Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:41, лекция
Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:
1) адаптация стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;
2) создание системы обеспечения информацией;
3) согласование оперативных и стратегических планов;
4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;
5) адаптация организационной структуры организации.
Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.
1. Сущность контроллинга.
Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:
1) адаптация стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;
2) создание системы обеспечения информацией;
3) согласование оперативных и стратегических планов;
4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;
5) адаптация организационной структуры организации.
Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.
Основные составляющие концепции контроллинга:
1) Философия доходности:
- ориентация действий сотрудников на рентабельность продукции и производства;
- сочетание ориентации на клиентов и доход;
- синхронизация целей предприятия и личных целей;
- рост суммы активов компании.
2) Создание информационной системы для задач целевого управления.
3) Разбиение задач на циклы:
- этап планирования;
- этап контроля исполнения и принятия корректированных решений – это анализ фактических данных и выработка мероприятий по устранению отклонений.
4) Формирование
организационной структуры.
2. Задачи и функции контроллинга.
Контроллинг - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Цели - вытекают из целей компании (достижение уровня рентабельности, производительности и т.д.).
Функции
определяются поставленными
1) Учет:
- создание системы сбора и обработки информации;
- унификация методов и критериев оценки деятельности компании;
- ведение системы внутреннего учета.
2) Планирование:
- информационная
поддержка при разработке
- формирование
и совершенствование всей
- установление потребности в информации;
- координация отдельных планов и процесса обмена информацией;
3) Информационно-аналитическое обеспечение:
- разработка системы информирования;
- стандартизация информационных носителей;
- предоставление цифр материалов для процесса планирования.
4) Контроль и регулирование:
- определение контрольных величин;
- сравнение плановых и фактических величин;
- определение допустимых отклонений, их анализ.
Специальные функции:
1) сбор и анализ информации о внешней среде;
2) проведение калькуляции для особых заказов;
3) расчет эффективности
инвестиционных проектов.
3. Объекты контроллинга на предприятии (в организации).
Планирование
на предприятии
Бюджетирование устанавливает бюджет доходов и расходов по отдельным подразделениям на основании плановых показатилей и данных учёта затрат.
Учёт и отчётность включают:
- систему показателей эффективности работы предприятия;
- установление периодичности, содержание и форм отчётности по уровням иерархии управления;
- систему контроля над исполнением плана.
Анализ отклонений предусматривает:
- внедрение инструментария для расчёта отклонений фактических величин от плановых;
- разработку мероприятий
по устранению выявленных отклонений.
4. Контроллинг внешней среды предприятия.
Задачи контроллинга внешней среды (КВС):
- проведение мониторинга состояния внешней среды;
- сбор и обработка планово-прогнозной информации;
- оценка контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий);
- прогнозирование состояния внешней среды;
- определение сильных и слабых сторон предприятия;
- подготовка информации для планирования будущего поведения предприятия во внешней среде.
Инструменты КВС - целесообразно чётко выделить следующие сегменты внешней среды: законодательство, технический прогресс, инфраструктуру, рынок труда, поставщиков, международные рынки, экономику, покупателей и т.д.
При анализе
состояния внешней среды особое
внимание уделяется анализу рынков, анализу
уровня конкуренции и технологий. Анализ
работы предприятий-конкурентов строится
по такой же схеме, что и анализ работы
собственного предприятия. Анализ может
проводиться как в форме чистого анализа
фактов, так и в форме причинно-следственного
анализа, чаще всего при изучении отклонений.
5. Контроллинг в системе управления предприятием (организацией).
Два типа контроллинга - стратегический и оперативный.
1) Стратегический - помощь в использовании всего потенциала, определяет цели и задачи для оперативного. Целевая функция - обеспечение успешного функционирования. Показатели успеха – доля рынка, рост рынка и т.д. Перспектива - долгосрочная и среднесрочная. В целях поддержания стратегического плана нужно осуществлять стратегический контроль. При формировании его концепции решают задачи:
- установление нормативных величин;
- определение реальных величин;
- выявление необходимых
действий для управления
Процесс стратегического контроля - 3 фазы:
- формирование конрольных величин;
- проведение контрольной оценки;
- принятие решения.
Основной
источник информации в
2) Оперативный -
оказание помощи в достижении запланированных
целей. Показатели - прибыль, рентабельность,
краткосрочная перспектива. Основная
задача - обеспечение поддержки менеджерам
для достижения запланированных показателей.
Основное отличие - стратегический ориентируется
на тенденции, операционный - на настоящее.
6. Контроллинг маркетинга и сбыта.
Основная задача - информационная поддержка менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов. Основные сферы деятельности: политика продукта, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика.
Виды контроллинга:
1) Стратегический контроллинг - включает стратегическое планирование и контроль (анализ стратегического портфеля, матрица продукт-рынок).
2) Оператиный контроллинг - решает следующие задачи:
а) формирование и контроль сбыта - анализ оборота, издержек и прибыли, анализ эффективности запланированных мероприятий по сбыту, анализ и оценка выгодности клиентов для получения прибыли;
б) формирование и контроль ценовой политики - планирование цены и изменение на отдельные виды продукции, планирование конкретных мероприятий по дифференцированию цен для разных потребительских групп;
в) формирование коммуникационной политики - анализ распределения коммуникационных издержек, сравнительный анализ коммуникационных издержек в отрасли и по конкурентам, проведение сравнительных расчетов затрат для альтернативных мероприятий.
Основные инструменты контроллинга:
1) Стратегического:
а) GAP анализ – установление отклонений желательного развития ситуации от ожидаемого - количественное сопоставление прибыли, рентабельности и т.д.
б) портфолио анализ - распределение деятельности компании по отдельным стратегиям относительно продукции и рынков.
2) Оперативного:
а) маржинальная прибыль - анализ эффективности конкретных мероприятий, предметы анализа - группы товаров, регионы и т.д.
б) сравнительные расчеты - анализ издержек, им противопоставляется доход компании, используют показатели:
- оборот/расходы на рекламу;
- оборот/издержки продаж;
- оборот/ издержки
на постпродуктное обслуживание.
7. Контроллинг обеспечения ресурсами.
Деятельность предприятия в области закупок преследует цель найти и предоставить с минимальными издержками материальные ресурсы, необходимые для производственного процесса. Контроллинг позволяет оптимизировать решение проблемы: «ограниченность ресурсов – безграничность потребностей». Контроллинг обеспечения ресурсами включает в себя следующие задачи:
- информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов;
- анализ закупаемых ресурсов;
- расчет эффективности работы отдела снабжения.
Инструменты контроллинга закупок:
1) первичные
исследования (опросы и наблюдения,
которые дополняются
2) вторичный
анализ (обработка полученной
- АВС-анализ. Задача ABC - анализа состоит в оказании помощи покупателю (службам обеспечения) при выборе наиболее значимых для предприятия материалов. В процессе ABC-анализа рассчитываются количество и стоимость потребляемых материалов. По итогам расчета формируются три группы товаров: А (наибольшей кумулированной стоимостью - количество товара, умноженное на его цену), В (в диапазоне от 50 до 90% кумулированной стоимости) и С (минимальной).
- Анализ возможных ситуаций прерывания процесса производства.
- Определение
верхних границ цен (
8. Контроллинг производства.
Целевая задача контроллинга производства (КП) управление производственными запасами. К задачам КП относится:
- оптимизация производственных издержек, в том числе программы их снижения;
- формирование
условий эффективности
- предоставление
информации другим
В обязанности
контроллера производства
9. Контроллинг в сфере логистики.
Логистика
применительно к предприятию
представляет планирование, управление
и контроль за складированием
и транспортированием всех