Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
- изучение форм государственного кредита;
- изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.
Введение 3
1. Экономическое содержание государственного кредита 5
2.Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита 14
3.Государственные займы как форма внутреннего кредита
и классификация займов 27
Заключение 36
Список использованных источников 38
В Беларуси предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, а также пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год Законом о бюджете на очередной финансовый год, в России — федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств). Предельный размер государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.
Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объем производства и занятость, которое проявляется:
а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии;
б) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов;
в) кредитовании экспорта отечественных товаров и др.
При правильной организации государственный кредит оказывает положительное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует укрепления денежного обращения в стране и вместе с тем служит источником доходов для инвесторов финансовых ресурсов.
Мобилизация временно свободных денежных средств используется государством для двух целей[4, c.284]:
на покрытие дефицита госбюджета примерно 80% (посредством выпуска государственных краткосрочных облигаций);
на
финансирование отдельных статей госбюджета
сверх текущих возможностей государства
(посредством выпуска
Для кредиторов – физических и юридических лиц, государственный кредит – форма сбережения, инвестирование средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход.
На
основании рассмотренных в
- Государственный кредит является одной из ключевых форм кредита в силу того, что посредством использования данной формы кредитных отношений государственные органы власти и управления обеспечиваю привлечение необходимых дополнительных ресурсов без использования эмиссионных механизмов центрального банка;
- Государственный кредит является структурным элементом, звеном общегосударственных финансов;
- Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным;
- Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени;
-
Как финансовая категория государственный
кредит выполняет три функции: фискальную,
регулирующую, контрольную.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА
ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит.
Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.
Внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. В Российской Федерации внутренний государственный кредит выступает в формах государственных займов путем эмиссии ценных бумаг, кредитов Центрального банка или коммерческих банков и корпораций. В обоих государствах право привлекать заемные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.
Роль внутреннего государственного кредита, заключается в следующем[5, c.354]:
Во-первых, внутренний государственный кредит позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие дефицита государственного бюджета без осуществления для этих целей эмиссии.
Объективная
необходимость использования
Во вторых, внутренний государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
В третьих, с помощью внутреннего государственного кредита государство может влиять на уровень процентных ставок на рынке денег, на производство и занятость.
В четвертых, внутренний государственный кредит является стимулятором развития производительных сил, научно – технического прогресса.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.
Важнейшая задача фондового рынка — обслуживание государственного долга. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами. Поскольку негосударственные ценные бумаги являются менее надежными инструментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению с операциями на рынке государственных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг позволяет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в форме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.
В современных условиях тенденции на рынке государственных ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнктуры для отечественных субъектов финансового рынка и иностранных инвесторов.
В развитых странах нормальное соотношение объемов сделок на рынках государственных и корпоративных ценных бумаг составляет примерно 0,9 : 1. Значительное превышение этого соотношения в пользу государственных ценных бумаг может привести к финансовому кризису, как это случилось в России в августе 1998 г.
Основными видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Беларусь. В России это различные государственные облигации (в период с 1994 по 1996 г. имели хождение также казначейские обязательства).
Облигация — наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить в предусмотренный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой дохода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истечении — возврат основной суммы долга. По условиям займа возможны иные способы выплаты дохода.
Средства, поступающие от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.
Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:
- субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления);
- месту размещения — внутренние и внешние займы;
- признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц (например, в Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом размещаются среди юридических лиц, в том числе коммерческих банков; валютные облигации на предъявителя — среди физических лиц, а первый выпуск облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте, — в ЗАО «Белингосстрах»);
- форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов (например, на Западе нерыночные государственные облигации выпускаются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов). Держатели облигаций нерыночных займов имеют некоторые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), возможность погашать облигациями налоговые платежи;
- срокам действия — займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования в периоды временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях правительством страны выпускаются векселя. Их срок значительно различается по странам: от 60 дней в Японии до 4, 6, 12 месяцев в Италии. Исключением является Германия, где векселя могут выпускаться на среднесрочный период — до 2 лет. Как правило, для привлечения средств на средне- и долгосрочный период выпускаются облигации;
- форме выплаты доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном;
- форме стоимости — товарные и денежные займы. В современных условиях используются денежные займы, однако в истории Беларуси был переходный период от капитализма к социализму, когда применялись и товарные займы — хлебный, сахарный;
- оформлению — облигационные и безоблигационные займы;
- методам размещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В СССР до 1958 г. широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально они являлись добровольными, но население подписывалось на них под давлением со стороны органов власти, что по сути делало их обязательными. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов — замораживание вкладов на счетах в банке.
Важное значение для успешного проведения государственно-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.
Курсом займа называется цена облигации займа, выраженная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: альпари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номинала) и дизажио (цена ниже номинала).
Правительство страны заключает договор об условиях выпуска займа с банком, группой банков, биржей, министерством финансов или другими финансовыми институтами.
Условия включают сумму займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс.