Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:41, лекция
Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:
1) адаптация стратегических целей развития организации к измененным условиям внешней среды;
2) создание системы обеспечения информацией;
3) согласование оперативных и стратегических планов;
4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;
5) адаптация организационной структуры организации.
Обеспечивает методологическую и инструмент базу для поддержки функций менеджмента.
Основная задача контроллинга логистики - текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов, также в функцию контроллинга входит разработка методики управления складскими запасами. Эффективное управление складскими запасами возможно лишь после определения потребностей производства в материальных ресурсах на основе выбранных методов. Предпосылкой проведения расчётов издержек служит системный охват работ в области логистики и связанных с ними издержек. Издержки разбиваются на постоянные и переменные. Основные места возникновения издержек в логистике - это места приёма материалов, входной склад, склад готовой продукции.
В области контроля над экономичностью контроллинг призван вырабатывать рекомендации для руководителей разного уровня таким образом, чтобы достигалась оптимальная комбинация затрат в логистике. При отслеживании экономичности используются следующие показатели:
1) степень готовности поставщика;
2) стоимость недополученного продукта;
3) время приема
товара.
10. Финансовый контроллинг (ФК).
Основная
задача финансового управления -
поддержание нужного уровня
- участие в
формировании специфических
- составление
балансов и отчетов о прибылях
и убытках, формирование
- контроль финансовых показателей.
Задачи финансового контроллинга:
1) Обеспечение
ликвидности. Ликвидность - способность
в необходимом объеме и в
любое время выполнить
- структурное
поддержание ликвидности - удержание
сбалансированной структуры
- текущее обеспечение
ликвидности - ориентировано на
финансовый план. ФК должен координировать
базовые планы. Также должен
планировать соответствие
- поддержание
ликвидности резервов и
2) С помощью бюджетирования прояснение взаимосвязи между внутренними и внешними сферами.
3) Исполнение на практике показателей.
Функции ФК:
Контроль, который включает оценку планов и их выполнение, корректировку планов и повышение их качества.
ФК – инструмент анализа баланса и отчет о прибылях и убытках.
Используется показатель WC (работающий капитал): WC = стоимость оборотного капитала (ОК) - краткосрочный заемный капитал. Он показывает, какая доля ОК может использоваться для покрытия долгосрочных обязательств.
Также для анализа
WC используют финансовую паутину - с ее
помощью проясняем связь между различными
целями финансового контроллинга.
11. Контроллинг инвестиций.
Главная задача - достижение целей компании в инвестиционной сфере. Основные направления контроллинга инвестиционной деятельности (ИД):
1) планирование и координация ИД в рамках стратегического и операционного планирования;
2) реализация инвестиций;
3) контроль за реализацией инвестиций.
Также
к задачам относят
- создание системы инвестиционного планирования;
- формирование концепции осуществления инвестиционных расчетов и определение критериев для принятия решения;
- установление оптимальных качественных параметров;
- расчет эффективности ИП.
Методы оценки ИП - контролинг опирается на статистические, динамические методы и функционально-стоимостной анализ.
1) Статистические методы – оценка ИП исходя из ожидаемого результата их реализации:
- статистическая рентабельность = средняя прибыль / средняя величина капитала (выгодны инвестиции, у которых рентабельность не ниже установленного минимального уровня).
- статистическое сравнение сроков окупаемости (сравнение возврата капитала путем расчета периода возврата капитала). Срок окупаемости = используемый капитал / средняя сумма возврата капитала.
Возврат капитала – сумма ожидаемых ежегодных прибылей, амортизационных отчислений и разница между процентами. Предпочтителен проект, когда период возврата капитала не превышает установленного срока.
2) Динамические методы - проведение расчетов для всего срока реализации. Основные методы:
- ЧДД (определение величины чистой дисконтированной стоимости) – это сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному интервалу планирования, или как превышение результатов над затратами. Если ЧДД больше 0 - проект эффективен, если 0 - прибыль равна нулю. Он отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала.
- Внутренняя норма доходности IRR – это ставка дисконтирования при которой ЧДД=0 (максимальная плата за привлекаемые источники финансирования, при которых проект безубыточен). Также это ставка дисконтирования, при которой доход от капитальных вложений равен расходам. Если ставка ссудного процента r=IRR,то стоимость ссудного капитала = стоимости собственного. Если IRR больше требуемой нормы дохода на капитал, то проект принимается.
