Финансы материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного регулирования финансовой деятельности, его значение и методов такого регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Предметом работы является государственное регулирование финансовой деятельности. Объектом исследования выбрана отрасль материального производства Свердловской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
 Рассмотреть теоретические аспекты отрасли материального производства и особенности финансовой организации данной отрасли;
 Определить необходимость государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства;
 Выявить методы и рычаги воздействия государства на данный объект изучения;
 Определить приоритетные направления развития (совершенствования) государственного регулирования финансовой деятельности предприятий материального производства.

Содержание

Введение
1 Особенности функционирования финансов материального производства
1.1 Основы организации финансов предприятий материального производства
1.2 Отраслевые особенности функционирования финансов предприятий материального производства
2 Государственное регулирование финансовой деятельности отрасли материального производства
2.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности предприятий отрасли материального производства
2.2. Цели государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3 Методы государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3.1 Классификация методов государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3.2 Денежная политика
2.3.3 Налоговая политика
2.3.4 Бюджетная политика
2.4 Роль государства в развитии предпринимательского процесса
3 Развитие государственного финансового регулирования финансовой деятельности предприятий материального производства
3.1 Настоящее положение дел в отрасли материального производства
3.2 Приоритетные направления совершенствования государственного регулирования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

Задача федерального центра должна полностью сконцентрироваться на создании единого правового поля для развития предпринимательства. Необходимо также осуществлять протекционистскую политику в отношении малых и средних предприятий и реализовываться в форме конкретных финансово-кредитных, таможенных и налоговых мер.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию на 2006 год отметил в числе важнейших задач увеличение валового внутреннего продукта к 2010 году в два раза и преодоление бедности.

Успех страны в огромной степени зависит от успеха российской отрасли материального производства, быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция.

Такая масштабная задача как удвоение ВВП потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. К сожалению, в России в настоящее время нет четкой промышленной политики, не расставлены приоритеты по стратегическим отраслям, являющимся наиболее важными для обеспечения экономического роста страны, укрепления обороноспособности и встраивания в мировую экономику.

2.3 Методы государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства

2.3.1 Классификация методов государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства

Деятельность ряда предприятий регулируется государством. Непосредственно государство осуществляет экономическое регулирование  данной отрасли через политику приватизации, создание определенного инвестиционного климата, государственную поддержку предприятий находящихся в тяжелом положении. В более широком плане сюда можно отнести и создание широкого комплекса условий, включающих финансовые рынки и их инфраструктуру, рыночную систему товародвижения, конкретную среду и антимонопольные механизмы, и другие не менее важные институциональные формы и институты[3].

Чтобы проанализировать методы государственного финансового регулирования рыночной экономики, необходимо первоначально раскрыть экономические функции государства. Их можно довольно легко классифицировать, выделив два основных направления.

Первое – обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. К таким условиям относится регулярная демонополизация экономики, её эффективная антиинфляционная профилактика, поддержание системы государственных финансов в нужных размерах и бездефицитном состоянии, гашение спадов производства и некоторые другие.

Второе направление – решение экологических и социальных проблем, перед лицом которых рыночный механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Их можно разделить не три больших группы: административные, правовые и экономические. Но самое главное это для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам, либо правовым.

Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда не следует, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, но и абсолютно необходимо.

Просматривается множество областей, где административные приёмы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.

Например, необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

Таким образом, экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования. Экономическое обоснование указанных методов, основывается на разумном распределении финансовых ресурсов, своевременном перемещении из одного сектора экономики в другой, возможности их мобилизации.

Такие мероприятия государства, по распределению и использованию финансовых ресурсов на основе финансового законодательства страны, называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Для эффективного и оптимального государственного финансового регулирования необходимо, чтобы выполнялось сформулированное голландским экономистом Яном Тинбергеном неравенство:

                                                    S >= k,

где k – цели, а S – инструменты государственного регулирования (прежде всего налоговая и кредитно-денежная политика).

Его экономический смысл заключается в том, что государство не должно брать на себя невыполнимых обязательств, а потому количество целей никогда не должно превосходить запас имеющихся в его распоряжении инструментов государственного регулирования.

Кроме правовых, экономических и административных методов государственного регулирования экономики, необходимо выделить прямые и косвенные.

Методы прямого вмешательства в экономику посредством законодательства, социального обеспечения и т.д., нас не интересует, так как не являются финансовыми методами. Другое дело обстоит с косвенными методами.

