Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:41, лекция
Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:
1) адаптация стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;
2) создание системы обеспечения информацией;
3) согласование оперативных и стратегических планов;
4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;
5) адаптация организационной структуры организации.
Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.
Планирование и бюджетирование на предприятии относятся к числу наиболее сложных и ответственных функций менеджмента. Закладываемые в плане мероприятия и бюджетные средства на их реализацию служат базой для достижения намеченных целей.
Вначале, как известно, идет стратегическое планирование, в процессе которого вырабатываются цели, задачи и стратегии для предприятия в целом и его сфер бизнеса. Затем оперативное планирование предназначенное формулировать на базе стратегических целей соответствующие годовые (оперативные) планы, с тем чтобы показать путь развития предприятия на короткий промежуток времени.
Бюджет составляется в рамках формального процесса планирования - бюджетирования, в основе которого лежат пять основных принципов:
1) Принцип целесогласования (процесс бюджетирования начинается "снизу вверх").
2) принцип приоритетности
в отношении задачи
3) Принцип причинности
(каждая плановая единица
4) Принцип ответственности
(передача каждому
5) принцип постоянства
целей (установленные базовые
величины не должны быть
17. Показатели оценки деятельности предприятия (организации).
В экономике под показателям и понимают абсолютные и относительные величины, которые отражают те или иные экономические реалии хозяйственной деятельности организации (предприятия). Для того чтобы показатели были применимы для контроллинга, они должны отражать состояние и результаты деятельности какой-либо сферы предприятия, обладать актуальностью, компактностью, динамичностью, ориентировать на прогнозирование, допускать сравнение.
Показатели:
1) Логико-дедуктивные
системы показателей (
- Du Pont (центральный показатель - рентабельность инвестированного капитала);
- Pyramid Structure of Ratios (показатели формируются на основе отнесения различных позиций к обороту, что ведет к ограничению информативности величин, не зависящих от оборота.);
- ZVEI (состоит из двух крупных блоков: анализа роста и структурного анализа);
- система показателей RL (центральные величины системы - рентабельность и ликвидность).
2) Эмпирико-индуктивные
системы (созданы путем
18. Отклонения в системе контроллинга и их анализ.
Отклонения
плановых и фактических
1) Стоимостные
параметры - затраты, доходы с
оборота, маржинальная прибыль,
2) Параметры
организационной структуры - места
возникновения затрат, продуктовые
и региональные дивизионы,
3) Временные параметры - дни, недели, месяцы, кварталы, годы.
Различают следующие виды отклонений:
1) Абсолютные
отклонения: разница, получаемая
путем вычитания одной
2) Относительные
отклонения - отклонения рассчитываются
по отношению к другим
3) Селективные
отклонения - этот метод расчета
отклонений предполагает
4) Кумулятивное отклонение - суммы, исчисленные нарастающим итогом (кумулятивные суммы), и их отклонения позволяют оценить степень достижения за прошедшие периоды (месяцы) и возможную разницу к концу планового периода (года).
5) Отклонения
во временном разрезе. Для
19. Организация подразделения контроллинга (ОПК).
Служба контроллинга является самостоятельным подразделением. ОПК имеет 3 альтернативы организации контроллинга:
1) Контроллер
дисциплинарно подчинен
2) Контроллер
дисциплинарно подчиняется
3) Эта альтернатива
представляет собой штабную
20. Профессиональные качества персонала подразделений контроллинга.
Контроллер - специалист, реализующий функции и задачи контроллинга. Котроллер выполняет сервисные функции в области экономики и управления:
1) обеспечивает ясность в отношении затрат и результатов в целом по предприятию и его структурным подразделениям;
2) организует работу по ведению учета с ориентацией на менеджмент;
3) координирует цели и планы;
4) отвечает за
создание базы по управлению
рентабельностью и
Требования
к профессиональным и личным качествам:
основы экономики и организации предприятия;
финансовый учет (бухгалтерия); расчет
затрат; умение считать и анализировать
баланс; планирование, расчет и анализ
инвестиций; владение методами и инструментами
планирования; владение методикой анализа
по возможным отклонениям; не разглашать
коммерческую тайну, включая факторы,
подтверждающие наличие проблемных областей;
умение оказывать моральную поддержку
сотрудникам при возникновении проблем;
видеть и ставить проблемы в условиях
неопределенности; думать о факторах,
влияющих на успех предприятия в перспективе;
абстрагироваться от рутинной деятельности;
оценивать новшество и содействовать
его продвижению.
21. Фазы внедрения контроллинга на предприятии (в организации).
Процесс
внедрения начинается с
1) системы планирования и бюджетирования на предприятии;
2) методики расчёта маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельными подразделениями, продуктам, клиентам и рынкам;
3) методов расчётов затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
4) системы отчётности, ориентированной на конкретных пользователей внутри предприятия;
5) методики расчёта эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
6) методики анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.д.
Основные
признаки «вживания»
1) чёткий и ясный язык представления результатов деятельности анализируемых объектов;
2) убедительная для менеджеров предприятия интерпретация результатов деятельности их подразделений;
3) появление у контроллеров определённой независимости и элементов настойчивости аргументации;
4) готовность к сотрудничеству и коммуникациям.
Данная фаза вживания контроллинга протекает достаточно долго: 2-3 года.
Признаки упрочнения позиций:
1) удовлетворение
менеджеров результатами
2) появляется взаимное доверие, возрастает объём совместных работ и коммуникаций;
3) конроллеры становятся признанными партнёрами менеджеров;
Рост
значимости объёма функций
22. Информационная поддержка системы контроллинга предприятия (организации).
Система
оперативной обработки
В качестве
внутренних источников
1) система внутрифирменного электронного документооборота;
2) документы из электронных хранилищ;
3) документы на бумажных носителях;
4) транзакционные
системы, предназначенные для
операционной работы, в том числе
с клиентами, включая клиентов
филиалов и представительств. Доставка
информации может
23. Задачи информатизации контроллинга.
Информация,
которая поступает
Факторы неопределённости и риска требуют необходимого для их оценки и принятия адекватных решений информационного сопровождения на основе современных технологий. Особенно важна роль деловой информации, поступающей из внешних источников, в условиях российского рынка, которая характеризуется такими особенностями, как коррумпированность чиновника, криминализация бизнеса, отсутствие правовых гарантий и наличие иных факторов, присущих переходной экономике. Без информации о политическом положении нельзя принимать решения о размещении филиалов в регионе; без информации о клиенте трудно определить, стоит ли выдавать ему кредит и под какие проценты и т.д.