Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа
Объект исследования – налоговый контроль.
Предмет исследования – налоговый контроль и государственные органы, его осуществляющие.
Цель работы: отразить сущность, задачи и функции государственных органов, осуществляющих налоговый контроль.
Методы исследования: аналитические и статистические.
Введение……………………………………………..……………………………
4
1 Теоретические основы налогового контроля……………...…………...…….
6
2 Международный опыт осуществления налогового контроля…….…………
19
3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования…………………………………………….…………..
28
Заключение…..………………………………….…………………………..…….
41
Список использованных источников……………………….……………..…….
43
Налоговый орган по ходатайству налогоплательщика может, перед тем как подписывать, направить ему акт проверки, давая тем самым возможность выразить свою позицию по поводу его содержания в приемлемый срок.
По окончании налоговой проверки проводится собеседование с налогоплательщиком (его представителем), за исключением случаев, когда по результатам проверки размеры налоговых обязательств остаются без изменений, либо при отказе налогоплательщика от участия в собеседовании. На заключительном собеседовании обсуждаются спорные обстоятельства дела, а также дается правовая оценка фактов, выявленных в ходе проверки, и их последствия.
Анализ опыта ФРГ убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.
3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования
Государство как обязательный
субъект налоговых
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включаются:
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни;
республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);
Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы – при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством. [3]
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) – республиканский орган государственного управления, обладающий правами юридического лица, в пределах своей компетенции проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения.
Основными задачами являются:
осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин);
учет исчисленных и уплаченных налогов, сборов (пошлин);
разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства в пределах своей компетенции;
подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его территориальные органы, инспекции областей, инспекции по Минску, инспекции по городам и районам образуют единую централизованную систему налоговых органов. Данная информация отображена на рисунке 1. [18, с.20]
Рисунок 1 –
Структура государственных
Примечание – Источник: [18, c.20].
Руководители территориальных о
Налоговые органы выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.
Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют следующие права:
получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);
вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;
заявлять ходатайства о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
направлять в суд иски (заявления) в порядке, установленном законодательством: о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; признании осуществляемой деятельности (иным обязанным лицом), не законной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязательного лица); экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязательного лица);
получать информацию и документы от других государственных органов, организаций и физических лиц, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на налоговые органы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;
проверять при проведении налоговой проверки у должностных лиц организаций и физических лиц документы, удостоверяющие личность, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
взыскивать в установленном порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;
приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;
иметь доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица);
назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);
создавать налоговые посты в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);
вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда физических лиц за пределы Республики Беларусь до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;
проводить контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольное оформление заказов на выполнение работ в порядке, определяемом законодательством, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств. Контрольной закупкой признается ситуация приобретения товарно-материальных ценностей без цели их потребления или последующей реализации, искусственно созданная должностными лицами налоговых органов;
изымать документы плательщика (иного обязанного лица) при проведении выездной налоговой проверки;
производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), являющихся объектами нарушения налогового законодательства, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
определять при отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, размер налога, сбора (пошлин), причитающихся к уплате в бюджет, на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банке и сведений, полученных об указанных лицах, от других органов, организаций и физических лиц либо расчетным порядком в соответствии с законодательством на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лиц), занимающихся аналогичным видом деятельности. Суммы налогов, сборов (пошлин), определенные в установленном порядке, пересматриваются налоговым органом при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского учета и представления документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, но не позднее трех месяцев со дня вручения плательщику акта налоговой проверки. [18, с.21-23]
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами.
К органам высшего уровня, наделенным правами осуществления налогового контроля, относится также Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК РБ) и его органы – это государственные правоохранительные органы исполнительной власти, наделенные специальной властью, специальными полномочиями в целях выполнения задач и функций в области таможенного, налогового и валютного контроля. Деятельность таможенных органов в сфере налогов распространяется на акцизы и НДС на ввозимые и вывозимые товары, а также на таможенную пошлину. Таможенные органы по контролю соблюдения налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь имеют права и обязанности:
проведение налоговых проверок;
проверка всех документов,
связанных с исчислением
получение необходимой информации по исчислению и уплате налоговых платежей и таможенных пошлин;
проведение возврата или зачета излишне уплаченных (взысканых) сумм налоговых платежей;
наложение ареста на имущество плательщиков в качестве обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пени;
другое.
Таможенные органы и их должностные лица с целью обеспечения соблюдения налогового и таможенного законодательства вправе получать от плательщиков (декларантов), иных обязанных лиц документы (их копии), необходимые для исчисления и уплаты налогов, пошлин (сборов), в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу Республики Беларусь.
К таким документам и сведениям относятся: контракты (договоры), соглашения, счет-фактуры, спецификации, техническая документация на товар, платежные инструкции и другие первичные документы бухгалтерского учета, таможенные декларации, в том числе таможенные декларации иностранного государства, спецификации о происхождении товара и другие документы.
Для осуществления налогового контроля таможенные органы передают налоговым органам информацию по таможенному делу, полученную от плательщиков.
Информация, предоставленная таможенным органам Республики Беларусь, должна использоваться исключительно в данных целях.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и его местные финансовые органы, иные уполномоченные органы участвуют в налоговых отношениях в каждом конкретном случае в пределах их компетенции. [18, с.25-26]
Контрольная деятельность налоговых органов в I квартале 2012 г.
Гарантом финансовой стабильности любого государства является налоговый потенциал экономики, который определяется объемом уплачиваемых платежей в бюджет и формируется под влиянием множества различных факторов.
Согласно нормам Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями; далее – Указ № 510) внимание налоговых органов концентрируется на работе с субъектами, представляющими наибольший риск с точки зрения обеспечения финансовой, экономической безопасности. Это приводит к сокращению количества проводимых проверок и исключению необоснованного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования.
Об эффективности работы налоговых органов при выполнении норм Указа № 510 свидетельствуют следующие показатели контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами за январь-март 2012 г.
Информация о работе Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь