Контроллинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:41, лекция

Описание

Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:
1) адаптация стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;
2) создание системы обеспечения информацией;
3) согласование оперативных и стратегических планов;
4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;
5) адаптация организационной структуры организации.
Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

Контроллинг.docx

— 53.16 Кб (Скачать документ)

1. Сущность контроллинга.

   Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании  в будущем периоде с помощью действий:

1) адаптация  стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;

2) создание системы обеспечения информацией;

3) согласование оперативных и стратегических планов;

4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;

5) адаптация организационной структуры организации.

   Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.

   Основные  составляющие концепции контроллинга:

1) Философия доходности:

- ориентация действий сотрудников на рентабельность продукции и производства;

- сочетание ориентации  на клиентов и доход;

- синхронизация целей предприятия и личных целей;

- рост суммы  активов компании.

2) Создание информационной системы для задач целевого управления.

3) Разбиение задач на циклы:

- этап планирования;

- этап контроля  исполнения и принятия корректированных решений – это анализ фактических данных и выработка мероприятий по устранению отклонений.

4) Формирование организационной структуры. 

2. Задачи и функции контроллинга.

   Контроллинг - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Цели - вытекают из целей компании (достижение уровня рентабельности, производительности и т.д.).

   Функции  определяются поставленными перед  компанией целями:

1) Учет:

- создание системы  сбора и обработки информации;

- унификация  методов и критериев оценки  деятельности компании;

- ведение системы  внутреннего учета.

2) Планирование:

- информационная  поддержка при разработке базовых  планов;

- формирование  и совершенствование всей системы  планирования;

- установление  потребности в информации;

- координация  отдельных планов и процесса обмена информацией;

3) Информационно-аналитическое обеспечение:

- разработка  системы информирования;

- стандартизация  информационных носителей;

- предоставление  цифр материалов для процесса планирования.

4) Контроль и  регулирование:

- определение контрольных величин;

- сравнение плановых и фактических величин;

- определение допустимых отклонений, их анализ.

   Специальные  функции:

1) сбор и анализ информации о внешней среде;

2) проведение калькуляции для особых заказов;

3) расчет эффективности  инвестиционных проектов. 

3. Объекты контроллинга на предприятии (в организации).

   Планирование  на предприятии предусматривает  разработку базовых и интегрированных  оперативных            планов: продаж, производства, закупок,  мощностей, прибыли, ликвидности,  рентабельности.

   Бюджетирование устанавливает бюджет доходов и расходов по отдельным подразделениям на  основании плановых показатилей и данных учёта затрат.

   Учёт и отчётность включают:

- систему показателей эффективности работы предприятия;

- установление периодичности, содержание и форм отчётности по уровням иерархии управления;

- систему контроля над исполнением плана.

   Анализ отклонений предусматривает:

- внедрение инструментария для расчёта отклонений фактических величин от плановых;

- разработку мероприятий по устранению выявленных отклонений. 

4. Контроллинг внешней среды предприятия.

   Задачи контроллинга внешней среды (КВС):

- проведение  мониторинга состояния внешней  среды;

- сбор и обработка планово-прогнозной информации;

- оценка контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий);

- прогнозирование состояния внешней среды;

- определение сильных и слабых сторон предприятия;

- подготовка информации для планирования будущего поведения предприятия во внешней среде.

   Инструменты КВС - целесообразно чётко выделить следующие сегменты внешней среды: законодательство, технический прогресс, инфраструктуру, рынок труда, поставщиков, международные рынки,  экономику, покупателей и т.д.

   При анализе  состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, анализу уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по такой же схеме, что и анализ работы собственного предприятия. Анализ может проводиться как в форме чистого анализа фактов, так и в форме причинно-следственного анализа, чаще всего при изучении отклонений.  

5. Контроллинг в системе управления предприятием (организацией).

   Два типа  контроллинга - стратегический и оперативный.

1) Стратегический - помощь в использовании всего потенциала, определяет цели и задачи для оперативного. Целевая функция - обеспечение успешного функционирования. Показатели успеха – доля рынка, рост рынка и т.д. Перспектива - долгосрочная и среднесрочная. В целях поддержания стратегического плана нужно осуществлять стратегический контроль. При формировании его концепции решают задачи:

- установление  нормативных величин;

- определение  реальных величин;

- выявление необходимых  действий для управления отклонениями.

   Процесс стратегического контроля - 3 фазы:

- формирование  конрольных величин;

- проведение  контрольной оценки;

- принятие решения.

   Основной  источник информации в стратегическом контроллинке - стратегический учет, а инструмент - метод стратегических балансов. Они могут быть внешние (измерение шансов и рисков компании на рынке), и внутренние - выявление узких мест на предприятии.

