Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:02, реферат
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного регулирования финансовой деятельности, его значение и методов такого регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Предметом работы является государственное регулирование финансовой деятельности. Объектом исследования выбрана отрасль материального производства Свердловской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
Рассмотреть теоретические аспекты отрасли материального производства и особенности финансовой организации данной отрасли;
Определить необходимость государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства;
Выявить методы и рычаги воздействия государства на данный объект изучения;
Определить приоритетные направления развития (совершенствования) государственного регулирования финансовой деятельности предприятий материального производства.
Введение
1 Особенности функционирования финансов материального производства
1.1 Основы организации финансов предприятий материального производства
1.2 Отраслевые особенности функционирования финансов предприятий материального производства
2 Государственное регулирование финансовой деятельности отрасли материального производства
2.1 Необходимость государственного регулирования финансовой деятельности предприятий отрасли материального производства
2.2. Цели государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3 Методы государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3.1 Классификация методов государственного регулирования финансовой деятельности отрасли материального производства
2.3.2 Денежная политика
2.3.3 Налоговая политика
2.3.4 Бюджетная политика
2.4 Роль государства в развитии предпринимательского процесса
3 Развитие государственного финансового регулирования финансовой деятельности предприятий материального производства
3.1 Настоящее положение дел в отрасли материального производства
3.2 Приоритетные направления совершенствования государственного регулирования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие[4]:
уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
уровень выполнения бюджетных обязательств;
величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
уровень монетизации бюджетного дефицита;
величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
динамику валового внутреннего продукта;
уровень безработицы;
степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не означает, что из этого процесса могут быть исключены другие рычаги. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости — финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого их них. Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффективности всего общественного производства.
Споры о роли государства и о степени его вмешательства в экономические процессы не перестает волновать современную экономическую мысль. Как отмечают многие уважаемые ученые, экономике нельзя возвращаться к монетаристским теориям. Другие, не менее уважаемые экономисты, предлагают минимизировать роль государства[5].
Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для страны. Государства всегда активно вмешиваются в деятельность предпринимателя, иногда выступая в качестве постороннего наблюдателя или арбитра. При этом используется достаточно разнообразный инструментарий, включающий широкий набор как экономических, так и административных рычагов.
Анализ путей развития производственного предпринимательства позволяет сделать вывод, что крупная промышленность возникла, благодаря активной поддержке со стороны государства.
История накопила богатый опыт государственной поддержки частной инициативы и предприимчивости. Среди ее конкретных методов – разнообразные налоговые льготы.
Важнейшую роль в деятельности предпринимателей играли государсвенные заказы. Целая сеть частных предприятий различных отраслей работала преимущественно на казну.
Государство сыграло большую роль в повышении социального статуса предпринимателей, создание условий, при которых их деятельность стала уважаемой и почетной.
На протяжении длительного периода Государственный банк занимал доминирующее положение в кредитной системе. С развитием сети коммерческих банков и активизацией их деятельности он продолжал выступать орудием и проводником государственной политики. Она носила специфический характер казенной поддержки узких предпринимательских групп и предприятий, что выражалось в искусственном сдерживании организации новых банков и создании монопольного положения для существующих.
Таким образом, можно сделать вывод, государственное вмешательство в экономику отрасль материального производства необходимо и играет большую роль в развитии и совершенствовании деятельности предприятий.
В настоящее время финансы предприятий материального производства находятся в послекризисном состоянии, которое проявляется:
в менее значительном недостатке средств (как для осуществления производственной деятельности, так и для инвестиций), чем несколько лет назад. В конце девяностых годов это проявлялось в невысоком уровне заработной платы, задержке ее выплаты, а также в практическом прекращении финансирования социальной сферы со стороны предприятий;
до сих пор наблюдается некая дороговизна кредита и как следствие предприятия не имеют возможности в достаточной мере его использования для своих нужд;
снизились задолженности предприятий друг перед другом. Хотя еще совсем недавно (10 лет назад) росло число неплатежей предприятий друг другу, которые росли довольно высокими темпами, что усугубляло дефицит денежных средств у предприятий.
За небольшой промежуток времени удалось несколько выправить ситуацию в этой отрасли, но все же остаются значительные проблемы финансов предприятий. В январе-сентябре 2007г., по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил +3479,9 млрд.рублей, или +135,0 млрд.долларов США (65,7 тыс. организаций получили прибыль в размере 3796,3 млрд.рублей, 24,0 тыс. организаций имели убыток на сумму 316,4 млрд.рублей). В январе-сентябре 2006г. сальдированный финансовый результат составил (по сопоставимому кругу организаций) +2883,6 млрд.рублей, или +105,8 млрд.долларов США. В январе-сентябре 2007г. доля убыточных организаций по сравнению с январем-сентябрем 2006г. снизилась на 5,9 процентного пункта и составила 26,7%. (Приложение 1 и приложение 2)
Оборот крупных и средних организаций Свердловской области в январе-сентябре 2006 г. составил 825,9 млрд. рублей и возрос по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в действующих ценах в 1,3 раза.
