Лекции по теории финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:31, курс лекций

Описание

Тема 1. Концепции управления финансами
Современные теории фирмы
Идеальные и эффективные рынки капитала
Агентские отношения и теория асимметричной информации
Теории структуры капитала и дивидендной политики
Концепция управления на основе стоимости
Теория человеческого капитала

Работа состоит из  1 файл

Лекции.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теория  финансового менеджмента 

 

Тема 1. Концепции управления финансами 

  1. Современные теории фирмы
  2. Идеальные и эффективные рынки капитала
  3. Агентские отношения и теория асимметричной информации
  4. Теории структуры капитала и дивидендной политики
  5. Концепция управления на основе стоимости
  6. Теория человеческого капитала
 

      Максимизировать рыночную стоимость  компании. 

      В теории финансового менеджмента  критерии финансовых решений опираются  на оценку будущей выгоды владельцев компаний. Стратегической целью управления является увеличение богатства собственников за счет роста капитализированной стоимости компании (роста цены акций).

      Исходя  из стратегической цели рассмотрим теории, на которых базируется финансовый менеджмент, как наука управления финансами.

      Как научное направление финансовый менеджмент сформировался в экономически развитых странах в начале XX в. 

      государственная собственность –  централизованная экономика

      отсутствие  рынка ценных бумаг

      отсутствие  специалистов 

      Принято считать, что первыми работами были работы Г. Марковица и его ученика У. Шарпа, заложившие основы современной теории портфеля. Основной вклад по теории структуры капитала был сделан работами Ф. Модильяни и М. Миллера. Теория портфеля и теория структуры капитала являются сердцевиной науки и техники управления финансами крупной компании, поскольку отвечают на два важных вопроса: откуда взять и куда вложить финансовые ресурсы?

      С развитием теории финансового менеджмента  менялись подходы, или критерии, оценки эффективности управления. 

20-е гг. 70-е гг. 80-е гг. 90-е гг.
 
  • модель Дюпона
 
  • ROI (доходность собственного капитала)
 
 
  • прибыль на акцию
 
  • цена собственного капитала
 
  • ROE (рентабельность собственного капитала)
 
  • RONA (прибыль)
 
  • CF (денежные потоки)
 
  • EVA (экономическая добавленная стоимость)
 
  • BSC (система сбалансированных показателей)
 
  • CVA (добавленная стоимость потока денежных средств)
 

     1. Модели, или теории, это упрощенное описание реальности или научное объяснение закономерностей развития природы и общества.

     Известно, что основной организационной формой производства является предприятие (фирма, корпорация). В современной науке в трактовке (или в описании) природы фирмы сложилось несколько теорий (или подходов).

    1. Традиционный подход. Фирма представляется как совокупность самостоятельных элементов, функционирование которых подчиняется общим закономерностям:
    • главной характеристикой деятельности фирмы является цель;
    • главной целью выступает максимизация прибыли;
    • достижение этой цели возможно при реализации принципа равенства предельных издержек предельному доходу (маржиналистский подход).

         Данный  подход определяет предприятие как  абстрактный условный объект. Реальные условия управления породили новые  теории.

    1. Управленческая теория фирмы. Представители: У. Баумоль, О. Уильямс.

         Возникла  в связи с разделением функций собственности и управления в современной корпорации.

         Современный управляющий (менеджер) не обременен объектом присвоения и риском потери. Главный мотив его деятельности: карьерный рост, статус, престиж и максимизация собственного дохода.

         Вместе  с тем, профессиональный менеджер имеет  большие возможностей (потому что он профессионал) и условий, чтобы обеспечить реализацию интересов собственника более эффективно, чем сам владелец компании. 

         Профессиональный  менеджер Собственник 

    1. Поведенческая теория. Работы Г. Саймона, Р. Сайерта и Дж. Марча.

         Согласно  ей, в основе характеристики фирмы лежит анализ не цели, а поведения и особенностей принятия решений управленческим составом корпорации.

         Поскольку фирма сложная система в ней все имеют различные интересы и цели. Менеджмент различные интересы должен в чем-то концентрировать, выразить, чтобы достичь выполнения стратегической цели. 

Количество  хозяйственных взаимосвязей на предприятии = Количество  подразделений × (Количество подразделений – 1)

2

 

      Например,  

      2. В условиях рыночной экономики компании связаны с рынком капитала (как инвесторы, как кредиторы). Поведение на рынке, активность операций, объем сделок зависят от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренней стоимости. Цена зависит от множества факторов, в том числе, от информации.

      Насколько быстро информация отражается на ценах, характеризуется уровнем эффективности рынка. Эффективность понимается не в экономическом, а в информационном плане доступностью информации участникам рынка.

      Эффективному  рынку присущи такие черты:

    • множественность покупателей и продавцов:
    • информация доступна всем одновременно и без затрат;
    • отсутствуют налоги на корпорации и финансовые издержки; ()
    • все стремятся получить максимальную выгоду; (+)
    • сверхдоходы для всех участников рынка невозможны.

      Выделяют  три формы эффективности рынка  капитала в зависимости от информированности:

    1. слабая форма – текущие цены на акции отражают динамику цен предшествующих периодов, следовательно, нельзя извлечь для себя дополнительные выгоды, анализируя тренды;
    2. умеренная форма – текущие цены отражают всю равнодоступную всем участникам информацию и она немедленно отражается на курсе ценных бумаг;
    3. сильная форма – текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоход от игры на акциях, даже инсайдеры.
 

      3. Агентские отношения – это отношения:

  1. между акционерами и менеджерами;
  2. кредиторами и акционерами.

      Из  управленческой теории фирмы, главная  цель менеджеров – карьера, собственное  благополучие, достигаемое посредством  увеличения темпов роста предприятия.

      Интересы  собственников и менеджеров могут  быть противоположными. Менеджеров можно  побудить действовать на благо акционеров с помощью стимулов, ограничений, наказаний.

      В связи с чем возникают агентские  издержки:

    • на осуществление контроля (например, аудиторская проверка);
    • на создание организационной структуры, ограничивающей возможности действий менеджеров;
    • стимулирование.

      Данные  затраты снижают рыночную стоимость  компании, поэтому увеличение агентских  издержек возможно до тех пор, пока оно перекрывается ростом прибыли. 

          Принципы  управления:

  1. Организация.
  2. Планирование.
  3. Координация.
  4. Регулирование.
  5. Активизация (мотивация).
  6. Учет.
  7. Контроль.
 

    Кредиторы Акционеры 

     Асимметричная информация может оказывать значительное влияние на финансовые рынки. Для того чтобы обеспечить высокую котировку акций, менеджеры могут информировать финансовый рынок о скрытом от него потенциале предприятия. Такие действия называются сигналами, а сам процесс – сигнализацией. Классическим эффективным примером сигнализации является объявление о значительном увеличении выплачиваемых дивидендов. 

     4. Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они различаются по многим позициям, но наиболее важной характеристикой является стоимость капитала, в том числе, собственного и заемного.

     Структура капитала – это соотношение собственных и заемных средств.

     Научный спор идет о том, можно ли сформировать оптимальную структуру и как это скажется на рыночной стоимости компании.

     По  данной проблеме сложилось два основных направления.

  1. Традиционное направление, согласно которому:
    1. стоимость капитала фирмы зависит от его структуры;
    2. существует оптимальная структура капитала, минимизирующая значение средневзвешенной стоимости капитала и максимизирующая рыночную стоимость компании.
  2. Теория структуры капитала Модильяни – Миллера. Они в одной из первых работ пришли к выводу, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами (денежными потоками) и не зависит от структуры капитала. Теория основывалась на концепции идеальных рынков.

          В 1963 году опубликовали вторую работу, введя в первоначальную модель налоги на корпорации. С учетом данного фактора было доказано, что цена акции фирмы непосредственно связана с использованием заемного капитала, и чем выше его доля, тем выше цена акции. 
     

          Далее в теорию структуры капитала включается фактор финансовых затрат и появляется компромиссная теория: фирма должна привлекать заемный капитал до тех пор, пока финансовые издержки не будут уравновешиваться «налоговым щитом». 

      Дивидендная политика 

      5. Все большую актуальность в оценке бизнеса приобретает концепция управления стоимостью компании, основанная на системе сбалансированных показателей и экономической добавленной стоимости.

      Основная  мысль: управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании, ее акций. Критериями успешности компании являются не бухгалтерские показатели, а финансовые и нефинансовые индикаторы.

      Данная  система дает ответы на четыре основных вопроса:

  1. Как фирму оценивают клиенты?
  2. Какие процессы могут обеспечить фирме исключительное конкурентное преимущество?
  3. Каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы? (Инновации, обучение.)
  4. Как оценивают предприятие акционеры? Δ EVA
 

     6. Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, производственный опыт, здоровье и поиск информации.

     В финансовом менеджменте рассматривается  интеллектуальный капитал, как главный  фактор роста рыночной стоимости  компании и ее конкурентоспособности. Он включает не только человеческие ресурсы, но и другие нематериальные активы (например, репутацию фирмы, торговую марку, патенты, ноу-хау и корпоративную культуру). 
 

 

Тема 2. Теория структуры капитала 

  1. Понятие структуры  капитала. Цена источников капитала и  средневзвешенная цена
  2. Эффект финансового рычага (леверидж). Критерии оптимизации структуры капитала
  3. Дивидендная политика предприятия
 

     1. Структура капитала – это соотношение задолженности и акционерного капитала компании (собственного капитала). Она является величиной переменной, поэтому принимаемые решения по ее формированию могут значительно повлиять на рыночную стоимость компании и цену акций.

Информация о работе Лекции по теории финансового менеджмента