Лекции по теории финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:31, курс лекций

Описание

Тема 1. Концепции управления финансами
Современные теории фирмы
Идеальные и эффективные рынки капитала
Агентские отношения и теория асимметричной информации
Теории структуры капитала и дивидендной политики
Концепция управления на основе стоимости
Теория человеческого капитала

Работа состоит из  1 файл

Лекции.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)
    1. Традиционная теория. Согласно ей, дивидендная политика – это политика разделения прибыли на распределяемую посредством дивидендов и капитализируемую.

      Она оказывает  влияние на многие финансовые показатели фирмы, такие как дивиденд на акцию, норму накопления и на рыночную стоимость  фирмы. (Каким образом?)

    1. Теория Модильяни – Миллера. Цена акций компании не зависит от дивидендной политики. Инвесторам безразлично: получать доход в виде прироста стоимости акций или в виде дивидендов. Согласно их теории, стоимость компании определяется способностью приносить прибыль и степенью риска.
    2. Теория «синицы в руках». Представители Гордон, Линтнер. По этой теории рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, поскольку ожидаемая доходность является более рисковой по сравнению с дивидендами.

      Указанные теории противоречивы, не подтверждены и не опровергнуты практикой. Известно, что некоторое увеличение дивидендов приводит к некоторому увеличению цены акции.

      Основные  типы дивидендной  политики акционерного общества.

I. Консервативный подход формирования дивидендной политики.

  1. Остаточная политика дивидендных выплат. (+, –)
  2. Политика стабильного размера дивидендных выплат.

II. Умеренный или компромиссный подход.

    1. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.

III. Агрессивный подход.

  1. Политика стабильного уровня дивидендов. (+, –)
  2. Политика постоянного возрастания размера дивидендов.
 
 

 

Тема 3. Теория интеллектуального капитала 

  1. Интеллектуальная  собственность как основа интеллектуального  капитала: ее сущность, нормативно-правовая база
  2. Понятие и формы интеллектуального капитала (КОПРы)
  3. Интеллектуальные ресурсы в статическом и динамическом аспектах
  4. Методы оценки интеллектуального капитала
  5. Оценка стоимости, добавленной интеллектуальным капиталом     (КОПРы)
 

     1. Как правовая категория интеллектуальная собственность не имеет однозначного толкования. Отличительной чертой объектов интеллектуальной собственности является их нематериальный характер. Понятие «интеллектуальная собственность» (объектами которой являются творения человеческого разума, интеллекта) четко сформировалось только в конце XVIII  в. во Франции (по другим источникам – в Англии).

     Первоначально интеллектуальная собственность была тесно связана с   привилегиями. Вслед за привилегиями начали выдавать патенты. Первый патентный закон принят в 1474 г. Сенатом Венеции.

     В 1709 г. в Англии принят «Статут королевы Анны», где впервые сформулированы принципы защиты авторского права.

     В 20-е гг. XVIII в. в Англии принят закон «Статут о монополиях» – далее называемый «Великой хартией прав изобретателей» (давал преимущества для авторов на 14 лет).

      Охрана  авторского права на международном уровне осуществляется с середины XIX в. на основе двусторонних договоров (например, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений). Охрана произведений обеспечивается, как правило, в течение жизни автора и 50 лет после его смерти.

      В систему ООН входит Всемирная  Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС). Согласно классификации ВОИС, объектами интеллектуальной собственности являются:

  • литературные, художественные произведения и труды;
  • исполнительская деятельность, фонограммы, радиопередачи;
  • изобретения во всех областях человеческой деятельности (например, на карандаш было подано 2 тыс. заявок, патентов выдано, конечно, меньше);
  • научные открытия;
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки;
  • пресечение недобросовестной конкуренции.

     В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией (ст. 44). Действует пакет законов: Гражданский кодекс, Патентный закон, закон «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.

     На  международном уровне действуют  договоры и соглашения в соответствии с    Бернской, Женевской, Всемирной и другими конвенциями об охране интеллектуальной собственности.

     Проблемы  правовой охраны в России:

    1. Отсутствует обобщающий нормативно-правовой акт по интеллектуальной собственности и определяющий само понятие интеллектуальной собственности.
    2. Не работает законодательство о защите против недобросовестной конкуренции.
    3. Отсутствует концепция государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности.

      И другие проблемы.

      Основными задачами в стратегии управления интеллектуальной собственностью являются:

    • систематизация и анализ использования объектов интеллектуальной собственности;
    • выявление избыточных и необходимых объектов интеллектуальной собственности;
    • определение доминирующего объекта интеллектуальной собственности;
    • правовая охрана;
    • коммерциализация;
    • пресечение нарушений исключительных прав.
 

     2. Понятие интеллектуального капитала связано с новой информационной экономикой, является ее главной отличительной чертой от экономики промышленной индустрии.