2) Оперативный - оказание помощи в достижении запланированных целей. Показатели - прибыль, рентабельность, краткосрочная перспектива. Основная задача - обеспечение поддержки менеджерам для достижения запланированных показателей. Основное отличие - стратегический ориентируется на тенденции, операционный - на настоящее. 

6. Контроллинг маркетинга и сбыта.

   Основная  задача - информационная поддержка  менеджмента по удовлетворению  потребностей клиентов. Основные сферы деятельности: политика продукта, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика.

Виды контроллинга:

1) Стратегический  контроллинг - включает стратегическое планирование и контроль (анализ стратегического портфеля, матрица продукт-рынок).

2) Оператиный контроллинг - решает следующие задачи:

а) формирование и контроль сбыта - анализ оборота, издержек и прибыли, анализ эффективности  запланированных мероприятий по сбыту, анализ и оценка выгодности клиентов для получения прибыли;

б) формирование и контроль ценовой политики - планирование цены и изменение на отдельные  виды продукции, планирование конкретных мероприятий по дифференцированию  цен для разных потребительских  групп;

в) формирование коммуникационной политики - анализ распределения  коммуникационных издержек, сравнительный  анализ коммуникационных издержек в  отрасли и по конкурентам, проведение сравнительных расчетов затрат для  альтернативных мероприятий.

   Основные  инструменты контроллинга:

1) Стратегического:

а) GAP анализ – установление отклонений желательного развития ситуации от ожидаемого - количественное сопоставление прибыли, рентабельности и т.д.

б) портфолио анализ - распределение деятельности компании  по отдельным стратегиям относительно продукции и рынков.

2) Оперативного:

а) маржинальная прибыль - анализ эффективности конкретных мероприятий, предметы анализа - группы товаров, регионы и т.д.

б) сравнительные расчеты -  анализ издержек, им противопоставляется доход компании, используют показатели:

- оборот/расходы на рекламу;

- оборот/издержки  продаж;

- оборот/ издержки  на постпродуктное обслуживание. 

7. Контроллинг обеспечения ресурсами.

   Деятельность предприятия в области закупок преследует цель найти и предоставить с минимальными издержками материальные ресурсы, необходимые для производственного процесса. Контроллинг позволяет оптимизировать решение проблемы: «ограниченность ресурсов – безграничность потребностей». Контроллинг обеспечения ресурсами включает в себя следующие задачи:

- информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов;

- анализ закупаемых  ресурсов;

- расчет эффективности  работы отдела снабжения.

   Инструменты контроллинга закупок:

1) первичные  исследования (опросы и наблюдения, которые дополняются экспериментальными, практическими методами);

2) вторичный  анализ (обработка полученной информации):

- АВС-анализ. Задача ABC - анализа состоит в оказании помощи покупателю (службам обеспечения) при выборе наиболее значимых для предприятия материалов. В процессе ABC-анализа рассчитываются количество и стоимость потребляемых материалов. По итогам расчета формируются три группы товаров: А (наибольшей кумулированной стоимостью - количество товара, умноженное на его цену), В (в диапазоне от 50 до 90% кумулированной стоимости) и С (минимальной).

- Анализ возможных  ситуаций прерывания процесса  производства.

- Определение  верхних границ цен (максимальная  цена, которую предприятие готово  заплатить за товар).  

8. Контроллинг производства.

   Целевая  задача контроллинга производства (КП) управление производственными запасами. К задачам КП относится:

- оптимизация  производственных издержек, в том  числе программы их снижения;

- формирование  условий эффективности производственного  процесса;

- предоставление  информации другим подразделениям  о производственных издержках,  загрузке мощностей, параметрах  выполнения производственной программы. 

   В обязанности  контроллера производства входит  составление отчётов, включающих  не только величины фактических  возникших отклонений по факторам, но и комментарии к ним. Если  контроллер выявляет негативные  тенденции по контролируемым  видам издержек, то он должен  инициировать мероприятия по  их устранению. В задачи контроллинга производства входит также управление рентабельностью капитала, задействованного в производственном процессе. К задачам КП может относиться информационная поддержка процессов, направленных на сокращение объёма бракованной продукции. Контроллинг должен оценивать различные стратегии, направленные на снижение суммарных издержек от прерывания производственного процесса: совершенствование системы планово-предупредительного ремонта, создание резерва мощностей и запасов по производственным переделам.  

9. Контроллинг в сфере логистики.

   Логистика  применительно к предприятию  представляет планирование, управление  и контроль за складированием  и транспортированием всех видов  материальных ресурсов внутри  предприятия и вне его.

Информация о работе Контроллинг