3) Метод динамического срока окупаемости: чем меньше срок динамической окупаемости, тем меньше риск невозврата инвестиционных выплат.
4) Функционально-стоимостный
анализ.
12. Контроллинг инвестиционных процессов.
Инновации
рассматриваем как отдельные
проекты, так как обладают
Управление инновационными проектами это:
1) система функций
- процесс управления
2) процесс принятия
управленческих решений - выполнение
определенной
3) организационная система.
Принципы управления инновационными проектами:
1) принцип селективного управления - адресная поддержка инноваторов;
2) принцип целей ориентации проектов;
3) полнота цикла управления проектами;
4) этапность инновационных процессов и процессов управления проектами;
5) иерархичность
организации инвестиционных
6) принцип системности, комплексности и т.д.
Основная
задача проект-контроллинга - надзор
за ходом выполнения проекта, контрль
и информационная поддержка эффективности
управления проектом. Составляют план
реализации проекта, также методики и
инструменты, входные параметры - описание
задач проекта, бюджет проекта, планы по
срокам и т.д.
13. Контроллинг персонала предприятия (организации).
В сферу деятельности контроллинга персонала (КП) входит разработка и предоставление инструментов для обеспечения стратегического и оперативного потенциала поддержания необходимой производительности труда на предприятии. Основной задачей КП является систематическая и интегрированная обратная связь между планированием и анализом отклонений. Обычно выделяют следующие базисные функции КП:
1) Информационно-обеспечивающая - построение информационной системы, которая систематически охватывает все необходимые данные: потенциал производительности, затраты на персонал и т.д.
2) Плановая - получение прогнозной, целевой и нормативной информации.
3) Управляющая - разработка и координация мероприятий для устранения негативных отклонений.
4) Контрольно-аналитическая - изменения степени достижения цели, анализ отклонений.
Для реализации перечисленных выше функций КП должны решаться следующие задачи:
- предоставление информации, сервиса и услуг;
- проведение контроля эффективности использования персонала;
- определение потребности в персонале в тактическом, стратегическом и оперативном аспектах;
- развитие персонала, привлечение, стимулирование и увольнение персонала, а так же менеджмент затрат на персонал.
В перспективе
работа с персоналом будет все более децентрализованной,
что приведёт к необходимости повышения
уровня централизации и стандартизации
менеджмента персонала, при этом КП не
должен превращаться в механическую систему,
ограничивающуюся лишь монетарными показателями
их систем финансового и управленческого
учёта.
14. Система контроллинга прибыли.
Контроллинг прибыли - целостная концепция экономического управления организацией, которая направлена на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка. Главным объектом контроллинга является прибыль предприятия. Таким образом, контроллинг прибыли - средство функционирования финансовой структуры управления прибылью. Применение финансовой стратегии по управлению прибылью позволит:
- обеспечить текущую платежеспособность;
- выявить финансовые
резервы по центрам
- организовать
учет, анализ, планирование, контроль
и регулирование финансовых
Планирование прибыли - сложный
и многогранный процесс, включающий анализ
хозяйственных связей предприятия и финансовых
показателей за период, предшествующий
планируемому. Представляет собой
подсистему управленческого учета, обеспечивающую
концентрацию плановых и контрольных
действий на наиболее приоритетных направлениях
формирования, распределения и использования
прибыли организации, своевременное выявление
отклонений фактических результатов от
предусмотренных и принятие оперативных
управленческих решений по выполнению
установленных заданий. Для управления
прибылью целесообразно использовать
отдельные инструменты стратегического
и оперативного контроллинга
15. Формирование структуры бизнеса предприятия (организации).
В структуре бизнеса предприятия в целом возможно выделение трех видов квазипредприятий: профит-центров (центров прибыли), сервис-центров и центров затрат.
1) Профит-центр
- работает по реальным рыночным
ценам с получением дохода
с оборота из внешнего рынка.
Практически полная свобода
2) Сервис-центр
- результат деятельности
3) Центр затрат
- выполнение стандартных работ
по фактически возникающим
Построение структуры бизнеса
предприятия на базе
16. Планирование и бюджетирование в системе контроллинга.