     В общем виде определение интеллектуального капитала подразумевает знания, интеллект всех работников компании, которые обеспечивают ее конкурентоспособность.

     Получение технологических и организационных  преимуществ над конкурентами –  это основная функция интеллектуального  капитала.

     Интеллектуальный капитал тождественен понятию «нематериальные активы».

    1. Первым признаком интеллектуальной компании является ее рыночная капитализация, превышающая бухгалтерскую стоимость.
    2. Следующим признаком является объем инвестиций, направленных на исследования и разработки. Если они превысили объем инвестиций в  основные фонды, то это тоже служит характеристикой интеллектуальной компании.
    3. Средний уровень образования.
    4. Какой институт закончили работники.
    5. Количество патентов, защищающих интеллектуальную продукцию.

     В экономической литературе нет единой классификации форм интеллектуального  капитала компании.

     Наиболее  часто встречаются следующие  формы:

    1. Рыночные активы, или маркетинговые активы, – это тот потенциал, который связан с рыночными операциями (марочное название товара, повторяемость сделок, портфель заказов, контракты, соглашения).

           Их  значимость в том, что они обеспечивают конкурентное преимущество во внешней среде.

           Данный  вид интеллектуального капитала классифицируется как потребительский.

           Рыночные  активы легче поддаются учету и оценке.

           Например, торговая марка. Ее оценка осуществляется подсчетом надбавки, которую покупатели согласны платить на фирменный продукт.

    1. Интеллектуальная собственность как активы включает ноу-хау, торговые секреты, патенты, авторские права и др. (на 20 лет) Торговые секреты защищаются договором о неразглашении.
    2. Человеческие активы, или человеческий капитал, – совокупность коллективных знаний сотрудников, их творческие способности, умение решать проблемы, лидерских качеств, управленческих и предпринимательских навыков, здоровья.

           Задача хорошего руководителя состоит в «запуске» необходимых механизмов, дающих каждому работнику (или сотруднику) возможность реализоваться.

           Человеческий  капитал прирастает двумя способами:

    1. компания использует максимальный объем знаний своих сотрудников;
    2. максимальное число сотрудников владеет знаниями и способностями принести пользу компании.

           Одним из показателей реализации человеческого  капитала в компании, способности к новшествам, является удельный вес новой продукции в общем объеме продаж.

    1. Инфраструктурные активы – технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия вообще возможной. Например, корпоративная культура, методы управления персоналом, базы данных.

     Есть  и другая классификация форм интеллектуального капитала, например, предложенная Л. Эдвинссоном:

  1. клиентский капитал ≡ клиентский или маркетинговый капитал;
  2. структурный капитал – в него входит интеллектуальная собственность и документированная информация;
  3. гуманитарные активы – сюда он относит человеческий капитал.
 

     3. Функционирование интеллектуального капитала представляет собой динамический процесс, включающий стадии формирования, использования, восстановления и развития данного ресурса.

     Применительно к интеллектуальному капиталу отсутствует понятие физического износа, рассматривается лишь моральный износ, утрата  потенциала знаний.

     Формализация  процесса, связанного с производством  и потреблением знаний, осуществляется на основе нелинейных динамических моделей.

     Следует различать динамику интеллектуальных ресурсов и динамику интеллектуального капитала.

     В первом случае рассматриваются процессы увеличения или уменьшения интеллектуальных ресурсов, которыми обладает организация.

     Во  втором случае рассматривается движение стоимости интеллектуальных ресурсов, перенос стоимости на производимые товары и услуги (т.е. какова отдача).

     Развитие  интеллектуальных ресурсов и увеличение интеллектуального капитала зависят от инвестиций, в том числе, прямых – научно-исследовательская деятельность, и косвенных – в информационные технологии. 

     4. Считается, что наилучшей оценкой любого актива является его рыночная цена на эффективном рынке.

     1. Разница между рыночной ценой (цена акций × их количество) и бухгалтерской стоимостью фирмы наиболее точно отражает совокупный интеллектуальный капитал (Пол Страссман).

     Балансовая  оценка нематериальных активов теоретически доступна, но есть сложности с идентификацией предметов интеллектуальной собственности  и их оценкой. Поэтому в балансе  в строке «Нематериальные активы» в основном стоит прочерк. (ПБУ 14/2000)

     2. Компромиссным вариантом стоимостной  оценки интеллектуальных активов,  или интеллектуального капитала, может быть использован затратный  метод. 

Вид интеллектуального  актива Статьи затрат Величина затрат
 
1. Имидж  фирмы 
 
 
 
 

2. Организационная  культура 

3. Ноу-хау

n. Информационная база

 
1. Пропагандистские  мероприятия

2. Мониторинг обратной  реакции

3. Зарплата специалистов

4. Послепродажное  обслуживание

5. Связи с поставщиками

6. Представительские  расходы

 

    Σ

Информация о работе Лекции по теории финансового менеджмента