Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
- изучение форм государственного кредита;
- изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.
Введение 3
1. Экономическое содержание государственного кредита 5
2.Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита 14
3.Государственные займы как форма внутреннего кредита
и классификация займов 27
Заключение 36
Список использованных источников 38
Эмиссионным называется курс займа в момент его выхода, при первичном размещении. Он, как правило, ниже номинала, что объясняется покрытием затрат по первичному размещению займа и привлечением кредиторов.
Сделки
купли-продажи государственных
Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, использует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбербанк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями государства на вклады граждан.
При
такой форме внутреннего
Таким образом, внутренний государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами Республики Беларусь с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Динамика
формирования внутреннего государственного
долга по источникам возникновения
в 2004–2008 годах приведена в таблице
2.1.
Таблица
2.1 - Динамика формирования внутреннего
государственного долга по источникам
возникновения в 2004–2008 годах приведена
в таблице 2.1.
(млрд. рублей)
Примечание
- Источник: [17]
В 2008 году на первичном рынке размещено государственных краткосрочных облигаций (далее – ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (далее – ГДО) в национальной валюте фактически на 3,19 трлн. рублей, что на 49,8 процента больше, чем в 2007 году. Произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 1,45 трлн. рублей. В результате на 1 января 2009 г. объем ГКО и ГДО в обращении по сравнению с началом 2008 года увеличился на 1,75 трлн. рублей (на 45,7 процента) и достиг 5,58 трлн. рублей по номиналу, в том числе ГКО – на 0,19 трлн. рублей, ГДО – на 5,39 трлн. рублей. Государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, не размещались.
За 2008 год разница между суммой фактического привлечения и суммой фактического погашения государственных ценных бумаг составила 1,74 трлн. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, возросли на 1,84 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 73,3 процента) и на 1 января 2009 г. составили 4,36 трлн. рублей.
Средняя доходность первичного рынка государственных облигаций (без учета выпусков, размещенных путем прямой продажи Министерством финансов) в белорусских рублях сложилась на уровне 10,3 процента годовых и по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,5 процентного пункта.
Следует отметить, что вследствие преобладания удельного веса ГДО над ГКО увеличился средний срок обращения бумаг, размещаемых на первичном рынке государственных облигаций, номинированных в белорусских рублях, что является положительным сигналом для инвесторов. В 2008 году он составил 454 дня (в 2007 году – 414 дней).
На
вторичном рынке суммарный
В биржевой системе заключено около 10,3 тыс. сделок (в 2007 году – 7,67 тыс. сделок).
Средневзвешенная доходность по сделкам ”до погашения“ сложилась на уровне 10,3 процента годовых (за 2007 год – 10,6 процента годовых), в том числе с ГКО – 10,4 процента годовых, с процентными ГДО – 10,3 процента годовых, с дисконтными ГДО – 10,1 процента годовых.
Средневзвешенная ставка РЕПО с ГКО составила 11 процентов годовых, с процентными ГДО – 12,5 процента годовых, с дисконтными ГДО – 12,3 процента годовых.
На 1 января 2009 г. к участию во вторичных торгах по государственным ценным бумагам были допущены 26 банков и 12 небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг. К обращению на ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ допущено 5 выпусков ГКО с дисконтным доходом, 74 выпуска ГДО с процентным доходом, 20 выпусков ГДО с дисконтным доходом.
На
основании рассмотренных
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.
Получателями внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти, в России — федеральное правительство, правительства субъектов федерации и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.
Иностранные
заимствования позволяют
Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.
Государственный кредит формирует государственный долг. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь, внешние государственные займы могут привлекаться в виде:
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.
Современное
состояние внешней
Внешний государственный долг Беларуси начал формироваться с 1992 г. и к концу 1995 г. достиг 1,5 млрд. долл. США, ежегодно увеличиваясь примерно на 350 млн. долл., или на 15-20 %.
Сведения о размере внешнего государственного долга приведены в таблице 2.2.
Показатели
кредитоспособности по внешнему государственному
долгу (согласно нормативам, рекомендуемым
МБРР), свидетельствуют о том, что
Республика Беларусь относится к
группе стран с низким уровнем
задолженности (таблица 2.3).
Таблица
2.2 - Внешний государственный долг Республики
Беларусь (млн. долл. США)
01.01.2007г. | 01.01.2009 г. | 01.07.2009 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). | 574,5 | 3 588,8 | 5 293,0 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. | 263,4 | 130,1 | 115,9 |
Всего | 837,9 | 3 718,9 | 5 408,9 |
Примечание - Источник: [16]
Таблица 2.3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности | 01.01.2006г. | 01.01.2007г. | 01.01.2008 г | 01.01.2009 г. |
- отношение
внешнего гос. долга к |
4,3 | 4,1 | 8,4 | 10,0 |
- отношение
внешнего гос. долга к |
2,6 | 2,3 | 5,2 | 6,4 |
- отношение
платежей по внешнему гос. |
1,2 | 1,1 | 1,1 | 1,0 |
Примечание
- Источник: [16]
Проведем анализ цифровых данных, приведенных в таблицах 2.1 и 2.2.
Так, данные приведенные в таблице 1 свидетельствую о постоянном роста внешней государственной задолженности, при этом следует отметить, что размер средств, привлекаемых под гарантии правительства имеет тенденцию к уменьшению, в кредиты привлекаемые правительством наоборот имеет тенденцию к росту. Важно отметить, что за незначительный период времени размер привлеченных источников внешнего финансирования увечился более чем в 9 раз, что свидетельствует о наличии существенных проблем с источниками средств.
При этом, сравнение данных таблицы 2.2 с данными пороговыми данными экономической безопасности государства по внешнему долгу, указанными в таблице 2,3 дает основания сделать вывод о том, что размер внешний государственных заимствований практически по всем индикаторам не является критическим.
Сведения о валовом внешнем долге Республики Беларусь на 1 апреля 2009 г. в разрезе секторов экономики приведены в приложении А.
Помимо выше указанных источников внешнего финансирования Беларусь также имеет возможность реализовывать свои долговые бумаги среди нерезидентов на внутреннем рынке. Что касается размещения государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств на внешних финансовых рынках, то данный способ привлечения финансовых ресурсов до сих пор не применялся Существенным препятствием для появления данных ценных бумаг и их полноценного обращения является отсутствие суверенного кредитного рейтинга страны, необходимость наличия которого прямо оговорена в белорусском законодательстве и является обязательным, исходя из международной практики. Для сравнения: в структуре внешнего государственного долга Латвии 30 % общей суммы заимствований приходится на еврооблигации и 60 % - на кредиты.