В состав косвенных методов финансового регулирования входит множество разнообразных рычагов и инструментов воздействия на экономику, однако большинство ученых склоняется к основным четырем:

- налоговая политика;

- денежная политика;

- государственные инвестиции,

- и бюджетная политика.

На мой взгляд, два последних схожи по своей сущности, ведь без определения государственного бюджета не может быть никаких вложений и инвестиций. Поэтому было бы правильно объединить их в один.

Цели, достигаемые при воздействии данных рычагов различны, но их можно свести в одну – обеспечение устойчивой экономической системы государства. Единство указанных рычагов воздействия заключается в неразрывной связи между собой, различие – в объектах воздействия.

Так, например, объектом налоговой политики являются доходы различных экономических категорий (граждан, организаций, фондов и т.д.). Финансовое регулирование в данном случае будет выражаться в изменении налоговых ставок, принятии или отмене отдельных налогов, изменения структуры налогооблагаемой базы. Все это косвенным образом отразится на экономике государства и направит денежные потоки налогоплательщиков в ту отрасль хозяйства, где они необходимы.

Таким образом, вмешательство государства в экономику основано на использо­вании законодательными и исполнительными органами власти эффективных рычагов воздействия на процессы общественного разви­тия. С помощью государственных инвестиций, налоговой и бюджетной политики, деятельности различных государствен­ных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В ча­стности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство по­буждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям об­щества.

2.3.2 Денежная политика

Денежная или финансово-кредитная политика направлена на эффективное использование средств, аккумулированных в банковской системе и государственном бюджете страны. Проводниками этой политики выступают Центральный банк страны, система коммерческих банков и иных финансовых учреждений. Результатами их деятельности должны стать, во-первых, обеспечение бездефицитности госбюджета и, во-вторых, эффективное распреде­ление финансовых ресурсов по различным программам, отраслям и регионам.

Высшая конечная цель денежной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

              Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках финансово-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая денежная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

Различные формы государственного финансового регулирования экономики находят­ся между собой в отношениях не столько гармонии, сколько противоречия. Причина тому — противоречивость самих исходных функций политики госу­дарства. Так, чтобы минимизировать безработицу, государство должно увели­чивать ассигнования на развитие производства. Рост расходов госбюджета ведет к образованию дефицита, денежной эмиссии и высокой инфляции. Что­бы сбить инфляцию, государство обязано перейти к жесткой экономии своих финансовых ресурсов, а это неизбежно приводит к снижению спроса на труд, росту безработицы и сокращению социальных пособий.

Как правило данный рычаг регулирования осуществляются двумя методами:

                       директивное планирование — планы-приказы, предназначенные для обязательного выполнения (прежде всего, государственными предприятиями);

                       индикативное планирование — планы-рекомендации и планы-про­гнозы, выполнение которых не обязательно, но стимулируется и поощряется.

В развитых странах плановая деятельность государства - важный элемент экономической политики. При этом планирование носит преимуществен­но программный характер и осуществляется в первую очередь индикативными методами.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования финансовой деятельности предприятий на территории  страны, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

2.3.3 Налоговая политика

Налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на регулирование экономики страны, формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогопла­тельщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. При помощи налогов государство имеет возможность изменять финансовое состояние отдельных секторов экономики, регионов, стимулировать иннова­ции, регулировать внешнеэкономическую деятельность, потребле­ние.

По мнению экспертов налоги в России выполняют несвойственную им функцию перераспределения всего валового продукта, а не только до­хода. В такой ситуации отечественные производители хронически ис­пытывают недостаток средств для поддержания нормального процес­са расширенного воспроизводства. Превышение предельной величины налоговых изъятий имеет серьезные негативные последствия, среди которых снижение трудовой и предпринимательской активности в об­ществе, невыгодность инвестиций в развитие производства, массовое уклонение от налогов, расширение теневого сектора и т.п.

Но все же выполнение налоговых обязательств предпринимателями-налогоплательщиками - важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие порядок уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушение налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.

Налоговая политика выступает активным регулятором финансовой деятельности предприятий, например, в России не облагаются налогом на имущество предприятия по производству, переработке и хранению с/х продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

То есть создавая льготы или наоборот ужесточая барьеры налогового регулирования той или иной отрасли материального производства государство легко может ускорить развитие одного направления и существенно снизить другое.

2.3.4 Бюджетная политика

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Информация о работе Финансы материального производства