Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
систематизация, углубление теоретических знаний по проблемам маркетинга и развития практических навыков работы, рассмотреть влияние государства на экономику страны.
Государство в Экономике……………………………………………………......4
1.1 Функции государственного регулирования экономики……………………4
1.2 Методы государственного регулирования экономики…………………..... 5
1.3 Инструменты государственной политики……………………………….... .6
1.4 Проблемы и ограничения государственного вмешательства…………….. 7
2 Ценовая политика……………………………………………………………….. 8
2.1 Что такое цена………………………………………………………………...8
2.2 Ее сущность………………………………………………………………….. 9
2.3 Функции цены………………………………………………………………..10
2.4 Формирование ценовой политики………………………………………….12
2.5 Цели ценовой политики……………………………………………………..14
3 Ценообразование…………………………………………………………………14
3.1 Что такое ценообразование………………………………………………….14
3.2 Методы ценообразования…………………………………………………....15
3.3 Себестоимость продукции как основа формирования цены……………....16
3.4 Влияние на формирование цен внешних и внутренних факторов………..18
4 О методах ценообразования……………………………………………………..19
5 Компании и рынки………………………………………………………………..21
6 Заключение……………………………………………………………………......23
7 Список использованных источников…………………………………………....25
8 Практическая часть
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. 4,стр.172
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.
Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором — только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения. [3,стр.68]
Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.
В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока сохраняется стремление возложить на цену весь груз функций экономического регулирования, попытки создать эффективный ценовой механизм вряд ли окажутся плодотворными.
Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.
Переход от государственных цен к рыночным не может и не должен быть мгновенным, поэтому нельзя полностью избежать регулятивного воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.
Каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен.
Первая формулируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон.
Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель предлагает рынку стандартизованный продукт серийного производства. В этой обстановке важно, чтобы массовый потребитель знал цену, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и без проблем принимал решение о покупке.
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия. 2,стр.89
Вместе с тем, ценовая политика многих фирм нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка.
Согласно данным проведенных исследований ценовая политика большинства российских фирм заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Некоторые просто стараются продать свой товар как можно дороже.
Прежде всего, речь идет об установлении цены на новый для фирмы товар. Этот вопрос встает при освоении нового продукта, при внедрении уже производимого продукта на новые рынки или при использовании новых каналов сбыта. Фирма обычно представляет рынку свой товар на основе выбора определенной комбинации между его ценой и качеством.
Фирма может предлагать продукт высшего качества по высокой цене, продукт среднего качества по средней цене, продукт низкого качества по низкой цене. Условием применения этих подходов является наличие потребителей, предъявляющих спрос на различные по качеству и цене продукты. Может быть применена стратегия создания ценовых преимуществ. Если фирма заявляет в своей рекламе: «Предлагаем товар аналогичного качества, но по более приемлемым ценам», то большинство потребителей предпочтет, естественно сэкономить на цене. 2,стр.92
Практикуется так же завышение цен по отношению к полезному эффекту продукции, в условиях развитой конкуренции это может повредить репутации фирмы. Но в обстановке современной российской действительности, где ценовая конкуренция еще недостаточно развита, это встречается часто.
Установление цен предполагает конкретную дорожку шагов:
- определение целей ценовой политики;
- анализ спроса;
- оценка издержек;
- изучение предложения и цен конкурентов;
- выбор метода ценообразования; принятие окончательного решения об уровне цен
На новые товары формируются в зависимости от целей ценообразования следующие виды цен: 8,стр.193
- цена «снятия сливок»;
- цена внедрения на рынок;
- «психологическая цена»;
- цена следования за лидером;
- цена возмещения издержек производства;
- престижная цена.
Для товаров сформировавшегося рынка характерны следующие виды цен, позволяющие выиграть в борьбе с конкурирующими товарами:
- скользящая (падающая цена) в зависимости от соотношения спроса и предложения;
- долговременная цена (слабо подверженная изменениям);
- цена потребительского сегмента рынка;
- эластичная (гибкая) цена (быстро реагирующая на изменение спроса);
- преимущественная цена;
- цена на изделие уже снятое с производства;
- цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм на рынке;
- договорная цена.