На долю обрабатывающих производств приходилось 46% от общего оборота организаций области, оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 26,4, транспорта и связи – 8,8, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 6,0, операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 3,5, добывающих производств – 3,4, строительства – 2,6, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 1,3%. Доля в обороте организаций других видов деятельности не превысила 0,0 - 0,6%.
В структуре оборота организаций обрабатывающих производств наибольший удельный вес приходился на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий и составил 65,7%, на производство прочих неметаллических минеральных продуктов, машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) – по 5,1, пищевых продуктов, включая напитки и табака – 5,0, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 3,1, химическое производство – 2,6%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций области в январе-сентябре 2006 г. составил 616,2 млрд. рублей и 122,8% к соответствующему периоду 2005 г. Наибольший рост достигнут в строительстве, оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовой деятельности, рыболовстве и рыбоводстве (в 1,4 р.), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (на 28,4%), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг (на 27,2), образовании (на 25,0), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (на 25,1), транспорте и связи (на 23,5), обрабатывающих производствах (на 22,3), предоставлении прочих коммунальных и персональных услуг (на 20,3%).
Индекс промышленного производства по крупным и средним организациям области в январе-сентябре 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. составил 105,0%. Наиболее активно развивалось производство прочих производств, где прирост составил 26,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 22,5, машин и оборудования – 12,1, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 8,9, производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 7,3, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 6,2%.
При этом сократились объемы производства транспортных средств и оборудования – на 17,1%, обработки древесины и производства изделий из дерева – на 10,0, кожи, изделий из кожи и производство обуви – на 12,8, химического производства – на 4,8, производства пищевых продуктов, включая напитки и табака – на 4,3, добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – на 3,3%.
В январе-сентябре 2006 г. объем отгруженной инновационной продукции, выполненных работ и услуг инновационного характера крупных и средних организаций области составил в фактических ценах 41,7 млрд. рублей, что на 15,7% превысило уровень января-сентября 2005 г. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций области составил 6,8%, что ниже соответствующего показателя января-сентября 2005 г. на 0,4 процентного пункта. Наибольшего значения этот показатель достиг в обрабатывающих производствах и составил 10%. Более трети объема отгруженной инновационной продукции, выполненных работ и услуг инновационного характера среди обрабатывающих производств приходилось на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (13%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (11), целлюлозно-бумажное производство; издательскую и полиграфическую деятельность, прочие неметаллические минеральные продукты (по 6%).
Обратимся к данным 2007 года и увидим ту же тенденцию повышения, как объемов производства, так и объем оборотных средств. А так как это все происходит с увеличением инвестиций в производство, то можно сделать вывод о том, что отрасль материального производства в Свердловской области крепко стоит на ногах и идет в направлении повышения прибыли и рентабельности. А из этого следует вывод, что правительство Свердловской области и Российской Федерации в целом проводит удачную политику в государственном регулировании финансовой деятельности предприятий материального производства. (Приложение 3)
И именно поэтому в данный момент одной из первоочередных задач для государства является укрепление финансов предприятий и на этой основе — стабилизация финансов государства. Без ее претворения в жизнь другие задачи, в том числе и проблемы инфляции, решить невозможно.
Исходя из мирового опыта государственного регулирования финансовой деятельности предприятий, можно найти тысячи способов и приемов воздействия на те или иные секторы экономики. Для России на сегодняшний день, очень важно определить какие из этих приемов будут наиболее действенны. На мой взгляд, для достижения благоприятного экономического климата в России необходимо внести ряд изменений в методы государственного регулирования материального производства.
В первую очередь изменения должны коснуться денежной политики государства в области регулирования количества наличных денег в обороте и в области банковской системы. Считаю, что чрезмерно большое количество наличных денег в обороте ведет к увеличению рынка «черных денег», что отрицательно влияет на многие секторы экономики. Уменьшение наличных денег в обороте возможно в том случае, когда субъектам рынка будет невыгодно держать свои сбережения «дома в сейфе», а гораздо выгодней и безопасней пустить их в оборот тем или иным способом. Это зависит в первую очередь от банковской системы государства. Для привлечения свободных средств граждан в депозиты необходимо создать такой благоприятных климат, при котором каждый вкладчик мог увидеть преимущества банковских вкладов. Кроме того, для решения этой задачи необходимо влиять не только на граждан, но и на юридических лиц. Для организаций необходимо предложить такую систему налогообложения, при которой им было бы невыгодно выплачивать вознаграждения в наличных деньгах. Поэтому приоритетными направлениями денежной политики государства на сегодняшний день должны являться уменьшение наличных денег в обороте и развитие банковской системы страны. Конечно же, такие изменения невозможно осуществить без тесной связи с другими направлениями деятельности государства, например налоговой политики.