Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:31, курс лекций
Тема 1. Концепции управления финансами
Современные теории фирмы
Идеальные и эффективные рынки капитала
Агентские отношения и теория асимметричной информации
Теории структуры капитала и дивидендной политики
Концепция управления на основе стоимости
Теория человеческого капитала
Получение указанной информации из первичных бухгалтерских документов возможно, но очень трудоемко.
3.
Следующий показатель оценки
интеллектуального капитала –
это сопоставление рыночной
4. Д.Тобин предложил показатель интеллектуальной компании, который называется q-коэффициент Тобина. Коэффициент q есть отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены. Высокое значение q-коэффициента отражает значительную величину интеллектуального капитала.
5.
Для оценки интеллектуальных
активов можно использовать
В
России: I метод
– главный + затратный
метод.
5. Технология оценки стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом, разработана австрийским ученым Анте Пулик. Включает несколько этапов:
1.
Вычисление добавленной
2.
Добавленная стоимость
3.
Оценка доли структурного
4.
Определение относительной доли (%%)
вклада структурного капитала в добавленную
стоимость фирмы.
5.
Комплексная оценка
Формулы не писали!!!
Тема 4. Теоретически
основы финансового
управления на основе
стоимости
1. Рыночная и балансовая оценка стоимости бизнеса
2. Принципы и стандарты оценки. Виды стоимости
3. Методы оценки стоимости
4. Факторы
роста стоимости. Понятие
5. Методы
управления фирмой на основе
экономической добавленной стоимости
1. Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, фирма). Он обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Бизнес как товар имеет ряд особенностей:
и т.д.
Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта, представляет собой целенаправленный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении, с учетом влияющих факторов, в конкретный момент времени, в условиях эффективного рынка.
Данная концепция отличается от бухгалтерской и позволяет определить рыночную ценности фирмы.
При бухгалтерской оценке активы фирмы равны:
А = Об. + Соб. кап.,
где Об. – обязательства,
Соб. кап. – чистый собственный капитал.
При рыночной оценке в этом уравнении появляется еще одно слагаемое – нематериальные активы:
А’ + HA’ = O’ + Cк’.
При рыночной оценке реальный собственный капитал будет равен
СК’ = (A’ + HA’) – O’=
= (A’ – O’) + HA’.
Это уравнение доказывает, почему фирмы с отрицательным балансовым собственным капиталом все еще ценятся рынком.
Таким
образом, бухгалтерская модель не позволяет
реально оценить фирму. Оценка, проводимая
на базе экономической концепции, дает
реальное представление о том, как
предприятие будет работать в
будущем.
Оценка бизнеса осуществляется для:
и т.д.
Оценка
регулируется законодательством: закон
РФ «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации», 1998 г., новая редакция – 2003
г.; закон «Стандарты оценочной деятельности».
2. Единую базу оценки стоимости любого объекта составляют принципы оценки:
Согласно принципу полезности, объект только тогда обладает стоимостью, когда он полезен какому-либо потенциальному собственнику для реализации определенной экономической функции. Данный принцип дает возможность говорить о стоимости и вообще оценке как таковой.
потребительная стоимость ≡ полезность
Принцип замещения гласит: когда у рационального покупателя есть выбор, то он не станет платить за собственность больше минимальной цены, взимаемой за другую собственность такой же полезности. Из данного принципа вытекают основы сравнительного подхода оценки бизнеса.
Согласно
принципу ожидания, полезность объекта
зависит от стоимости прогнозируемой
будущей выгоды от нее и является
основой доходного подхода
Принцип наиболее эффективного использования собственности связан с существованием разумного варианта ее применения, который обеспечивает наивысшую текущую стоимость на дату оценки. Этот принцип лежит в основе метода управления стоимостью, направленного на ее максимизацию.
Все указанные принципы составляют общую методологическую базу управления стоимостью бизнеса, раскрываются в стандартах оценочной деятельности.
В соответствии с существующими стандартами при оценке стоимости любого объекта можно использовать три подхода:
Под каждым из них понимают совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на:
В рамках каждого подхода существует определенный набор методов расчета стоимости объекта оценки (ст. 6 Постановления Правительства РФ №519 от 6 июля 2001 г.)
В указанном документе дана определенная терминология, в частности, понятия «рыночная стоимость», «фундаментальная стоимость», «внутренняя стоимость».
«… Под рыночной стоимостью объекта оценки понимают наиболее вероятную цену, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно (т.е. не под дулом пистолета), располагая всей необходимой информацией…»
Допускается два варианта нахождения рыночной стоимости:
Задача. На рынке представлено 49 единиц товара по цене 60 руб. и 51 единица по цене 40 руб. Определить рыночную стоимость товара двумя способами.
1-й способ. Наиболее вероятная цена – 40 руб.
2-й способ.
Фундаментальная стоимость – это характеристика, определяемая посредством оценки рыночной, инвестиционной или иной стоимости объекта всеми указанными выше методами.
Внутренняя стоимость бизнеса – это стоимость, которой он обладал бы на рынке в случае полной информированности.
В стандартах оценки даны и другие виды стоимости, например, инвестиционная, ликвидационная, утилизационная, страховая и т.д.
При использовании затратного подхода стоимость объекта определяется методами замещения и восстановления.
Доходный подход включает ряд методов и связан с дисконтированием будущей выгоды, как тó дивидендов, прибыли, денежных потоков и т.д.
Теоретическую основу этих методов составляет формула:
где Et – стоимость бизнеса на момент оценки в периоде t;
E(t+1) – стоимость бизнеса в следующем после момента оценки периоде;
d(t+1) – дивиденды бизнеса в следующем после момента оценки периоде;
Rt = (1 + r) – ставка дисконтирования на дату оценки.
Задача.
Спрогнозировать стоимость бизнеса и
выгоды, при условии, что собственник ожидает
доходность, равную 20%.
Показатель | Вероятность, % | Ожидаемое значение | ||
30 | 50 | 20 | ||
Et
будущая стоимость |
700 | 900 | 1100 | 880 |
dt
ожидаемая выгода (дивиденды) |
100 | 170 | 230 | 161 |
Стоимость бизнеса в настоящий момент, исходя из доходности в 20%:
3. Исходя из цели управления бизнесом, наиболее предпочтительным критерием его оценки будет стоимость бизнеса для собственников.
Управление по данному критерию базируется на следующем балансовом уравнении:
где Vt – стоимость инвестированного капитала в период t;
Et – стоимость бизнеса в период t;
Bt – стоимость долга в период t.
Задача. Определить стоимость капитала, инвестированного в бизнес в период, когда стоимость бизнеса составляет 330 ус. ед., а размер долга – 240 усл. ед.
Vt = 330 + 240 = 570 усл. ед.
Формализовав задачу управления стоимостью, представим ее в виде оптимизационной модели:
Информация о работе Лекции по теории финансового менеджмента