В условиях становления рыночных отношений в России вопрос ценообразования очень актуален. С одной стороны предприятие в цену товара должно включать затраты на производство и реализацию продукции, с другой определенную прибыль.
Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Эта проблема решается в единстве макро- и микроуровней экономики, ибо предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства. [2,стр.157]
В понятие ценообразование входит совокупность организационных и методологических мер по определению цен на товары, вступающие после их производства в сферу обращения.
Следует обратить внимание на сложность процесса ценообразования, поскольку в нем участвует большое количество торговых и торгово-посреднических организаций на всем пути товара от производителя к потребителю.
Процесс ценообразования прежде всего характеризуется конкретизацией задач: получение максимальной прибыли, завоевание рынка сбыта, снижение затрат, борьба с конкурирующими товарами, рост объема производства и продаж и т.д.
Рассматривая методологию ценообразования, необходимо обратить внимание на сочетание элементов рыночной и регулируемой государством экономики. Хотя окончательная цена определяется рынком, на каждом предприятии проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая может совпасть или не сравняться с рыночной.
Метод прямого калькулирования. Составление калькуляции на конкретное изделие или группы изделий (укрупненные калькуляции). Этот метод используется при установлении на продукцию индивидуального производства, на принципиально новые изделия. 8,стр.180
Нормативно-параметрический метод. Цены на конкретное изделие устанавливаются из нормативов затрат и чистого дохода с учетом технико-экономических параметров, характеризующих потребительскую стоимость изделий. Наибольшее применение получил данный метод там, где имеется тесная связь между параметрами изделия и нормативами затрат ( например при установлении цены на холодильники). 8,стр.181
Параметрический метод. Предполагает сопоставление показателей качества аналогичных или взаимозаменяемых изделий, оценку различия в этих показателях и определение цены нового изделия, исходя из уровня действующих цен с учетом качества и потребительских свойств. Параметрический ряд – это группа изделий (телевизоры, радиоприемники) или материалов (металлов, тканей), характеризующаяся единством назначения и общностью технологических процессов изготовления. 8,стр.182
Наиболее распространенным методом ценообразования, из числа параметрических, выступает балловый метод (особенно в легкой, пищевой промышленности). Он применяется, когда невозможно количественно оценить параметры изделия.
Метод удельной цены. Используется при наличии прямой зависимости между основным параметром и ценой.
Метод множественной корреляции. Применяется, когда есть зависимость цены от нескольких параметров.
Агрегатный метод. Практикуется в случае оценки конструктивно сложного изделия, состоящего из самостоятельных изделий, у каждого из которых своя цена. Цена изделия в данном случае зависит от суммы цен отдельных изделий, входящих в него. 8,стр.183
В любом случае основой расчета цены является себестоимость. Поэтому необходимо дать ее развернутую характеристику.
Себестоимость – это затраты на производство и реализацию товара, продукции в денежной форме. [12,стр.164]
Здесь следует обратить внимание на классификацию затрат, включаемых в себестоимость. В зависимости от различных классификаторов различают:
1.Группировка затрат по однородным экономическим элементам – смета затрат, и по статьям расходов – калькуляция.
2.Смета затрат дает ответ на вопрос, что израсходовано предприятием, калькуляция – где и на какие цели затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы.
3.По признаку целесообразности затраты подразделяются на производительные и непроизводительные (различные потери).
4.В зависимости от места их возникновения затраты различают как производственные, так и внепроизводственные (реализационные).
5.В зависимости от участия в производственном процессе изготовления продукции затраты делятся на основные и накладные.
6.По способу включения в себестоимость единицы продукции затраты разделяются на прямые и косвенные.
7.По характеру связи с объемом производства затраты бывают постоянные и переменные.
Рассмотренные группировки затрат должны учитываться в процессе ценообразования. Каждая из них несет информацию, необходимую для прогнозирования цены на конкретное изделие и проведения соответствующей ценовой политики, а так же для изыскания снижения резервов затрат в целях обеспечения конкурентоспособности товара.
При расчете себестоимости, для целей ценообразования, в первую очередь используется деление затрат на прямые и косвенные.
Информация о работе Государственное влияние на рыночную экономику, ценовая политика