Государственное влияние на рыночную экономику, ценовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание

систематизация, углубление теоретических знаний по проблемам маркетинга и развития практических навыков работы, рассмотреть влияние государства на экономику страны.

Содержание

Государство в Экономике……………………………………………………......4
1.1 Функции государственного регулирования экономики……………………4
1.2 Методы государственного регулирования экономики…………………..... 5
1.3 Инструменты государственной политики……………………………….... .6
1.4 Проблемы и ограничения государственного вмешательства…………….. 7
2 Ценовая политика……………………………………………………………….. 8
2.1 Что такое цена………………………………………………………………...8
2.2 Ее сущность………………………………………………………………….. 9
2.3 Функции цены………………………………………………………………..10
2.4 Формирование ценовой политики………………………………………….12
2.5 Цели ценовой политики……………………………………………………..14
3 Ценообразование…………………………………………………………………14
3.1 Что такое ценообразование………………………………………………….14
3.2 Методы ценообразования…………………………………………………....15
3.3 Себестоимость продукции как основа формирования цены……………....16
3.4 Влияние на формирование цен внешних и внутренних факторов………..18
4 О методах ценообразования……………………………………………………..19
5 Компании и рынки………………………………………………………………..21
6 Заключение……………………………………………………………………......23
7 Список использованных источников…………………………………………....25
8 Практическая часть

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экономическая теория-ГОТОВАЯ.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

     Другим важным инструментом государственной политики является  налогообложение.  Налоги  -  основной источник бюджетных средств.  В государствах с рыночной экономикой взимаются  различные виды налогов.  Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог,  другие не столь  очевидны,  поскольку накладываются  на  производителей  сырьевых  ресурсов  и  воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более  высоких цен на товары.  Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.  В виде налогов в бюджет  попадают  значительные  суммы.  

     Например, в США около 30 % всей стоимости производимых товаров и услуг. Налоговые ставки, их устанавливает государство, на прибыль корпораций устанавливаются преимущественно прогрессивные. Так, если прибыль корпораций размером до 50 тысяч долларов в год - облагается по ставке 15%, от 50 до 75 тысяч долларов – по ставке 25%, сверх этого уровня применяется максимальная ставка – 34%. [5,стр.126

     Задача государства - собрать налоги таким образом,  чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства  налогоплательщиков.  При  слишком  высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от  уплаты  налогов.  На современном  этапе  в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств,  оно повышает налоги, предприниматели  все чаще уклоняются от их уплаты,  следовательно,  в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги, получается замкнутый круг. В данной ситуации резонно понизить налоги.  Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень  криминализации бизнеса.

     Как правило,  государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя,  но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы,  гарантии сбыта в рамках госзаказов).  У государственных предприятий нет  обязательств  перед  акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен,  скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

     Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому,  что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших  результатов,  чем за счет снижения издержек.

      Если экономика обременена избыточным  количеством  государственных  предприятий, то  в сложное положение попадают их работники.  Именно они становятся первыми жертвами правительственной политики,  направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.  Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономике западных стран не вызвала широких  протестов  со  стороны основной массы людей, занятой в государственном секторе.  Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления,  они сумеют в полной мере использовать преимущества  рыночного  хозяйства,  стать  совладельцами частных предприятий.

 

 

     1.4 Проблемы и ограничения государственного вмешательства

 

     Очевидно, что  современная рыночная система немыслима без вмешательства государства, однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства.  Тогда, рано или поздно, встает вопрос об  избавлении экономики  от  чрезмерной  государственной активности. 

     Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное  планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает,  что государство снимает с  себя  ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является «мягким», ограниченным по срокам,  масштабам  и другим параметрам,  и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами.

     Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только  на  экономические, либо только на административные меры.  С одной стороны,  элементы администрирования несет в себе  любой экономический регулятор.  Например,  денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение.  С другой стороны,  в каждом административном  регуляторе есть нечто экономическое в том смысле,  что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.  Прибегая,  скажем,  к  прямому  контролю за ценами, государство создает для  производителей  особый  экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

     Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных  и  абсолютно  неэффективных.  Нужны все,  и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные  потери начинаются тогда,  когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

     Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование,  запускает регуляторы,  не думая,  как их действие отразится на механизме рынка,  последний начинает давать сбои. Ведь  денежная  или  налоговая  политика  по  силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

     Надо иметь в виду,  что среди  экономических  регуляторов нет ни одного идеального.  Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере  экономики,  непременно  дает  негативные последствия  в  другой.  Здесь  ничего нельзя изменить.  Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредитов.  А если процентные ставки растут,  становится все труднее финансировать инвестиции,  начинается торможение экономического развития. К сожалению именно так ситуация развивается в России.

 

 

     2 Ценовая политика

 

     2.1 Что такое цена

 

     Цену можно определить как многофункциональное экономическое явление, ведущее рыночную экономику. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия.

     Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы. [3,стр.45

     Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на  деньги.  [7,стр.130]

     Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам.

     Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке, которое проводится с 1992 года специальной службой при Госкомстате РФ. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок, используя данные статистики производства, налогов и торговой статистики.  [9,стр.315]

    Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения.

     На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ), который иногда называют индексом стоимости жизни, по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

     Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

 

 

     2.2 Её сущность

 

     Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

     -  индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  т. д.);

     -  маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов  и  так далее. 

     В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

     Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник    при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.[8,стр.240]

     Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, ха­рактеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют  цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизован­но - государственного и рыночного типа.

 

 

     2.3 Функции цены

 

     Первичной функцией цены следует считать - измерительную. Благодаря цене уда­ется измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое коли­чество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной еди­ницы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата. 4,стр.165

     Соизмерительная функция заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы различаем более или менее дорогие товары. Если цена адек­ватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров. 4,166

     Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денеж­ных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 мил­лиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции. 4,стр.167

     Наряду с учетом цена, как измеритель, может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в де­нежном выражении.

     Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в каче­стве инструмента регулирования экономических процессов. 4,стр.166

     Так, в рыночной экономи­ке цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увя­зывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регули­рующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регули­руемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения.

     В нерыноч­ной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навя­зываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широ­ком плане - регулирования экономики.

     Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возмож­ности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге ин­вестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области произ­водства за счет оттока средств из устаревших отраслей. 4,стр.169

     В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структу­ру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или рознич­ные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей — заниженные. Тем самым, правда, создаются переко­сы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, воз­никают конфликты и на экономической, и на социальной почве. [11,стр.256]

Информация о работе Государственное влияние на рыночную экономику, ценовая политика