Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – на основании литературных источников, нормативно – правовой информации и статистических данных изучить формы государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение сущности и значения государственного кредита как экономической категории;
- изучение форм государственного кредита;
- изучить государственные займы, как основную форму внутреннего государственного кредита.
Введение 3
1. Экономическое содержание государственного кредита 5
2.Характеристика внутреннего и внешнего государственного кредита 14
3.Государственные займы как форма внутреннего кредита
и классификация займов 27
Заключение 36
Список использованных источников 38
Основными видами государственных ценных бумаг Республики Беларусь являются:
Цель выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ) заключается, во-первых, в создании устойчивой системы государственного заимствования, во-вторых, в финансировании дефицита республиканского бюджета, в-третьих, в развитии и расширении рынка ценных бумаг.
Государственные краткосрочные облигации (ГКО) Республики Беларусь и государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО с КД) выпускаются в бездокументарной форме. Первичное размещение их осуществляется:
В целях восполнения отставания по привлечению средств от реализации государственных краткосрочных облигаций коммерческим банкам Министерство финансов в прошедшем году размещало государственные ценные бумаги среди инвесторов на договорных условиях. Эта продажа осуществлялась, главным образом, с целью исполнения гарантий Правительства по кредитам, выданным предприятиям агропромышленного комплекса банками республики на закупку зерна, белкового сырья, кормовых добавок, минеральных удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники в соответствии с принятыми в 1999-2000 г.г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
В настоящее время Министерство финансов осуществляет дальнейшую работу по совершенствованию рынка ценных бумаг путем диверсификации видов государственных ценных бумаг. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2001 г. № 1053 "О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь" разрабатывается нормативная база, регулирующая выпуск, обращение и погашение облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь для населения. Это позволит привлечь свободные денежные средства физических лиц на финансирование дефицита бюджета, что будет способствовать связыванию "горячей" денежной массы и в перспективе приведет к снижению уровня инфляции.
Внешние
государственные займы
Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь[14, c.234].
Обязательства по внешним государственным займам возникают из международных и гражданско-правовых договоров, решений о предоставлении государственных гарантий и других административных актов, порождающих по законодательству гражданско-правовые последствия, в результате выпуска и размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики Беларусь, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
В
законе о бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый (бюджетный)
год устанавливаются лимит
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга.
Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.
Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии.
В Республике Беларусь действует единая система регистрации внешних государственных займов и учета внешнего государственного долга.
Учет
внешнего государственного долга и
регистрация внешних
Следует
отметить, что в Республике Беларусь
государственный кредит реализуется
посредством рынка
Рынок государственных ценных бумаг функционирует в Республике Беларусь с 1994 года, является одним из наиболее развитых и ликвидных сегментов рынка ценных бумаг, как составной части финансового рынка.
Таким образом, государственный займы как форму внутреннего государственного кредита имеет целый ряд преимуществ:
-
государство, являясь гарантом
по государственному займу
-
государственный внутренний
Негативная
сторона государственных
-
государственный внутренний
-
чрезмерное использование
Функционирование первичного рынка государственных ценных бумаг на протяжении ряда лет характеризуется положительной динамикой как по объемам размещения, так и по срокам заимствования.
Вместе с тем, на рынке государственных ценных бумаг существует ряд проблем, для решения которых требуется тесное взаимодействие заинтересованных государственных органов и иных организаций, а именно:
- зависимость от финансового состояния банковской системы, колебания ее ликвидности, что отрицательно сказывается на размещении государственных ценных бумаг и, соответственно, равномерном привлечении средств для финансирования дефицита бюджета;
- трудности с удлинением сроков заимствований из-за отсутствия у потенциальных инвесторов долгосрочных свободных ресурсов;
- усиление конкуренции со стороны иных сегментов финансового рынка;
- узкий круг участников рынка государственных ценных бумаг (основными инвесторами являются банки (до 80%).
В
целях совершенствования и
- расширение спектра государственных ценных бумаг для юридических и физических лиц, а также совершенствование механизмов их применения;
- осуществление мероприятий по интеграции рынков ценных бумаг стран Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), обеспечивающих возможности их консолидации и увеличения объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов;
- расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги;
- согласованная политика Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь по вопросам выпуска ценных бумаг собственной эмиссии;
-
информационно-технологическая поддержка
развития инфраструктуры рынка ценных
бумаг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государственных денежных средств на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, где кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице Министерства финансов и местных органов власти.
Эта
форма кредита позволяет
Государственный кредит используется в качестве одной из мер стабилизации денежных отношений, т.к. в период инфляции по средствам государственных займов у населения уменьшают его платежеспособный спрос, изымая из обращения избыток денежной массы, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее установленный срок.
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.
Государственный кредит используется главным образом для привлечения средств на покрытие расходов бюджета. Заемные средства для удовлетворения такой потребности могут поступать, как правило, в форме выручки от реализации казначейских обязательств или облигаций, в ряде случаев и в форме банковского или международного кредита.
Благодаря этому становится возможным обеспечить средствами расходы бюджета, в том числе покрытие бюджетного дефицита. Использование заемных средств для такой цели обычно ограничивается в интересах экономного использования ресурсов, тем более что впоследствии такая задолженность должна быть погашена.
В соответствии с Бюджетным кодексом внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики.