Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
- изучение форм государственного кредита;
- изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.
Введение 3
1. Экономическое содержание государственного кредита 5
2.Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита 14
3.Государственные займы как форма внутреннего кредита
и классификация займов 27
Заключение 36
Список использованных источников 38
Наибольшую долю в кредитном портфеле страны составляют займы МВФ, МБРР, ЕБРР, Германии, США и России, которая является крупнейшим кредитором Беларуси с учетом задолженности страны за поставляемые природные ресурсы (например, газ), а также подругам торговым операциям. Предоставление Беларуси кредитов международными финансовыми организациями было связано с поддержкой рыночных реформ в стране. Выделяемые средства должны были использоваться для целей создания и развития институционального потенциала государственных органов управления по проведению рыночных преобразований, поддержания курса национальной валюты и платежного баланса, финансирования критического импорта, реализации конкретных инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры и реформирования отдельных отраслей экономики.
Для нашей страны характерен небольшой размер внешних заимствований, получаемых под гарантию правительства Беларуси.
В
целом показатели экономической
безопасности государства по внешнему
долгу и данные по Республике Беларусь
на 01.04.2009 г. приведены в таблице
2.4.
Таблица 2.4 - Показатели безопасности Республики Беларусь по внешнему долгу
|
Пороговое значение | Факт на 01.04.2009 |
Валовой внешний долг / ВВП, процентов |
|
27,7 |
Долгосрочные заимствования/ валовой внешний долг, процентов |
|
49,8 |
Валовой
внешний долг /
экспорт товаров и услуг, процентов |
|
49,2 |
Внешний долг органов государственного управления / ВВП, процентов |
|
7,0 |
Резервные активы / краткосрочный валовой внешний долг, процентов |
|
48,3 |
Обслуживание валового внешнего долга /экспорт товаров и услуг, процентов |
|
30,3 |
Примечание
- Источник: [16]
Кредиты международных финансовых организаций выделялись Беларуси в основном на поддержку экономических реформ. Полученные средства направлялись на поддержание курса валют, развитие объектов социальной сферы, закупку товаров критического импорта.
Кредиты под государственные гарантии связаны с реализацией инвестиционных проектов. По условиям расчетов к кредитам под государственные гарантии приравниваются кредиты, предоставленные Республике Беларусь и переуступленные внутренним заемщикам, которые должны самостоятельно рассчитываться по кредитам за счет собственных средств.
Основными кредиторами Беларуси сейчас являются Международный банк Реконструкции и Развития, Международный валютный фонд, Германия, США и Россия. Здесь заслуживает внимания следующий нюанс. Например, МВФ последний раз предоставлял нам свои займы в 1995 г., а США — в 1993 г. В последние два года по количеству и по объему предоставленных кредитов лидируют Россия и Германия. Результатов последнего визита Главы государства в Китай стало достижение соглашения о предоставлении кредитов лимитом до 500 млн. долларов.
Условия предоставления кредитов Россией на сегодняшний день практически самые выгодные: долгосрочный характер займов дополняется процентной ставкой в размере трехмесячной ставки LIBOR+0,75 %. В сумме получается примерно 5,12% годовых. Кредит может стать дороже, если республика допустит просроченную задолженность. В этом случае для расчетов по сумме задолженности будет использована такая же ставка LIBOR, но маржа увеличится до 2% годовых. И, тем не менее, цена заимствований все равно великолепна для страны, не имеющей кредитного рейтинга[8, c.87].
Вместе с тем, на наиболее выгодных (льготных) условиях выделяются только кредиты международных финансовых организаций, однако их массовое получение в ближайшей перспективе не ожидается.
Кредиты, выделяемые Германией должны направляться на реализацию конкретных проектов, связанных с поставкой товаров, оборудования, комплектующих немецкого производства (так называемые экспортные кредиты, призванные поддержать национальных экспортеров и увеличить экспорт). Получение данных кредитов возможно после одобрения сделки и предоставления покрытия по ней страховым обществом "Гермес" преимущественно под гарантию правительства Беларуси.
Германские кредиты получали министерства сельского хозяйства, архитектуры и строительства, здравоохранения, а также отдельные предприятия и муниципальные власти. Средства направлялись на закупку сельскохозяйственной техники, удобрений, медицинского оборудования, железнодорожного транспорта, технологического оборудования.
Что касается кредитов КНДР, то необходимо отметить, что китайские кредиты очень дешевые. Согласно информации МИДа, все китайские деньги будут предоставлены на льготных условиях по ставке до 3% годовых. Условия китайцев даже более льготные, чем те, на которых предоставляется российский кредит в $146 млн. для сбалансирования расчетов во взаимной торговле. К тому же, российский заем Беларусь сможет получить при условии выполнения обязательств по уплате процентных платежей и погашению основного долга по ранее предоставленным Россией госкредитам в течение 10 рабочих дней с даты подписания соглашения.
Привлечение Республикой Беларусь внешних кредитов до настоящего времени носит несистемный характер.
Формирование и управление всеми составляющими внешнего долга Республики Беларусь будет осуществляться на основе следующих принципов:
динамика
внешнего долга является одним из
важнейших критериев анализа
и прогнозирования социально-
основным критерием внешних заимствований Правительства Республики Беларусь для развития нефинансового сектора экономики является высокая эффективность и окупаемость финансируемых проектов;
внешние
заимствования органов денежно-
Основываясь на международном опыте и учитывая положение текущего состояния управления внешним долгом страны, представляется целесообразным реализация соответствующих мер для формирования устойчивой и эффективно функционирующей системы управления внешним долгом по следующим направлениям.
Субъектами управления валовым внешним долгом страны будут являться Правительство и Национальный банк Республики Беларусь.
Общая координация деятельности по управлению валовым внешним долгом, а также непосредственный контроль и выработка управленческих решений по регулированию внешнего долга нефинансовых организаций будет осуществляться Министерством экономики[7, c.45].
Министерство финансов, сохранив свои функции по управлению внешним государственным долгом, будет участвовать совместно с Министерством экономики и Национальным банком в работе по управлению внешним долгом страны.
Национальный
банк, в рамках своих функций по
регулированию внешней
Для подготовки управленческих решений по воздействию на конкретных заемщиков, с целью оптимизации размеров внешних заимствований Министерство экономики, Министерство статистики и анализа дополнят необходимыми показателями действующую информационно - аналитическую систему мониторинга бизнес - планирования и финансового положения организаций.
Что касается внутреннего кредитования, то следует отметить, что ресурсы, получаемые правительством на внутреннем рынке, оказываются дороже иностранных кредитов.
Кроме этого, привлечение внутренних ресурсов для выполнения платежей по внешнему долгу называется переводом долга внешнего в долг внутренний. И если о различного рода отсрочках выплат с внешними кредиторами договариваться сложно, то с внутренними займодавцами, как показывает практика, договориться можно всегда.
Еще одна существенная черта внутренних заимствований заключается в том, что они, как правило, краткосрочны. А если окупаемость этих заимствований отсутствует (как в описанном случае — погашение ранее взятых обязательств), то в перспективе это чревато построением пресловутой долговой пирамиды[10, c.124].
Теоретически пирамида уже должна была быть построена. Если исходить из определения государственного долга как суммы накопленных дефицитов госбюджета за предшествующие периоды, то величина долга была бы на порядок выше.
Однако в отношении Беларуси это правило не работает. Ввиду впечатляющих темпов инфляции потребность в заемных средствах нивелировалась инфляционным финансированием. Последствия инфляции общеизвестны, а в плане доступа к международным финансовым рынкам республика оказалась на их периферии ввиду отсутствия необходимой кредитной истории. Эти рынки также закрыты для нас и по причине отсутствия опыта эмиссии и размещения еврооблигаций — основного на сегодняшний день финансового инструмента, которым пользуются правительства многих стран при необходимости оперативного привлечения иностранных денежных ресурсов.
Отдельно следует остановиться на основной составляющей государственного долга Республики Беларусь – долге за импортируемые энергоносители. Общеизвестно, что львиная доля энергоресурсов (кроме, пожалуй, торфа) импортируется из-за рубежа, в первую очередь из России. Также уже все привыкли к тому, что долг республики за энергоносители является явлением постоянным.
В 2009 году не предусматривается привлечение кредитов Национального банка на финансирование дефицита бюджета, а бюджет утвержден без дефицита.
Материалы, рассмотренные в данной части работы дают основания сделать следующие выводы:
-
государство использует
- государственный кредит
-
пороговые данные
-
государством используется
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ЗАЙМЫ КАК ФОРМА
ВНУТРЕННЕГО КРЕДИТА
И КЛАССИФИКАЦИЯ
ЗАЙМОВ
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита[11, c.39].
Одним из главных финансовых мероприятий, проведенных после Великой Октябрьской Социалистической революции было аннулирование государственных долгов по займам, заключенным царским и временным правительством. Следует признать, что, несмотря на экономические выгоды, этот шаг ослабил доверие зарубежных государств к советскому правительству и является неприемлемым для практики экономического сотрудничества (в настоящее время центральное правительство России признало часть внешней дореволюционной задолженности).