тем, с учетом современной ситуации, в инвестиционной сфере необходимо приступить к разработке более эффективной политики для привлечения инвестиций в отрасль материального производства, в том числе иностранных. В настоящее время целесообразно при поддержке президента Российской Федерации создать Консультативный Совет по отечественным и иностранным инвестициям.