Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание

Объект исследования – налоговый контроль.
Предмет исследования – налоговый контроль и государственные органы, его осуществляющие.
Цель работы: отразить сущность, задачи и функции государственных органов, осуществляющих налоговый контроль.
Методы исследования: аналитические и статистические.

Содержание

Введение……………………………………………..……………………………
4
1 Теоретические основы налогового контроля……………...…………...…….
6
2 Международный опыт осуществления налогового контроля…….…………
19
3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования…………………………………………….…………..
28
Заключение…..………………………………….…………………………..…….
41
Список использованных источников……………………….……………..…….
43

Работа состоит из  1 файл

katya.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

Налоговый орган по ходатайству  налогоплательщика может, перед  тем как подписывать, направить  ему акт проверки, давая тем  самым возможность выразить свою позицию по поводу его содержания в приемлемый срок.

По окончании налоговой проверки проводится собеседование с налогоплательщиком (его представителем), за исключением случаев, когда по результатам проверки размеры налоговых обязательств остаются без изменений, либо при отказе налогоплательщика от участия в собеседовании. На заключительном собеседовании обсуждаются спорные обстоятельства дела, а также дается правовая оценка фактов, выявленных в ходе проверки, и их последствия.

Анализ опыта ФРГ убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования

 

 

 

Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами. В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные государственные органы, которым в соответствии с налоговым законодательством предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц. [18, с.19]

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включаются:

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь и инспекции  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни;

республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации  и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его  органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы – при  решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством. [3]

Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) – республиканский орган государственного управления, обладающий правами юридического лица, в пределах своей компетенции проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения.

Основными задачами являются:

осуществление контроля в пределах своей компетенции  за соблюдением налогового законодательства, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин);

учет исчисленных и  уплаченных налогов, сборов (пошлин);

разработка предложений  по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства в пределах своей компетенции;

подготовка налоговых  соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

принятие нормативных  правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь и его  территориальные органы, инспекции  областей, инспекции по Минску, инспекции  по городам и районам образуют единую централизованную систему налоговых органов. Данная информация отображена на рисунке 1. [18, с.20]

 





 

 

 



 

 



 


 

 

Рисунок 1 –  Структура государственных налоговых  органов

Примечание – Источник: [18, c.20].

 

 

Руководители территориальных органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по налогам и сборам. Инспекции МНС по городам, районам и районам в городах являются самой массовой структурной единицей. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые лишь организуют и контролируют процессы сбора налога. Они являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками.

Налоговые органы выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.

Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей  компетенции имеют следующие  права:

получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

вызывать в налоговые  органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

заявлять ходатайства  о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

лишении организаций  и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

направлять в суд  иски (заявления) в порядке, установленном законодательством: о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; признании осуществляемой деятельности (иным обязанным лицом), не законной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязательного лица); экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязательного лица);

получать информацию и документы от других государственных органов, организаций и физических лиц, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на налоговые органы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

проверять при проведении налоговой проверки у должностных лиц организаций и физических лиц документы, удостоверяющие личность, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

взыскивать в установленном  порядке неуплаченные (не полностью  уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

иметь доступ должностных  лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица);

назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

создавать налоговые  посты в целях налогового контроля в порядке,  определяемом законодательством,  обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда физических лиц за пределы Республики Беларусь до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

проводить контрольные  закупки товарно-материальных ценностей  и контрольное оформление заказов на выполнение работ в порядке, определяемом законодательством, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств. Контрольной закупкой признается ситуация приобретения товарно-материальных ценностей без цели их потребления или последующей реализации, искусственно созданная должностными лицами налоговых органов;

изымать документы плательщика (иного обязанного лица) при проведении выездной налоговой проверки;

производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), являющихся объектами нарушения налогового законодательства, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

определять при отсутствии у плательщика (иного обязанного лица) документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, размер налога, сбора (пошлин), причитающихся к уплате в бюджет, на основании сведений о движении денежных средств по счетам плательщика (иного обязанного лица) в банке и сведений, полученных об указанных лицах, от других органов, организаций и физических лиц либо расчетным порядком в соответствии с законодательством на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лиц), занимающихся аналогичным видом деятельности. Суммы налогов, сборов (пошлин), определенные в установленном порядке, пересматриваются налоговым органом при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского учета и представления документов бухгалтерского учета и других документов, связанных с налогообложением, но не позднее трех месяцев со дня вручения плательщику акта налоговой проверки. [18, с.21-23]

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь вправе издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами.

К органам высшего  уровня, наделенным правами осуществления налогового контроля, относится также Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК РБ) и его органы – это государственные правоохранительные органы исполнительной власти, наделенные специальной властью, специальными полномочиями в целях выполнения задач и функций в области таможенного, налогового и валютного контроля. Деятельность таможенных органов в сфере налогов распространяется на акцизы и НДС на ввозимые и вывозимые товары, а также на таможенную пошлину. Таможенные органы по контролю соблюдения налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь имеют права и обязанности:

проведение налоговых  проверок;

проверка всех документов, связанных с исчислением налогов и таможенных пошлин;

получение необходимой  информации по исчислению и уплате налоговых платежей и таможенных пошлин;

проведение возврата или зачета излишне уплаченных (взысканых) сумм налоговых платежей;

наложение ареста на имущество  плательщиков в качестве обеспечения  исполнения налогового обязательства, уплаты пени;

другое.

Таможенные органы и их должностные лица с целью обеспечения соблюдения налогового и таможенного законодательства вправе получать от плательщиков (декларантов), иных обязанных лиц документы (их копии), необходимые для исчисления и уплаты налогов, пошлин (сборов), в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу Республики Беларусь.

К таким документам и  сведениям относятся: контракты (договоры), соглашения, счет-фактуры, спецификации, техническая документация на товар, платежные инструкции и другие первичные документы бухгалтерского учета, таможенные декларации, в том числе таможенные декларации иностранного государства, спецификации о происхождении товара и другие документы.

Для осуществления налогового контроля таможенные органы передают налоговым органам информацию по таможенному делу, полученную от плательщиков.

Информация, предоставленная  таможенным органам Республики Беларусь, должна использоваться исключительно в данных целях.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и его местные финансовые органы, иные уполномоченные органы участвуют в налоговых отношениях в каждом конкретном случае в пределах их компетенции. [18, с.25-26]

Контрольная деятельность налоговых органов в I квартале 2012 г.

Гарантом финансовой стабильности любого государства является налоговый потенциал экономики, который определяется объемом уплачиваемых платежей в бюджет и формируется  под влиянием множества различных  факторов.

Согласно нормам Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями; далее – Указ № 510) внимание налоговых органов концентрируется на работе с субъектами, представляющими наибольший риск с точки зрения обеспечения финансовой, экономической безопасности. Это приводит к сокращению количества проводимых проверок и исключению необоснованного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования.

Об эффективности работы налоговых органов при выполнении норм Указа № 510 свидетельствуют следующие показатели контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами за январь-март 2012 г.

Информация о работе Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь