Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа
Объект исследования – налоговый контроль.
Предмет исследования – налоговый контроль и государственные органы, его осуществляющие.
Цель работы: отразить сущность, задачи и функции государственных органов, осуществляющих налоговый контроль.
Методы исследования: аналитические и статистические.
Введение……………………………………………..……………………………
4
1 Теоретические основы налогового контроля……………...…………...…….
6
2 Международный опыт осуществления налогового контроля…….…………
19
3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования…………………………………………….…………..
28
Заключение…..………………………………….…………………………..…….
41
Список использованных источников……………………….……………..…….
43
За 3 месяца 2012 г. проведено 11077 проверок действующих субъектов хозяйствования, в том числе 5121 плановая проверка, или 46,2% от общего количества проверок. По сравнению с соответствующим периодом прошлого
года количество плановых проверок сократилось на 387, или на 7,1%, в том числе юридических лиц – на 109, или на 4,7%, индивидуальных предпринимателей – на 278 проверок, или 8,7%.
Анализ проведенных
в отчетном периоде контрольных
мероприятий показал, что увеличился
удельный вес субъектов
Аналогичная ситуация просматривается и в отношении плановых проверок. Результативность плановых проверок действующих субъектов предпринимательской деятельности составила за I квартал 2012 г. 99,2% (в I квартале 2011 г. – 98,8%, в I квартале 2010 г. – 88,0%).
Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива N 4) определены требования о необходимости придания контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера и перехода к преимущественному использованию профилактических мер. Следуя указанным требованиям Директивы № 4, налоговые органы наряду с контрольной деятельностью проводят также мероприятия предупредительного и профилактического характера. В результате проведения таких мероприятий из запланированных к проверке в I квартале текущего года субъектов хозяйствования 512 субъектов, получив от налоговых органов уведомления о проведении проверок, представили в налоговые органы уточненные декларации (расчеты), уплатив добровольно 13,7 млрд. руб. платежей в бюджет.
По результатам проверок в I квартале 2012 г. доначислено в бюджет 55,0 млрд.руб., что на 13,6 млрд.руб. больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.
В течение I квартала 2012 г. проведено 176 проверок, в результате которых выявлены случаи совершения хозяйственных операций с субъектами, осуществляющими деятельность по принципу лжепредпринимательских структур (прирост количества таких проверок по сравнению с I кварталом 2011 г. – 9,3%), результативность проверок составила 98,3%. По результатам данных контрольных мероприятий допричислено в бюджет 28607 млн.руб., что больше по сравнению с I кварталом 2011 г. на 3673,8 млн.руб. Материалы проверок в отношении 58 субъектов предпринимательской деятельности направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, возбуждено в течение I квартала 2012 г. 7 уголовных дел. [21]
Так, например, в ходе проверки ОДО (г. Витебск) были предъявлены документы о приобретении товаров у организаций, не осуществлявших деятельность. Доказательства фиктивности этих документов были установлены совместно с органами финансовой милиции. В результате предъявлено к доплате в бюджет 286 млн.руб. В отношении директора возбуждено уголовное дело по части второй статьи 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
По-прежнему особое внимание налоговые органы уделяют контролю за соблюдением налогового законодательства в сфере строительства, в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта и благоустройства.
За I квартал 2012 г. инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь проведено 520 проверок субъектов предпринимательской деятельности в данной сфере (на уровне первого квартала прошлого года), результативность проверок – 91,9%, в соответствующем периоде прошлого года – 91,3%. По результатам проверок предъявлено к уплате 15905,9 млн.руб., взыскано 79,8% доначисленных сумм. Материалы проверок в отношении 36 субъектов предпринимательской деятельности направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, в I квартале 2012 г. возбуждено 3 уголовных дела.
Так, в ходе проверки филиала ООО установлено, что с целью занижения выручки от выполнения отделочных работ на строительном объекте филиалом были оформлены фиктивные документы о выполнении части работ (86,1 млн.руб.) частным транспортным унитарным предприятием. В связи с этим установленная проверкой сумма недоплаченных филиалом налогов составила 33,3 млн.руб.
Бобруйским филиалом
ООО аналогичным образом
Наряду с плановыми проверками в соответствии с пунктом Указа № 510 налоговыми органами в отчетном периоде проводились и внеплановые проверки.
В течение января-марта 2012 г. проведено 3642 внеплановые тематические оперативные проверки (за исключением тематических оперативных проверок физических лиц, осуществляющих незарегистрированную предпринимательскую деятельность), что на 15,2% больше, чем в аналогичном периоде 2011 г. Результативность проверок составила 99,8%.
Указанные мероприятия в целом обеспечили изъятие из теневого оборота товарно-материальных ценностей и денежных средств по предварительной оценке на сумму 11,1 млрд.руб. По решениям судов обращено в доход государства товарно-материальных ценностей на сумму 6,9 млрд.руб., или на 60,5% больше, чем в I квартале 2011 г.
С применением метода контрольной закупки проведено 2768 проверок (70% от общего количества внеплановых тематических оперативных проверок), результативность которых составила 100%.
За нарушения порядка маркировки контрольными (идентификационными) знаками в I квартале 2012 г. арестовано товарно-материальных ценностей на сумму 3107,6 млн.руб. (в 5,2 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года), обращено в доход государства товарно-материальных ценностей на сумму 1061,8 млн.руб., или в 2,4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 г.
В результате 48 проверок установлены нарушения порядка осуществления валютных операций (в I квартале 2011 г. – 8), в связи с чем арестованы денежные средства на сумму 106,9 млн.руб.
В ходе проведения тематических оперативных проверок физических лиц установлено 724 лица, осуществляющих деятельность без государственной регистрации, в отношении которых составлены административные протоколы. По результатам данных проверок 999 лицам вынесены предупреждения о мерах ответственности за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, доначислено налогов на сумму 86,9 млн.руб.
Арестовано дохода, полученного
от осуществления
Налоговыми органами
республики постоянно проводятся мероприятия,
направленные на выявление и пресечение
нарушений законодательства при
реализации товаров (работ, услуг) через
сеть Интернет, в том числе посредством онлайн
В I квартале 2012 г. налоговыми органами республики с использованием информации, размещенной в сети Интернет, проведено 318 проверок, в том числе 8 проверок по пресечению нарушений законодательства при реализации товаров (работ, услуг) посредством онлайн-аукционов. Результативность данных проверок составила 99,3% (316 проверок). При проведении данных проверок установлено 403 нарушения действующего законодательства, в том числе 10 нарушений при реализации товаров (работ, услуг) посредством онлайн-аукционов.
Указанные мероприятия в целом обеспечили изъятие из теневого оборота товарно-материальных ценностей и денежных средств на сумму 4111,9 млн.руб. (в том числе за нарушения при реализации товаров (работ, услуг) посредством онлайн-аукционов – 5,2 млн.руб.). По решениям судов обращено в доход государства товарно-материальных ценностей на сумму 1048,8 млн.руб. Дополнительно по результатам этих контрольных мероприятий доначислено налогов на сумму 20,4 млн.руб. [21]
Совершенствование осуществления налогового контроля в Республике Беларусь. В настоящее время уже сформирована нормативно-правовая база осуществления контрольных мероприятий. Ее составляет прежде всего Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь.
С 1 октября текущего года вступили в силу основные положения Указа № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" от 26 июля 2012 г., в связи с чем в сфере осуществления проверок произошли определенные изменения. В частности, конкретизированы действия проверяющих в отсутствие проверяемого субъекта; установлены последствия признания проверки незаконной; закреплена такая форма контроля (надзора), как мониторинг; определены новые основания назначения внеплановых проверок и др.
Кроме того, с 2013 года вступает в силу Указ № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" от 23 октября 2012 г., которым предусматривается создание реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
С учетом принятых изменений и в целях координации проверок контролирующих (надзорных) органов уточнен порядок исчисления периодичности для назначения плановых проверок. В частности, срок назначения последующей проверки будет исчисляться не со дня, а с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год), назначенной после 1 января 2010 года. Одной из новаций также является то, что в соответствии с предписаниями Директивы № 4 Указом № 332 установлен пятилетний мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушения законодательства. Таковыми признаются субъекты, у которых ни в ходе предыдущей плановой проверки, ни в период после ее окончания и до назначения следующей плановой проверки не выявлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и фактов нарушений законодательства. Таким образом, эти субъекты будут проверяться (независимо от того, к какой группе риска отнесены) не чаще одного раза в пять лет. Это ограничение распространяется и на проверки в рамках ведомственного контроля. Исключение составляют диппредставительства и консульские учреждения республики, ведомственный контроль в отношении которых при отсутствии нарушений по результатам предыдущей плановой проверки будет осуществляться не чаще одного раза в три календарных года. [19]
Из пункта 4 Положения № 510 исключена норма, которая предоставляла проверяющим право при проведении внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) на срок не более двух суток для снятия остатков товара и проверки порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, таксометров. Поэтому с 1 октября 2012 г. в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" налоговые органы при проведении внеплановых тематических оперативных проверок руководствуются нормами Положения об организации и проведении проверок, утвержденного указом № 510 от 16 октября 2009 г., с учетом изменений, внесенных указом № 332. Это означает, что контролирующие органы с 1 октября 2012 г. не имеют права при проведении внеплановых тематических оперативных проверок приостанавливать розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг).
Положение о порядке проведения мониторинга утверждено Указом № 332. В положении установлены задачи и полномочия контролирующих органов при проведении мониторингов, а также предусмотрено, что в случае добровольного устранения субъектом выявленных в результате мониторинга нарушений санкции к нему не применяются. Мониторинг может осуществляться в отношении всех субъектов – и поднадзорных и подконтрольных. Это означает, что мониторинг является новой формой контроля, коренным образом отличающейся от проверочных мероприятий, потому что он направлен прежде всего на предупреждение, профилактику правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности путем установления сотрудничества, открытого диалога с бизнес-сообществом. Таким образом, мониторинг – это не проверка. Главное отличие этой формы контроля заключается в том, что при осуществлении мониторинга контролирующие и надзорные органы не используют полномочия, предоставленные им для проведения проверок. Мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется для оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта предпринимательской деятельности. Мониторинг может проводиться как без выезда на объект, так и непосредственно на объекте – это так называемый визуальный мониторинг. При визуальном мониторинге сотрудники контролирующих и надзорных органов, открыто находясь на объекте (в торговом зале, в точке оказания услуг и др.), проводят фактическую оценку его деятельности. При этом контролер или сотрудник надзорного органа не может находиться, например, за прилавком продавца или требовать у него какие-либо документы. Он может проводить только визуальную оценку и сопоставлять ее с данными, которыми располагает контролирующий орган. Например, субъект показывает в налоговых или других органах небольшой объем выручки, а в результате визуального наблюдения объекта выясняется, что не вся выручка проходит через кассовый суммирующий аппарат и, соответственно, не полностью отражается в отчетности. Кстати, с момента вступления в силу Положения о мониторинге налоговыми органами проведено более почти 850 мониторингов, в результате которых в адрес с субъектов направлено более 400 рекомендаций об устранении выявленных нарушений. К примеру, мониторинг в сфере парикмахерских услуг привел к повышению выручки на одного работающего с 2,2 млн.бел.руб. до 5 млн.бел.руб. Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций. Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности. Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме. Вводя такую форму, как мониторинг, мы в первую очередь апеллируем к добросовестности субъекта. Этот принцип заложен в Указе: контрольная и надзорная деятельность в Беларуси осуществляется в соответствии с принципом добросовестности и невиновности проверяемого субъекта. Мы рассчитываем на то, что постепенное внедрение в отношения с плательщиками таких форм контроля приведет в итоге к значительному повышению налоговой и административной культуры субъектов хозяйственной деятельности, которые будут в этом заинтересованы. Чтобы она была сопоставима с той налоговой и административной культурой, которая сформировалась, например, в странах Евросоюза. [19]
Информация о работе Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь