Лекции по теории финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:31, курс лекций

Описание

Тема 1. Концепции управления финансами
Современные теории фирмы
Идеальные и эффективные рынки капитала
Агентские отношения и теория асимметричной информации
Теории структуры капитала и дивидендной политики
Концепция управления на основе стоимости
Теория человеческого капитала

Работа состоит из  1 файл

Лекции.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

      Получение указанной информации из первичных  бухгалтерских документов возможно, но очень трудоемко.

      3. Следующий показатель оценки  интеллектуального капитала –  это сопоставление рыночной стоимости  акционерного капитала и текущей  стоимости основных фондов с учетом износа. Разница между ними условно оценивает нематериальные активы.

      4. Д.Тобин предложил показатель интеллектуальной компании, который называется q-коэффициент Тобина. Коэффициент  q есть отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены. Высокое значение q-коэффициента отражает значительную величину интеллектуального капитала.

     5. Для оценки интеллектуальных  активов можно использовать метод  стоимости торговой марки. Подсчитав  стоимость наценки, получаем стоимость торговой марки.

     В России: I метод – главный + затратный метод. 

     5. Технология оценки стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом, разработана австрийским ученым Анте Пулик. Включает несколько этапов:

     1. Вычисление добавленной стоимости.  Добавленная стоимость тождественна понятию «вновь созданная стоимость». 

                              (Маркс) 

      2. Добавленная стоимость создается  капиталом фирмы, которая состоит из трех частей: материальные средства (или средства производства), финансы, трудовые ресурсы (или интеллектуальный капитал). Вычисляется коэффициент стоимости, добавленной финансовым капиталом, и коэффициент добавленной стоимости, созданной человеческим капиталом.

      3. Оценка доли структурного капитала. Добавленная стоимость содержит в  себе часть, которую можно отнести на эффект структурного капитала. Затраты на персонал (v) являются частью добавленной стоимости. Если вычесть их из добавленной стоимости, то в остатке будет оценка доли структурного капитала в абсолютном выражении (в рублях).

      4. Определение относительной доли (%%) вклада структурного капитала в добавленную стоимость фирмы. 
 

      5. Комплексная оценка использования  интеллектуального потенциала фирмы.  Он характеризуется долей добавленной  стоимости в общей стоимости продукции фирмы. Отношение добавленной стоимости к общей стоимости продукта называется коэффициентом стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом. Показывает, насколько эффективно используется потенциал компании. 

     Формулы не писали!!!

 

Тема 4. Теоретически основы финансового управления на основе стоимости 

1. Рыночная  и балансовая оценка стоимости  бизнеса

2. Принципы  и стандарты оценки. Виды стоимости

3. Методы  оценки стоимости

4. Факторы  роста стоимости. Понятие стоимостной  цепочки

5. Методы  управления фирмой на основе  экономической добавленной стоимости 

      1. Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, фирма). Он обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Бизнес как товар имеет ряд особенностей:

  1. это товар инвестиционный, и если доходы меньше издержек, то он теряет инвестиционную привлекательность;
  2. является системой, но продаваться может и как система, и в виде отдельных элементов;
  3. зависит от процессов, происходящих внутри, учитывается качество управления;

    и т.д.

      Оценка  стоимости бизнеса, как и любого другого объекта, представляет собой целенаправленный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении, с учетом влияющих факторов, в конкретный момент времени, в условиях эффективного рынка.

      Данная  концепция отличается от бухгалтерской и позволяет определить рыночную ценности фирмы.

      При бухгалтерской оценке активы фирмы  равны:

А = Об. + Соб. кап.,

где  Об. – обязательства,

      Соб. кап. – чистый собственный капитал.

      При рыночной оценке в этом уравнении  появляется еще одно слагаемое – нематериальные активы:

А’ + HA’ = O’ + Cк’.

      При рыночной оценке реальный собственный  капитал будет равен

СК’ = (A’ + HA’) – O’=

= (A’  – O’) + HA’.

      Это уравнение доказывает, почему фирмы  с отрицательным балансовым собственным  капиталом все еще ценятся рынком.

      Таким образом, бухгалтерская модель не позволяет  реально оценить фирму. Оценка, проводимая на базе экономической концепции, дает реальное представление о том, как  предприятие будет работать в  будущем. 
 
 

      Оценка  бизнеса осуществляется для:

  • повышения эффективности текущего управления;
  • купли-продажи ценных бумаг предприятия на фондовом рынке;
  • купли-продажи предприятия в целом;
  • реструктуризации предприятия (при слиянии, поглощении, ликвидации);

    и т.д.

      Оценка  регулируется законодательством: закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», 1998 г., новая редакция – 2003 г.; закон «Стандарты оценочной деятельности». 

     2. Единую базу оценки стоимости любого объекта составляют принципы оценки:

  1. полезности;
  2. замещения;
  3. ожидания;
  4. наиболее эффективного использования.

     Согласно  принципу полезности, объект только тогда  обладает стоимостью, когда он полезен  какому-либо потенциальному собственнику для реализации определенной экономической функции. Данный принцип дает возможность говорить о стоимости и вообще оценке как таковой.

     потребительная  стоимость ≡ полезность

     Принцип замещения гласит: когда у рационального  покупателя есть выбор, то он не станет платить за собственность больше минимальной цены, взимаемой за  другую собственность такой же полезности. Из данного принципа вытекают основы сравнительного подхода оценки бизнеса.

     Согласно  принципу ожидания, полезность объекта  зависит от стоимости прогнозируемой будущей выгоды от нее и является основой доходного подхода оценки.

     Принцип наиболее эффективного использования собственности связан с  существованием разумного варианта ее применения, который обеспечивает наивысшую текущую стоимость на дату оценки. Этот принцип лежит в основе метода управления стоимостью, направленного на ее максимизацию.

     Все указанные принципы составляют общую методологическую базу управления стоимостью бизнеса, раскрываются в стандартах оценочной деятельности.

     В соответствии с существующими  стандартами при оценке стоимости любого объекта можно использовать три подхода:

  1. затратный;
  2. сравнительный (или рыночный);
  3. доходный.
 

     Под каждым из них понимают совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на:

  1. определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения данного объекта с учетом его износа (затратный подход);
  2. сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними (сравнительный подход);
  3. определении ожидаемых доходов от объекта оценки (доходный подход).

     В рамках каждого подхода существует определенный набор методов расчета стоимости объекта оценки (ст. 6 Постановления Правительства РФ №519 от 6 июля 2001 г.)

     В указанном документе дана определенная терминология, в частности, понятия  «рыночная стоимость», «фундаментальная стоимость», «внутренняя стоимость».

     «…  Под рыночной стоимостью объекта оценки понимают наиболее вероятную цену, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно (т.е. не под дулом пистолета), располагая всей необходимой информацией…»

     Допускается два варианта нахождения рыночной стоимости:

  1. из всего набора реализуемых цен выбирается наиболее вероятное значение, которое и принимается за рыночную стоимость;
  2. в качестве рыночной стоимости берется математическое ожидание цен.

     Задача. На рынке представлено 49 единиц товара по цене 60 руб. и 51 единица по цене 40 руб. Определить рыночную стоимость товара двумя способами.

     1-й  способ. Наиболее вероятная цена  – 40 руб.

     2-й  способ.   

     Фундаментальная стоимость – это характеристика, определяемая посредством оценки рыночной, инвестиционной или иной стоимости объекта всеми указанными выше методами.

     Внутренняя  стоимость бизнеса – это стоимость, которой он обладал бы на рынке в случае полной информированности.

     В стандартах оценки даны и другие виды стоимости, например, инвестиционная, ликвидационная, утилизационная, страховая  и т.д.

     При использовании затратного подхода  стоимость объекта определяется методами замещения и восстановления.

     Доходный  подход включает ряд методов и связан с дисконтированием будущей выгоды, как тó дивидендов, прибыли, денежных потоков и т.д.

     Теоретическую основу этих методов составляет формула:

где          Et – стоимость бизнеса на момент оценки в периоде t;

      E(t+1) – стоимость бизнеса в следующем после момента оценки периоде;

          d(t+1) – дивиденды бизнеса в следующем после момента оценки периоде;

     Rt = (1 + r) – ставка дисконтирования на дату оценки.

      Задача. Спрогнозировать стоимость бизнеса и выгоды, при условии, что собственник ожидает доходность, равную 20%. 

Показатель Вероятность, % Ожидаемое значение
30 50 20
Et

будущая стоимость

700 900 1100 880
dt

ожидаемая выгода (дивиденды)

100 170 230 161
 

      Стоимость бизнеса в настоящий момент, исходя из доходности в 20%:

 усл. ед. 

      3. Исходя из цели управления бизнесом, наиболее предпочтительным критерием его оценки будет стоимость бизнеса для собственников.

      Управление  по данному критерию базируется на следующем балансовом уравнении:

где  Vt – стоимость инвестированного капитала в период t;

     Et – стоимость бизнеса в период t;

     Bt – стоимость долга в период t.

     Задача. Определить стоимость капитала, инвестированного в бизнес в период, когда стоимость бизнеса составляет 330 ус. ед., а размер долга – 240 усл. ед.

Vt = 330 + 240 = 570 усл. ед.

      Формализовав  задачу управления стоимостью, представим ее в виде оптимизационной модели:

Информация о работе Лекции по теории финансового менеджмента